Презентация к практико-ориентированному семинару "Использование методов коучинга в работе педагогов образовательных организаций в ситуациях проявления буллинга в школе."
Оценка 5

Презентация к практико-ориентированному семинару "Использование методов коучинга в работе педагогов образовательных организаций в ситуациях проявления буллинга в школе."

Оценка 5
Презентации учебные
docx
социальная работа
Взрослым
25.12.2020
Презентация к практико-ориентированному семинару "Использование методов коучинга в работе педагогов образовательных организаций в ситуациях проявления буллинга в школе."
В данной презентации отмечены основные моменты семинара для лучшего восприятия информации.
Семинар по буллингу.docx

Практико-ориентированный семинар для педагогов образовательных организаций.

«Использование методов коучинга в работе педагога в ситуациях проявления буллинга в школе»

 

Оборудование:

1.     Магнитная доска;

2.     Магнитики;

3.     Проектор;

4.     Интерактивная доска.

Мое выступление посвящено актуальным и пока малоизученным проблемам проявления и остановки буллинга в школьной среде. (Слайд 2) Оно адресовано педагогическим работникам образовательных учреждений, психологам, родителям.

         Данное занятие носит практико-ориентированный характер. Я вас познакомлю с одним из методов по работе с детьми-агрессорами.

         Для начала давайте посмотрим, какие бывают виды буллинга. (Слайд 3)

И немного статистики. (Слайд 4, 5)

Вопросам раннего выявления и профилактики буллинга в детской среде в последнее время в нашей стране уделяется самое пристальное внимание.

Предпринимаемые специалистами усилия происходят на фоне возрастающей агрессии в детской среде: телевизионные программы и газетные статьи все чаще демонстрируют обществу вопиющие случаи детской групповой жестокости по отношению друг к другу; об этом же говорят приговоры судов и постановления органов внутренних дел.

Жертвой жестокого обращения в детской среде потенциально может стать любой ребенок. Однако наиболее уязвимыми становятся дети, отличающиеся от своих ровесников какими-либо внешними особенностями (как физическими, так и психическими): принадлежностью к иному этносу, с физическими недостатками, с нетипичным поведением и т.д. Провоцировать к себе подобное отношение могут дети с низкими коммуникативными способностями, конфликтные, с негативной установкой на мир.

Также широкая политика инклюзии провоцирует школьный буллинг, если предварительно не проводилась соответствующая работа.

Крайне недостаточно описанных и внедренных технологий, практических приемов и упражнений по работе с буллерами и их жертвами, апробированных форм и методов профилактической работы.

         Поэтому цель сегодняшнего занятия – оказание практической помощи специалистам сферы образования в работе с выявленными фактами школьного буллинга.

         Чтобы не было путаницы, давайте определимся в понятиях «буллининг» и «конфликт».

         Хочу привести пример. Во втором классе ребята на уроке труда с помощью техники папьмаше сделали черепашку. Черепашка Оли получилась несколько неуклюжей, с огромной головой и маленькими лапками. Миша на перемене стал дразнить Олю, говоря, что у нее какой-то уродец, а не черепашка. В отличие от Оли, Мишина черепашка удалась на славу. Оле было очень обидно и за себя, что она такая безрукая и за свою черепашку. Хоть черепашка и не очень похожая получилась, но она ее успела полюбить. С тяжелым сердцем Оля шла домой думая, что, завтра придя в школу она, наверное, сломает свою бумажную игрушку, чтобы больше никто над ней не смеялся. Но на следующий день контрольная работа, соревнования на уроке физкультуры и другие школьные заботы перекрыли горести и печали Оли, а Миша и вовсе забыл, что было вчера. А спустя два дня ребята на факультативе по чтению прочитали сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утенок» и вместе с учительницей обсудили ее содержание. После этого урока Миша подошел к Оле и попросил у нее прощения за свой поступок двухдневной давности и иногда даже помогал на уроках труда.

