Особенности обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательном классе в условиях инклюзии
Оценка 4.9

Особенности обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательном классе в условиях инклюзии

Оценка 4.9
Документация +3
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
29.04.2020
Особенности обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательном классе в условиях инклюзии
Выступление на муниципальном семинаре "Актуальные вопросы апробации и внедрения ФГОС ННО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации национального проекта "Образование"
Работа с детьми с ТНР.docx

Особенности обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательном классе в условиях инклюзии

 

Автор: Ольга Леонидовна Романенкова,

учитель первой квалификационной категории

МБОУ ООШ № 269 г.Снежногорск

 

Тяжёлые нарушения речи (ТНР) по - разному, но обязательно находят своё отражение в психической деятельности человека, что проявляется в нарушении познавательной, эмоционально - волевой сферы личности, межличностных отношений. При обучении детей с нарушением речи в общеобразовательном классе следует помнить об основных особенностях:

- недостаточность зрительного восприятия;

- нарушение пространственных представлений;

- недоразвитие временных представлений;

- нарушение памяти и внимания.

Контингент детей с нарушением речи по уровню мыслительной деятельности разнообразен. Одни из них близки к нормально развивающимся сверстникам, но значительное большинство, отличаются низкой познавательной активностью, проявляющейся в отсутствии интереса к заданиям, в недостаточном уровне психического напряжения и т. д. Вследствие двигательных и сенсорных нарушений недостаточно развивается наглядно - действенное и наглядно - образное мышление.

Очень часто нарушение речи сопровождается нарушением слухового восприятия. При организации учебного процесса и подготовке уроков необходимо обратить внимание на указанные особенности и применять на уроке дополнительные наглядные средства:

- индивидуальные опорные схемы и таблицы;

- пошаговая инструкция при работе с многоступенчатым заданием;

- алгоритм выполнения отдельных упражнений;

- иллюстративный материал.

Таким образом, наиважнейшим требованием в условиях инклюзивного обучения является функциональный подход к отбору и подаче материала.

В период обучения грамоте в целях уточнения произношения отдельных звуков и актуализации коммуникативного материала могут проводиться «речевые минутки». Они включают упражнения по развитию артикуляционного аппарата. Во время речевой минутки может обыгрываться определенная ситуация, требующая двигательного сопровождения речи: «Этот пальчик — папочка...», «Пальчик, пальчик, где ты был?». Могут заучиваться потешки, отрабатываться диалоги, произносится протяжно и кратко, громко и тихо, высоким и низким голосом отдельные звуки и слоги. Обращается внимание на правильность и отчетливость произношения.

Впоследствии речевые минутки в младших классах могут включать подбор синонимов, антонимов, слов — обобщающих понятий, упражнения на различение орфограмм, частей речи с двигательным подкреплением (например, «существительное» — встать, «глагол» — сесть, «прилагательное» — повращаться).

Начинать урок русского языка следует с пальчиковой гимнастики. Подобная игровая форма введения в работу нравится всем детям, позволяет вызвать положительные эмоции, что в свою очередь помогает повысить мотивацию и уровень успешного усвоения знаний.

Так как уровень произвольного внимания у детей с ТНР снижен, учителю можно проговаривать каждое действие очень подробно. С небольшими заданиями детям легче справиться. Поэтому для работы с текстом выбирать следует небольшие по объему упражнения.

Слуховая память требует тренировки. В этом помогут заучивания скороговорок, которые следует проговаривать перед началом чтения. Сопровождая речь жестами, мы помогаем запоминать текст. Для заучивания наизусть следует выбирать не сложные тексты. Несмотря на то, что логическое, смысловое запоминание у детей остается относительно сохранно, дети могут испытывать трудности в запоминании стихотворений.

Не стоит забывать о том, что дети могут испытывать трудности в коммуникативном общении. Поэтому они стесняются выходить к доске, тушуются. Учитель может помочь преодолеть эмоциональный барьер доброжелательным отношением и подбадриванием.

Математика в речевом развитии школьников с ТНР помогает преодолевать речевой дефекта. Наряду с развитием словесно- логического мышления, происходит обогащении словарного запаса, развитие грамматического строя речи на ряду с усвоением основного материала.

У детей с ТНР более низкий уровень пространственного оперирования образами, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения. На уроках технологии и изобразительного искусства следует давать досконально подробные инструкции. Объяснять простыми словами.

Часто бывает так: проговариваешь в начале урока, а в середине- уже дети отвлеклись и забыли. Поэтому каждый раз нужно напоминать детям особенности работы (например, с цветной бумагой) перед непосредственным ее использованием.

 

Общие рекомендации по обучению детей с тяжелыми нарушениями речи:

1.     Непрерывность коррекционно-развивающего процесса.

2.     Использование специальных методов, приемов и средств обучения.

3.     Индивидуализация и дифференциация обучения.

4.     Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды.

5.     Введение, при необходимости, в содержание обучения ребенка специальных разделов.

6.     Организация работы по социализации детей.

7.     Создание условий для развития инициативы, познавательной и речевой активности за счет привлечения к участию в различных видах деятельности.

 

 

Использованная литература:

1.     Вартапетова Г.М. Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. Программа коррекционной работы. Новосибирск.

2.     Психологические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) [электронный ресурс]: https://sch514u.mskobr.ru/dou_edu/zdanie_4/ obrazovanie/logopedicheskaya_sluzhba/psihologicheskie_osobennosti_detej_s_tyazhelymi_narusheniyami_rechi_tnr/

 

 


 

Особенности обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательном классе в условиях инклюзии

Особенности обучения детей с тяжелыми нарушениями речи в общеобразовательном классе в условиях инклюзии

Начинать урок русского языка следует с пальчиковой гимнастики

Начинать урок русского языка следует с пальчиковой гимнастики

Создание условий для развития инициативы, познавательной и речевой активности за счет привлечения к участию в различных видах деятельности

Создание условий для развития инициативы, познавательной и речевой активности за счет привлечения к участию в различных видах деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2020