Принцип :
«Я знаю, как это делать. Я научу вас».
Цель:
распространение опыта работы по использованию в начальных классах, приёмов, способствующих развитию творческих способностей младших школьников.
Задачи:
Актуализировать и обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал.
Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме, побудить участников к активной работе на занятии.
Способствовать формированию у каждого из участников собственных позитивных внутренних установок на профессию учителя.
Возьмите меру доброты, участья,
Добавьте сердца чистый свет,
Приправьте лучезарной горстью счастья
И каплей острой тайны на десерт.
Загадками дополните творенье,
Сотрудничества меру не забудьте взять,
На творческое, яркое горенье поставьте –
И старайтесь не мешать.
А добавляйте лишь терпенье, пониманье
И креативность, что несёт нам новый век,
Приправьте всё культурой, состраданьем -
В итоге выйдет гармоничный человек,
Что все преграды превзойти сумеет,
Что новый путь всегда найдёт.
Он тернии невзгод преодолеет
И солнце творчества ярчайшее зажжёт!
ЭПИГРАФ
Работа в группах
Интеллектуальная разминка
Пример с урока «Литературное чтение».
«Коротко о книге»
Название русской народной сказки из одного слова, пяти букв.
Главный герой произведения о золотом ключике.
Какая по характеру лиса в русских народных сказках?
Назови писателя, который написал много рассказов о животных.
Как называется часть текста, которую мы пишем с красной строки?
Имя поэтессы Барто.
Назови вторую часть фамилии писателя: Мамин - ….
Учитель должен не просто давать знания, но и стимулировать активную деятельность учеников
Разминка.
Развитие творческого мышления.
Выполнение развивающих частично-поисковых задач.
Решение творческих задач.
ИГРА «Определение»
Подбор синонимов
Оценивание события с разных сторон.
Игра "Хорошо - плохо".
Каждое событие оценивать с двух позиций:
с хорошей и плохой.
Например:
Хорошо | Драка |
Сумел постоять за себя. | Плохо |
Сумел защитить слабого. | Порвал одежду. |
Показал, кто здесь главный и т.д. | Поссорился со своими друзьями |
Фрагмент урока «Литературное чтение».
Проверим и оценим свои достижения.
Выбор заголовка.
Ассоциации к слову «зима».
Проекты. (Творческое рисование)
- Представьте, что на вашу ладошку упала снежинка. Лёгкая, пушистая, красивая…
- На что похожи снежинки?
«Снежные слова»
«Снежная палитра» (Какой снег в декабре, январе, феврале?)
Стихотворение о зиме.
(Дети записывают стихотворение на свою страницу)
ПРИЕМЫ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ
Цель: формирование читательской компетенции школьника
Задачи:
Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста;
Одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; формирование эстетического вкуса;
Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
Приобщение к литературе как искусству слова и практическое ознакомление с теоретико-литературными понятиями.
1. Работа с текстом до чтения – прогнозирование содержания текста:
Прогнозирование по фамилии автора, по названию произведения
Прогнозирование по иллюстрации.
Прогнозирование по пословицам и поговоркам.
Прогнозирование по ключевым словам.
Прогнозирование по выборочному чтению.
Прогнозирование по эпиграфу к уроку.
По высказыванию предположений о героях, теме, содержанию текста
2. Работа с текстом во время чтения- изучающее чтение (в т.ч. диалог с автором).
Ищем скрытые вопросы
Задаём их автору
Сами прогнозируем ответы
Сверяемся по ходу чтения с нашими предположениями.
Включать воображение
3. Работа с текстом после чтения (рефлексивное чтение)
Беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Упражнения для развития творческого воображения
Упражнения, направленные на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное
(Какие чувства при чтении возникли у вас: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?)
Упражнения, направленные на пробуждение воображения и фантазии
(Подберите словесную иллюстрацию к выбранному вами отрывку или нарисуйте её сами. Какие строки произведения подходят к вашей иллюстрации?)
Упражнения, направленные на выражение личностного отношения
(Какие настроения автора вы почувствовали? Поделитесь с товарищами, родителями своими впечатлениями об услышанном. Выразите возникшее у вас чувство)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.