         Можем ли мы данную ситуацию назвать «буллингом»? (Нет)

         Тогда что это было? (Конфликт)

         Давайте сейчас попробуем дифференцировать понятия «конфликт» и «буллинг». (Раздаточный материал. См. Приложение 1)

На магнитную доску прикрепляются:

Конфликт                                                Буллинг

 


1.     Равные силы. 

2.     Чаще возникает спонтанно.  

3.     Обе стороны ответственны за происходящее. 

4.     Длится недолго. Стороны стараются уладить как можно быстрее.

5.     Не планируют, случается здесь и сейчас.

6.     Можно разрешить.

 

1.     Неравные силы.

2.     Спланированное систематическое унижение.

3.     Пострадавший не виноват в случившемся.

4.     Регулярно повторяющееся действие.

5.     Чаще планируется, оговариваются стратегии действия.

6.     Можно только прекратить.


После работы с аудиторией, подводится итог. (Слайд 6)

 

1. Главное отличие травли от конфликта — неравные силы. В конфликте обе стороны одинаково сильны и могут равноценно влиять на ситуацию. В случае травли жертва ощущает себя беспомощной.

2. Конфликт чаще возникает спонтанно. Он не планируется заранее и сопровождается выплеском накопившихся эмоций. Травля — это спланированное систематическое унижение одного ребёнка группой других детей. Как в этих историях.

3. В конфликте обе стороны ответственны за происходящее. В случае травли жертва не виновата в случившемся. Она не выбирала такую ситуацию. И стать жертвой может любой ребёнок.

4. Конфликт длится недолго. Стороны стараются уладить его как можно быстрее. Травля же — регулярно повторяющееся действие, цель которого намеренно унизить жертву, а суть в эмоциональном или физическом насилии.

 

         Кто становится жертвами буллеров, мы чаще всего можем предсказать. А вот сами буллеры могут стать для нас неожиданностью. У нас чаще буллер ассоциируется с чудовищным негодяем из социально опасной семьи.  Поэтому попробуем сейчас составить психологический портрет подростка-буллера.

Раздаточный материал!!! Работа группы над психологическим портретом подростка-буллера.

         Если, среди записанных характеристик чего-то нет, можете дописать на доске.

         Итак, пожалуйста, обоснуйте свой выбор, относительно психологического портрета подростка-буллера. Почему вы сделали такой выбор?

На доске надпись: «Психологический портрет подростка-буллера». Прикрепляется к магнитной доске.

(Слайд 7)

         Ну, вот теперь, когда мы разобрались более подробно с понятиями, познакомились с психологическим портретом буллера, можем двигаться дальше.

         (Слайд 8) Исходя из названия темы встречи, осталось разобраться еще с одним понятием.  Это понятие «коуч». «Коуч» - в переводе с английского это тренер. «Коучинг» - искусство задавать вопросы, а также - это способ взаимодействия, при котором эффективность и скорость достижения целей клиента повышается более чем в 10 раз.  «Коуч» - человек, который занимается коучингом. (Слайд 9) Коучем может быть человек любой профессии, главное хорошие коммуникативные способности, знать какие вопросы задавать и как, и желание помочь. Он задаёт вопросы, помогая расширить и активизировать познавательную и исследовательскую активность человека. А также через вопросы помогает человеку лучше понять себя, свои желания и внутренние препятствия на пути к ним и начать действовать. С помощью правильно задаваемых вопросов, можно разрешить проблему.

От психологического консультирования коучинг отличается мотивацией. Психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-либо симптома, а работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов.  

         Если случилась ситуация буллинга, нужно срочно принимать меры, чтобы не случилась трагедии. Разбираться с внутренним психологическим состоянием участников буллинга сейчас не время. Это можно сделать после прекращения этих событий. Сейчас задача – прекратить буллинг.

         Данный метод менее энергозатратный, не занимает большого количества времени ни в подготовке, ни в проведении. И считается эффективным.  

Метод Фарста

 

Фарста – это район города Стокгольма. Там группой шведских психологов под руководством Карла Льюнгстрома была разработана и успешно применялась данная методика.  

