История создания оперы
«Кармен» – кульминация творчества французского композитора Жоржа Бизе (1838-1875) и одна из вершин всей оперной музыки.
Эта опера стала последним произведением Бизе: ее премьера состоялась 3 марта 1875 года, а ровно через три месяца композитора не стало.
Его преждевременная смерть была ускорена тем грандиозным скандалом, который разыгрался вокруг «Кармен»: почтенная публика нашла сюжет оперы неприличным, а музыку слишком ученой.
Переосмысление новеллы П. Мериме
Сюжет заимствован из одноименной новеллы Проспера Мериме, точнее, из ее заключительной главы, содержащей рассказ Хозе о его жизненной драме. Либретто написали опытные драматурги А. Мельяк и Л. Галеви, существенно переосмыслив первоисточник.
Изменены образы главных героев. Хозе – не мрачный и суровый разбойник, на совести которого немало преступлений, а обычный человек, прямой и честный, несколько слабовольный и вспыльчивый. Он горячо любит свою мать, мечтает о спокойном семейном счастье. Кармен облагорожена, исключена ее хитрость, вороватость, активнее подчеркнуто ее вольнолюбие, независимость.
Другим стал сам колорит Испании. Действие происходит не в диких горных ущельях и мрачных городских трущобах, а на залитых солнцем улицах и площадях Севильи, горных просторах. Испания Мериме окутана ночным мраком, Испания у Бизе полна бурного и радостного кипения жизни.
Для усиления контраста либреттисты расширили роль побочных персонажей, которые были едва намечены у Мериме. Лирическим контрастом пылкой и темпераментной Кармен стала нежная и тихая Микаэла, противоположностью Хозе – жизнерадостный и самоуверенный тореадор Эскамильо.
Усилено значение народных сцен. Вокруг главных героев закипела жизнь, их окружили живые народные массы – табачницы, драгуны, цыганки, контрабандисты и т.д.
Действующие лица:
К а р м е н, цыганка . . . . . . . . . . . . . . . . . меццо-сопрано
Д о н Х о з е, сержант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . тенор
Э с к а м и л ь о, тореадор . . . . . . . . . . . . . . . . баритон
Д а н к а й р о, контрабандист . . . . . . . . . . . . . . . баритон
Р е м е н д а д о, контрабандист . . . . . . . . . . . . . . . тенор
Ц у н и г а, лейтенант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . бас
М о р а л е с, сержант . . . . . . . . . . . . . . . . . . . баритон
М и к а э л а, невеста Хозе . . . . . . . . . . . . . . . . сопрано
Ф р а с к и т а, цыганка, подруга Кармен . . . . . . . . . . сопрано
М е р с е д е с, цыганка, подруга Кармен . . . . . . . . . . сопрано
Л и л ь я с П а с т ь я, содержатель таверны . . . . . . без слов
П р о в о д н и к . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . без слов
Офицеры, солдаты, мальчишки, работницы табачной фабрики, молодые
люди, цыгане и цыганки, контрабандисты, тореадоры, пикадоры,
народ.
Действие происходит в Испании в первой половине XIX века.
Идея оперы
Идея оперы заключается в утверждении права человека на свободу чувств.
В «Кармен» сталкиваются два разных жизненных уклада (у Хозе – «патриархальный», у Кармен – свободный, не скованный нормами общепринятой морали), два мировоззрения, две психологии, «несовместимость» которых закономерно приводит к трагическому исходу.
Драматургия оперы
Драматургия оперы основана на контрастном сопоставлении любовной драмы и ярких, праздничных сцен народной жизни.
Это противопоставление развивается на протяжении всего произведения, начиная с увертюры и вплоть до кульминационной заключительной сцены.
I д. Драматургия оперы
1 действие начинается массовой хоровой сценой, показывающей фон, на котором будет разворачиваться драма и предваряющей появление главной героини, Кармен.
