Уроки общения с ребенком
Урок первый Принцип- безусловное принятие
Любить ребенка просто за то, что он есть!
Чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится.
Удовлетворение потребности в любви, в принадлежности - необходимое условие нормального развития ребенка.
Задание: четыре объятия в день каждому - просто для выживания,
восемь -для хорошего самочувствия.
Они питают эмоционально, иначе отклонение в поведении
Помощь родителей. Осторожно!
Быть довольным тем, что-то получается. Завтра получится лучше!
Замечаниями хороших результатов не добиться.
Задание:
1.Определите круг дел с которыми ребенок может справиться самостоятельно.
2.Дайте задание, ребенок выполнит, одобрите старания, несмотря на результат.
3.Об ошибках в свободное время и подходящий тон для разговора.
Урок второй
Урок третий«Давай вместе». Закон «зоны ближайшего развития»
Если ребенку трудно, он готов принять вашу помощь
Помогите только в том, что он не может выполнить сам.
Уберечь естественную активность ребенка.
Задание:
1.Взять то, что не очень получается- «Давай вместе!»
2.Поиграйте,поговорите по душам.
Нет времени! На перевоспитание потом уходит в десять раз больше времени и сил.
?Ребенок не делает помощь не принимает –
вы встретились с эмоциональными проблемами в ваших взаимоотношениях
Урок четвертый«А если не хочет?»
Выяснить причины непослушания.
Главное - дружелюбный тон общения.
Если позиция «над ребенком» дети к ней чувствительны, против ее восстают все живые силы их души. Действует психологический закон:
Личность и способности ребенка развиваются только в той деятельности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом.
«Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить»
Задание: (самая мудрая забота)
Постепенно передавайте ответственность за свои дела, поступки
Встреча ребенка с отрицательными последствиями своих действий
(или бездействия) - только тогда повзрослеют!
Урок пятыйКак слушать ребенка
Причина трудностей часто спрятана в сфере его чувств
Активно слушать ребенка -значит « возвращать» ему в беседе то, что он Вам поведал, при этом обозначил свои чувства.
Родители настроены на эмоциональную волну, что он слышит и принимает огорчения.
Очень важно держать паузу.
Дать понять, что Вы поняли случившееся,
а потом обозначить чувства.
Урок шестойЧто нам мешает слушать ребенка?
Приказы, команды
Предупреждения, предостережения, угрозы
Мораль, нравоучения, проповеди
Советы и готовые решения
Доказательства, доводы, нотации,лекции
Критика, выговоры, обвинения
Похвала(в ней есть элемент оценки)
Обзывание, высмеивание
Догадка, интерпретация
Выспрашивание, расследование
Сочувствие на словах, уговоры
Отшучивание, уход от разговора.
Урок седьмойЧувства родителей. Как с ними быть?
Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.
Говорите о своих чувствах от первого лица. Сообщите о своем переживании, а не о нем, не о его поведении
Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.
Лучше изменить что-то вне его. Свои ожидания!
Урок восьмойКак разрешать конфликты?
Конструктивно выигрывают стороны: родитель и ребенок. Два навыка- «Я сообщение, активное слушание».
Требования или запрет должны даваться тоном дружественно-разъяснительном, чем повелительном
Наказания:
Физические- озлобляют, запугивают, унижают детей
Наказывать ребенка лучше лишая его хорошего,чем делая ему плохое.
Зона радости - это «золотой фонд» вашей жизни с ребенком, зона его ближайшего развития, залог бесконфликтной дисциплины.
Урок девятыйПостараться не реагировать привычным образом, то есть так, как ждет от вас ребенок.
Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается: его усилия достигли цели, и он возобновляет их с новой энергией.
Задание:
Привычные непослушания оставить без внимания
Уменьшить свой контроль делами ребенка
Позволить жить своим умом
Перестать требовать полагающего поведения
Организовать с ним совместную деятельность, сам выбраться из тупика он не может
Замечайте даже самые маленькие успехи
Переключить свои отрицательные эмоции (раздражение, гнев, обида), отчаяние)на конструктивные действия.
Урок десятый«Кувшин» наших эмоций
Эмоции - гнев, злоба, агрессия – разрушают психику, здоровье, взаимоотношения с другими людьми
Положительное отношение к себе - основа психологического выживания, и ребенок постоянно ищет, даже борется за него.