По мнению К.Льюнгстрома в каждой школе целесообразно иметь группу из пяти – шести человек, взрослых педагогов, которые могли бы оперативно реагировать в случаях буллинга. Это так называемая скрытая методика.  Тот, кто хочет работать с этой методикой, должен иметь немного опыта по части того, как реагировать, чтобы не дать себя запутать и сбить с толку в случае сопротивления буллера.

Для работы с этой методикой, во избежание неудач, нужна подготовка! Найдите коллег, которые будут вам помогать! Разговор лучше вести вдвоем или втроем.

 

Первый шаг:

Если Вы столкнулись со случаем буллинга, Вам нужно:

1.     Поговорить с информантами (с теми, кто предоставил информацию).

2.     Осторожно расспросить жертву.

3.     Постараться подбодрить жертву, вселить чувство уверенности.

4.     Собрать точные данные о происходящем

Вы должны четко знать:

·        Кто, где, когда и что делал?

·        Как часто это происходило?

·        Кто еще присутствовал при этом?

·        Попросить жертву, если это необходимо, вести дневник буллинга.

·        Важно, чтобы больше никто из школьников не знал об этом разговоре, чтобы агрессоры не были предупреждены.

·        Подумайте о том, нужно ли привлекать родителей.

 

Второй шаг:

1.     Обеспечьте себе поддержку.

2.     Спросите себя: кто из коллег сегодня может помочь?

3.     Спланируйте время (вам нужно два часа).

4.     Найдите помещение.

5.     Предупредите коллег, что осуществляющие буллинг школьники с такого-то по такое-то время по очереди будут вызываться с уроков.

6.     Подумайте, нужен ли Вам протокол? Если да, то кто будет вести его?

 

Третий шаг:

1.     По одному вызовите с урока каждого из буллеров, заранее не предупреждая их об этом.

2.     Положите перед собой лист опросника (текст см. ниже) и, ориентируясь на него, начните разговор.

3.     Говорите ясно и предметно по теме, сохраняя спокойный тон!

4.     Дайте понять, что Вы осуждаете содеянное буллером, и что он должен нести ответственность за то, что сделал!

5.     Буллеры сами боятся гласности, дайте понять, что вы и другие взрослые знают о случившемся. Это может обезоружить буллера.

6.     Постарайтесь сделать агрессора вашим партнером в борьбе против буллинга.

7.     Будьте готовы к тому, что он будет применять различные стратегии, чтобы оправдать себя!

8.     Поскольку никому из ребят не известно о содержании вашей беседы с буллером, нет и необходимости думать о проблеме его реинтеграции в сообщество ребят.

 

Четвертый шаг:

1.     Порадуйтесь в случае удачи и поделитесь с коллегами возможностями этого метода!

2.     Поблагодарите всех участвовавших коллег за их сотрудничество и помощь.

 

Опросник к методу Фарста                                            

Приложение к третьему шагу «метода Фарста».

Имя опрашиваемого: ____________________________Класс: ___________ Дата:_________

Знаешь ли ты, о чем я хочу с тобой поговорить?

(Подождите ответа и не дайте себя одурачить.)

(Имя жертвы) попал в очень неприятную ситуацию. Тебе что-то         известно об этом?

(Если Вы замечаете у агрессора некоторые проявления неуверенности, используйте эти состояния: настаивайте на своем, действуйте решительно и целенаправленно.)

Переходите к следующей странице опросника.

Теперь настало время конфронтации:
Мне известно, что ты участвовал в этом. Ты … (дата, время) сделал следующее:
1.__________________________________
2.__________________________________
3.__________________________________

(Не допускайте никаких дискуссий! Не принимайте никаких оправданий!)

Все это выглядит ужасно. И, ты знаешь, это вовсе не безобидная вещь, это – БУЛЛИНГ!
Буллинг – это умышленное покушение на душевное здоровье человека!
В нашей школе это недопустимо!
Что ты можешь сделать для того, чтобы прекратить буллинг против ……. (имя жертвы)?
(Апеллировать к его ответственности, добиться уступки и закрепить результат).

Что ты можешь сделать, если заметишь, что другие занимаются буллингом?

(Записать ответ и сообщить буллеру о том, что Вы хотите видеть его в качестве партнера в борьбе против буллинга.)