Здесь дана экспозиция почти всех главных персонажей (кроме Эскамильо) и происходит завязка драмы – в сцене с цветком.
Кульминационная вершина этого действия – сегидилья: Хозе, охваченный страстью, уже не в силах сопротивляться чарам Кармен, он нарушает приказ, способствуя ее побегу.
II д. Драматургия оперы
2 действие также открывается шумной, оживленной народной сценой в кабачке у Лильяс-Пастья (место тайных встреч контрабандистов).
Здесь получает свою портретную характеристику Эскамильо.
В этом же действии возникает первый конфликт в отношениях Кармен и Хозе: ссора омрачает первое же любовное свидание.
Неожиданный приход Цуниги решает судьбу Хозе, который вынужден остаться с контрабандистами.
III д. Драматургия оперы
В 3 действии конфликт обостряется и намечается трагическая развязка: Хозе страдает от измены долгу, тоски по родному дому,
от ревности и все более страстной любви к Кармен, но она уже охладела к нему.
Центром З действия является сцена гадания, где предсказывается судьба Кармен.
Кульминация – сцена поединка Хозе и Эскамильо и разрыв с ним Кармен.
Однако развязка оттягивается: в финале этого действия Хозе уходит с Микаэлой к больной матери.
В целом, 3 действие переломное в драматургии оперы, отличается сумрачным колоритом (события происходят ночью в горах), пронизано ощущением тревожного ожидания.
Большую роль в эмоциональной окраске действия играют марш контрабандистов с их беспокойным, настороженным характером.
IV д. Драматургия оперы
В 4 действии развитие конфликта вступает в свою последнюю стадию и достигает кульминации.
Развязка драмы происходит в заключительной сцене Кармен и Хозе. Ее подготавливает праздничная народная сцена ожидания боя быков. Ликующие крики народной толпы из цирка составляют второй план и в самом дуэте.
Таким образом, народные сцены постоянно сопровождают эпизоды, раскрывающие личную драму.
Образ Кармен
Кармен - одна из самых ярких оперных героинь. Это - олицетворение страстного темперамента, женской неотразимости, независимости.
Образ Кармен меняется от весело-игривого до трагического - свое право на свободу любви она доказывает ценой собственной жизни.
Ее динамичный образ складывается постепенно из сольных номеров, отдельных реплик, ансамблей.
Тема «роковой страсти», обреченности
Первая характеристика Кармен дана в увертюре, где возникает основной лейтмотив оперы - тема «роковой страсти».
Эта же тема сопровождает первое появление Кармен в опере, приобретая, однако, совсем иной оттенок: оживленный темп, элементы танцевальности придают ей характер темпераментный, зажигательный, эффектный, связанный с внешним обликом героини.
Тема «роковой страсти»
Лейтмотив «роковой страсти» появляется в наиболее важных моментах драмы:
в сцене с цветком в I д. (завязка);
в дуэте Кармен и Хозе во II д. (первая кульминация);
перед «ариозо гадания» в III д. (драматургический перелом) ;
и особенно широко в IV д. - финале оперы (развязка).
«Роковая» тема имеет два облика: в основном это протяжное, напряженное звучание. Она врывается в важные драматургические моменты, как бы предвосхищая трагический исход любви Кармен и Хосе.
Iд. Хабанера
Первый сольный номер Кармен - знаменитая Хабанера.
Взяв за основу подлинную кубинскую мелодию, Бизе создает образ томный, чувственный, страстный, чему способствуют нисходящее движение по хроматической гамме и свободная непринужденность ритма.
Это не только портрет Кармен, но и изложение ее жизненной позиции, своеобразная «декларация» свободной любви.
Музыкальный словарь
Хабанера (от названия города La Habana - Гавана) - испанский танец кубинского происхождения, который по своему ритму приближен к танго.