Он ждет от вас подтверждений того, что он хороший, что его любят, что он может справляться с посильным делом.
Чтобы не допустить глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку или чувство самоценности
Как поддерживать самооценку, чувство самоценности.
Как это делать:
1.Безусловно,понимать ребенка;
2.Активно слушать его переживания и потребности;
3.Бывать вместе, читать заниматься;
4.Не вмешиваться в занятия, с которыми он справляется;
5.Помогать,когда просит;
6.Поддерживать успехи;
7.Делиться своими чувствами (значит доверять);
8.Конструктивно разрешать конфликты;
9.Использовать приветливые фразы: Мне хорошо с тобой. Ты мой хороший, любимый. Ты, конечно, справишься.
10.Обнимать не менее 4-х раз,а лучше 8 раз в день!
В числе «трудных» не худшие, а чувствительные и ранимые.
Эмоциональная причина не осознается ни самим ребенком, ни взрослым.
Причины нарушений поведения
Разрушительные эмоции -гнев, злоба, агрессия-причина конфликта
Вызваны страдательными чувствами (эмоции- боль, обида, страх.
Их нелегко высказать, о них умалчивают).
1.Борьба за внимание
2.Борьба-самоутверждение против чрезмерной родительской власти и опеки.
3.Желание отомстить;
4.Потеря веры в собственный успех, не удовлетворенные потребности.
Человеку нужно, чтобы его любили, чтобы у него был успех, чтобы он мог себя реализовать, развить свои способности, самосовершенствоваться.
Уважать себя!
Параметры нормального семейного воспитания
Формирующее воспитание- активный сознательный процесс. (Составление планов по самоизменению)
Важные качества, которые необходимо воспитывать:
воля, самоорганизация. Самоконтроль, стремление к самостоятельности, выдержанности, умение доводить до конца начатое дело, лидерские свойства.
Вырабатывать у мальчиков формы мужского поведения, в девочках - женственность.
Формирование дисциплинированности, подчинение родительскому авторитету.
Развивать качества,являющиеся объектом формирования характера:
Способности, ум, память, внимание, физические данные
Учить- общению, учить жить среди людей, коммуникативные навыки
Характер родительского воздействия - демонстративность,
обратить на себя внимание!
Оптимальные родительские позиции
1.Адекватность-только в спокойной обстановке, объяснить состояние, мне «плохо» от того, что…
2.Гибкость-родительские требования могут меняться, объяснить, почему…
3.Прогматичность-объяснять и подчинять поведение, полезность так себя вести (поступать).
Параметры родительского контроля
(Мин).не зрелый ___________контроль______________(макс).зрелый
При мин. Контроле - нечетко выражает свои требования, недовольство проявляет спонтанно, очень эмоционально, при плохом настроении-крик.
При макс.контроле - четко формирует свои требования, настаивает на их выполнении и четко реагирует на их выполнении.
1.Четкие требования, контроль, чтобы повлиять на изменения
Мин.________________________ РК ______________________________макс.
2.Родительские требования направлены на развитие самостоятельности
зрелости, независимости, полной самостоятельности
Мин. ________________________ С _____________________________макс.
3.Общение родителей с детьми.
Мин.________________________ О ______________________________макс.
4.Эмоциональная поддержка.
Мин.________________________ ЭП _____________________________макс
При мин.- не умеет выражать свои позитивные чувства и поддержку.
При макс.- выражают самые разные чувства и способы оказания эмоциональной поддержки.
Все должно идти к максимуму!
Советы родителям
ВЫ - РОДИТЕЛИ,ОН - ВАШ РЕБЕНОК
1. Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
2. Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
3. Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
4. Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
5. Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
6. Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
7. Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
8. Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
9. Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
10. Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
11. Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
12. Если ребенок не находит понимания дома, он ищет его в другом месте.
13.Если родители лгут друг другу, они учат ребенка лицемерить.
14. Если вы плохо отзываетесь об окружающих, ребенок растет тщеславным и бессердечным.
Хотите, не хотите ли, вы все-таки родители!
И согласно положению Конвенции прав защиты ребенка основная ответственность по воспитанию детей ложится на родителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.