На протяжении (указать промежуток времени) мы будем наблюдать за тобой.

После этого с тобой (и с другими буллерами) снова будет проведена беседа.

Ты согласен?

Никто из вызываемых участников буллинга не должен рассказывать в классе, о чем с ним беседовали.

 

Сложность этого метода в том, что буллеры прибегают к Стратегиям оправдания.

Вы должны быть готовыми к тому, что в ходе беседы, скорее всего, столкнетесь со стратегиями оправдания, которые служат агрессорам для избавления от чувства вины и отвлечения от содеянного. 

• Стремление заглушить или смягчить чувство вины:
Другие тоже это делали! Но я ведь только…!

• Стремление освободиться от чувства вины, привлекая в качестве оправдания «неадекватное» поведение жертвы:
Он сам начал! Он сам виноват! Да вы знаете, что он делал?

• Приписывание жертве недостатков и объявление их причиной своих агрессивных действий:
Но он же иностранец (инвалид, «голубой», националист, еврей, гасторбайтер и т.д.).

• Придумывание «аргументов» в свое оправдание (заглушаются требования собственной совести):
Нам самим не хватает денег и работы (а тут еще эти иностранцы)! Все мои знакомые пашут (а они побираются)!

• Привлечение более высоких инстанций:
Он оскорбил мою мать/семью/религию!

Выслушав подобные «аргументы», вы можете поговорить на эти темы. Однако нельзя позволить отвлечь себя от совершенных действий – от самого буллинга.

Можно сказать примерно следующее: «Несмотря на все это: то, что ты делаешь, является преднамеренным нападением на душевное здоровье ….. (имя жертвы)! И мы не будем терпеть подобные вещи, ни сейчас, ни в будущем!»

Ситуация для проигрывания:

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Масштаб укрупнить и по одному понятию раздать в аудитории.

 

Конфликт

                                                


Равные силы. 

Чаще возникает спонтанно.  

Обе стороны ответственны за происходящее. 

Длится недолго. Стороны стараются уладить как можно быстрее.

Не планируют, случается здесь и сейчас.

Можно разрешить.

 

Буллинг

 

Неравные силы.

Спланированное систематическое унижение.

Пострадавший не виноват в случившемся.

Регулярно повторяющееся действие.

Чаще планируется, оговариваются стратегии действия.

Можно только прекратить.

 

 

Приложение 2

 

Масштаб укрупнить и по одному понятию раздать в аудитории.

 

См. слайд 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Практико-ориентированный семинар для педагогов образовательных организаций

Практико-ориентированный семинар для педагогов образовательных организаций

Поэтому цель сегодняшнего занятия – оказание практической помощи специалистам сферы образования в работе с выявленными фактами школьного буллинга

Поэтому цель сегодняшнего занятия – оказание практической помощи специалистам сферы образования в работе с выявленными фактами школьного буллинга

После работы с аудиторией, подводится итог

После работы с аудиторией, подводится итог

Он задаёт вопросы, помогая расширить и активизировать познавательную и исследовательскую активность человека

Он задаёт вопросы, помогая расширить и активизировать познавательную и исследовательскую активность человека

Постараться подбодрить жертву, вселить чувство уверенности

Постараться подбодрить жертву, вселить чувство уверенности

Порадуйтесь в случае удачи и поделитесь с коллегами возможностями этого метода! 2

Порадуйтесь в случае удачи и поделитесь с коллегами возможностями этого метода! 2

На протяжении ( указать промежуток времени) мы будем наблюдать за тобой

На протяжении ( указать промежуток времени) мы будем наблюдать за тобой

Презентация к практико-ориентированному семинару "Использование методов коучинга в работе педагогов образовательных организаций в ситуациях проявления буллинга в школе."

Презентация к практико-ориентированному семинару "Использование методов коучинга в работе педагогов образовательных организаций в ситуациях проявления буллинга в школе."

Приложение 1 Масштаб укрупнить и по одному понятию раздать в аудитории

Приложение 1 Масштаб укрупнить и по одному понятию раздать в аудитории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.12.2020