Исполняется в медленном темпе, движения в значительной части свободно импровизируются: размер 2/4, в аккомпанементе ритмическая фигура:
|
|
I д. Грозный муж
Вплоть до III действия характеристика Кармен выдержана в жанрово-танцевальном плане.
Она дается в серии песен и танцев, пронизанных интонациями и ритмами испанского и цыганского фольклора.
Так, в сцене допроса Кармен Цунигой используется музыкальная цитата - известная шуточная испанская песенка. Мелодию песенки Бизе связал с пушкинским текстом (песня Земфиры о грозном муже из поэмы «Цыгане»). Кармен напевает ее почти без сопровождения, дерзко и насмешливо. Форма куплетная, как и в Хабанере.
|
|
I д. Сегидилья
Наиболее значительная характеристика Кармен в I действии - Сегидилья (испанский народный танец-песня).
Сегидилью отличает неповторимый испанский колорит, хотя композитор не использует здесь фольклорный материал.
С виртуозным мастерством он передает типичные особенности испанской народной музыки.
Сегидилья мировой оперный хит.
Это ключевой момент в сюжете оперы, когда Хозе из добропорядочного солдата под влиянием Кармен совершает первое служебное преступление.
|
|
II д. Цыганская песня и танец
Следующее появление Кармен - в цыганской песне и танце, которым открывается II действие.
Оркестровка (с бубном, тарелками, треугольником) подчеркивает народный колорит музыки.
Непрерывное нарастание динамики и темпа создает образ очень темпераментный, задорный, энергичный.
|
|
II д. Дуэт Хозе и Кармен
В центре II действия - дуэтная сцена Кармен и Хозе. Дуэт выстроен в виде свободной сцены, включающей и речитативные диалоги, и ариозные эпизоды, и ансамблевое пение.
Начало дуэта пронизано чувством радостного согласия: Кармен развлекает Хозе песней и танцем с кастаньетами. Очень простая, бесхитростная мелодия в народном духе, Кармен напевает ее без всяких слов.
Хозе любуется ею, однако идиллия длится недолго - военный сигнал напоминает Хозе о воинской службе.
Композитор использует прием двуплановости: при втором проведении мелодии песни к ней присоединяется сигнал военной трубы. Для Кармен воинская дисциплина не является уважительной причиной для досрочного окончания свидания, она негодует.
В ответ на град ее упреков и насмешек Хозе говорит о своей любви (нежное ариозо с цветком «Видишь, как свято сохраняю...»). Затем ведущая роль в дуэте переходит к Кармен, которая пытается увлечь Хозе свободной жизнью в горах «Туда, туда в родные горы».
«Ариозо с цветком» и гимн свободе - это два совершенно противоположных представления о жизни и любви.
|
|
III д. Сцена гадания. Ариозо Кармен
В III действии, вместе с углублением конфликта, меняется
и характеристика Кармен. Ее партия драматизируется.
Переломным моментом в этом процессе является трагическое ариозо из сцены гадания. Кармен впервые задумалась о своей жизни.
Выразительные средства этого ариозо резко отличаются
от всей предыдущей характеристики Кармен:
вокальная мелодия отличается широтой дыхания;
скорбный, сумрачный колорит;
минорный лад;
низкий регистр оркестровой партии;
однообразный ритм создает ощущение траурного марша.
|
|
IV д. Два дуэта
В последнем, IV действии Кармен участвует в двух дуэтах:
первый дуэт с Эскамильо, он проникнут любовью и радостным согласием;
второй дуэт с Хозе, - трагический поединок, кульминация всей оперы.
Мольбы, отчаянные угрозы Хозе сметаются непреклонностью Кармен. Ее фразы сухи и лаконичны.
Дуэт Хозе и Кармен из 4 д. | |
Вывод
Кармен Жоржа Бизе – одна из самых ярких оперных героинь. Это – олицетворение страстного темперамента, женской неотразимости.
В опере цыганка воплощает смелость и свободолюбие, обаяние и красоту, но без хитрости.
Бизе добавляет главной героине таких черт, как благородство, независимость, прямота чувств.
Кроме того, в трактовке Бизе Кармен приобрела черты трагического величия - свое право на свободу она доказывает ценой собственной жизни.
Образ Хозе
В трактовке композитора Бизе Хозе человечен, прост, лишен черт индивидуальной исключительности.
Хозе в опере это честный крестьянский парень, ставший сначала драгуном, а потом разбойником.
Образ Хосе пронизан романтикой, отсюда и его «романсовые» арии.
Бизе описал своего современника, человека честного, прямого, несколько слабовольного, мечтающего об уютном и спокойном счастье.
В силу роковых обстоятельств он оказался вырван из привычных условий существования - это и послужило причиной его личной драмы.
Видишь, Кармен, хранил я свято
|
|
Образ Микаэлы
Микаэла, невеста Хозе, второстепенный
персонаж новеллы - невинный и чистый.
Юная Микаэла осталась за порогом действия оперы, но позволила создать ряд цельных и трогательных музыкальных страниц.
В опере она показана ласковой и кроткой девушкой. Характер Микаэлы словно противопоставляется характеру Кармен, строптивому и необузданному.
В III д. в лагере контрабандистов появляется Микаэла, разыскивающая дона Хозе. Она очень испугана и просит защиты у Бога в трогательной арии «Напрасно себя уверяю».
|
|
Образ Эскамильо
Волевой, мужественный , прямолинейный в своих действиях тореадор Эскамильо, которому всегда сопутствует удача, в новелле был набросан лишь штрихами, а в опере получил богатое раскрытие характера и красивую вокальную партию.
Особенно хорош Эскамильо в последнем действии. Он появляется под руку с Кармен, одетой с роскошью, которую может себе позволить победитель корриды в зените славы.
Но любовный дуэт «Если любишь меня», который они поют вдвоём, не стал оперным хитом, в отличие от куплетов, который давно исполняются как концертный номер.
Либретто
4 действие. Яркий солнечный день. Площадь в Севилье полна народа. Собравшиеся с нетерпением ожидают начала боя быков. Шумно и радостно приветствуют они шествие героев корриды, возглавляемое всеобщим любимцем Эскамильо. Приветствует его и Кармен. Ее влечет к жизнерадостному, отважному Эскамильо. Подруги Фраскита и Мерседес предупреждают Кармен о грозящей опасности: за ней неотступно следит Хозе. Кармен не слушает их; она устремляется в цирк.
Хозе останавливает ее. Нежно, с любовью обращается он к Кармен. Хозе не верит, что она разлюбила. Но ответ Кармен неумолим: между ними все кончено. «Свободной родилась - свободной и умру», - гордо бросает она в лицо Хозе.
В порыве гнева он закалывает Кармен. Смертью она утверждает свою свободу.
Финал оперы
В финале оперы поистине симфоническую разработку получают все темы увертюры:
тема роковой страсти (в последний раз она проводится в мажоре);
тема народного праздника;
тема тореадора.
Огромную роль играет лейтмотив роковой страсти, который снова и снова звучит в оркестре. Развитие идет по линии неуклонного нарастания драматизма. Кармен погибает в тот момент, когда народ славит победителя, Эскамильо.
Рефлексия
Музыкальное произведение, в основу которого положена новелла Проспера
Мериме:
Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда»
Опера «Кармен»
Опера «Порги и Бесс»
2. В музыкальной характеристике Кармен в опере Ж.Бизе преобладает :
танцевальная музыка
маршевая музыка
песенная музыка
3. В музыкальной характеристике Эскамильо в опере Ж.Бизе преобладает:
танцевальная музыка
маршевая музыка
песенная музыка
4. В музыкальной характеристике Хозе в опере Ж.Бизе преобладает:
танцевальная музыка
маршевая музыка
песенная музыка
5. Номер в опере, который вводит слушателя в атмосферу действия и знакомит с
основными музыкальными темами это:
ария
увертюра
инструментальный эпизод
1. В чем заключается основная идея оперы «Кармен» Ж.Бизе?
Идея оперы заключается в утверждении
права человека на свободу чувств.
В опере «Кармен» сталкиваются два разных жизненных уклада: у Хозе – «патриархальный»,
у Кармен – свободный.
Несовместимость двух мировоззрений приводит к трагическому исходу.
2. В каком действии оперы «Кармен» Ж.Бизе использует прием двуплановости? В чем эта двуплановость выражается?
Примерный ответ.
В центре II действия - дуэтная сцена. Кармен развлекает Хозе песней и танцем с кастаньетами. Композитор использует здесь прием двуплановости - при проведении простой мелодии в народном духе к ней присоединяется сигнал военной трубы.
3. В каком действии оперы и как изменяется музыкальная характеристика Кармен?
Примерный ответ.
В III действии, вместе с углублением конфликта, меняется
и характеристика Кармен. Ее партия драматизируется. Кармен впервые задумалась о своей жизни.
Выразительные средства ариозо из сцены гадания резко отличаются от всей предыдущей характеристики Кармен:
мелодия отличается широтой дыхания;
скорбный, сумрачный колорит;
минорный лад;
низкий регистр оркестровой партии;
однообразный ритм создает ощущение траурного марша.
4. Перечислите самые яркие сольные номера оперы, где образ Кармен раскрывается наиболее ярко.
Примерный ответ.
Музыкальная характеристика Кармен основана на народной песенности и танцевальности. Ее образ складывается из следующих сольных номеров:
Сегидилья из 1д. «В старом предместье Севильи…»
Хабанера из 1 д. «У любви, как у пташки, крылья…»
Испанская песенка из 1 д. «Грозный муж»
Цыганская песня из 2 д. «В цыганах закипела кровь…»
Ариозо из 3 д. «Уж если раз ответ зловещий карты дали…»
5. Какими средствами Ж.Бизе достигает драматического накала чувств в финале оперы?
Примерный ответ.
Сцена смерти Кармен проходит на фоне блестящего жизнерадостного марша, интонациям которого отвечают нежные фразы струнных.
В музыке появляется мотив обреченности, роковой страсти, до сих пор сопровождавший Кармен, но звучит он теперь в мажоре. Именно это усиливает драматизм происходящего на сцене.
Четырежды вторгаются в трагический диалог Хозе и Кармен восторженные возгласы народа и особенно жутко звучит марш Эскамильо в момент убийства Кармен.
Контрольная работа
1. В чем заключается основная идея оперы «Кармен» Ж.Бизе?
2. В каком действии оперы «Кармен» Ж.Бизе использует прием двуплановости? В чем эта двуплановость выражается?
3. В каком действии оперы и как изменяется музыкальная характеристика Кармен?
4. Перечислите самые яркие сольные номера оперы, где образ Кармен раскрывается наиболее ярко.
5. Какими средствами Ж.Бизе достигает драматического накала чувств в финале оперы?
Музыкальная «Угадай-ка!»
№ | Ф. И. | Жанр |
|
1. | Жорж | Ариозо | «Видишь как свято сохраняю цветок…» |
2. | Жорж | Куплеты Эскамильо | «Тост, друзья, я ваш принимаю…» |
3. | Жорж | Хабанера | «У любви, как у пташки, крылья…» |
4. | Жорж | Ариозо | «Уж если раз ответ зловещий карты дали…» |
5. | увертюра |
|
Либретто
1 действие. На городской площади в Севилье, у сигарной фабрики, расположился сторожевой пост. В оживленной толпе мелькают драгуны, уличные мальчишки, работницы сигарной фабрики со своими возлюбленными. Появляется Кармен. Темпераментная и смелая, она привыкла властвовать над всеми. Встреча с драгуном Хозе пробуждает
в ней страсть.
Ее хабанера - песня свободной любви звучит как вызов Хозе,
а цветок, брошенный к его ногам, обещает любовь. Приход невесты Хозе Микаэлы на время заставляет его забыть о дерзкой цыганке. Он вспоминает родную деревню, дом, мать, предается светлым мечтам.
И снова Кармен нарушает спокойствие. На этот раз она оказывается виновницей ссоры на фабрике, и Хозе должен доставить ее в тюрьму. Но чары цыганки всесильны. Сегидилья - еще одна характеристика Кармен. Покоренный чарами цыганки, Хозе нарушает приказ и помогает Кармен бежать.
Либретто
2 действие. В таверне Лильяс-Пастья веселье в разгаре. Это место тайных встреч контрабандистов, которым помогает Кармен. Вместе с подругами Фраскитой и Мерседес она проводит досуг в песнях и танцах. Желанный гость таверны - тореадор Эскамильо. Он всегда весел, уверен в себе и смел. Жизнь его полна тревог, опасна борьба на арене, но сладостна награда герою - слава и любовь красавиц. Темнеет. Посетители покидают таверну. Под покровом ночи контрабандисты собираются на рискованный промысел. На этот раз Кармен отказывается идти с ними. Она ждет друга. В таверну приходит Хозе, но радость их встречи кратковременна. Военный горн призывает драгуна в казармы. В его душе страсть борется с долгом. Кармен негодует. Между влюбленными назревает ссора. Неожиданно появляется Цунига - начальник Хозе, он надеется на благосклонность Кармен. В порыве ревности Хозе обнажает саблю. Воинская присяга нарушена, путь к возвращению в казармы отрезан. Хозе остается с Кармен, чтобы начать новую жизнь, полную тревог и опасностей.
Либретто
3 действие. Глухой ночью, в горах, контрабандисты устроили привал. С ними Кармен и Хозе. Ссора в таверне не забыта. Слишком велико различие между любовниками. Мечтающий о спокойной жизни крестьянина, Хозе страдает от измены долгу, от тоски по родному дому. Лишь страстная любовь к Кармен удерживает его в лагере контрабандистов. Но Кармен больше не любит Хозе, разрыв между ними неминуем. Что-то скажут ей карты? Подругам они предсказали счастье, только Кармен судьба не сулит радости: она прочла в картах свой смертный приговор. С глубокой скорбью размышляет она о будущем . Внезапно приходит Эскамильо — он спешит на свидание с Кармен. Хозе преграждает ему путь. Ревность и негодование вспыхивают в душе драгуна. Кармен останавливает поединок соперников. В этот момент Хозе замечает Микаэлу, которая, преодолев страх, явилась в лагерь контрабандистов, чтобы увести Хозе. Хозе не внемлет ее словам. Лишь принесенное Микаэлой известие о смертельной болезни матери заставляет Хозе покинуть Кармен. Но встреча их — впереди.
Либретто
4 действие. Яркий солнечный день. Площадь в Севилье полна народа. Собравшиеся с нетерпением ожидают начала боя быков. Шумно и радостно приветствуют они шествие героев корриды, возглавляемое всеобщим любимцем Эскамильо. Приветствует его и Кармен. Ее влечет к жизнерадостному, отважному Эскамильо. Фраскита и Мерседес предупреждают Кармен о грозящей опасности: за ней неотступно следит Хозе. Кармен не слушает их; она устремляется в цирк.
Хозе останавливает ее. Нежно, с любовью обращается он к Кармен. Хозе не верит, что она разлюбила. Но ответ Кармен неумолим: между ними все кончено. «Свободной родилась - свободной и умру», - гордо бросает она в лицо Хозе. В порыве гнева он закалывает Кармен. Смертью она утверждает свою свободу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.