ГКОУ ЛО «Назийский центр социальной адаптации»
Учитель-логопед Торгашева Татьяна Владимировна
Планирование содержания профориентационной работы в условиях реализации ФГОС НОО и ООО обучающихся с ОВЗ.
В настоящее время в связи с политической и экономической обстановкой в стране значимость проблемы профессионального самоопределения резко возрастает. Общее образование должно обеспечить фундаментальные знания, дающие базу для освоения целого спектра профессий, но при этом ориентироваться как на конкретную ситуацию на рынке труда, так и на потребности рынка труда в будущем.
Профессиональные намерения подростков диффузны и неопределенны. Выбор учебно-профессионального учреждения часто бывает психологически не обоснован. Чаще всего такой выбор совершается по причинам, далеким от реальной заинтересованности данной профессией. Сюда можно отнести: веяния моды, подражание сверстникам, следование за любимым человеком, стремление угодить родителям или наставникам. Нередко профессия выбирается в силу определенной жизненной ситуации или примера других людей. В таких случаях со временем приходит неудовлетворенность, сказывающаяся на мироощущении и поведении человека. Таким образом, родители, педагоги и психологи должны в первую очередь помочь подросткам проанализировать осознанность, взвешенность и реальность сделанного выбора профессии.
Проанализировав содержание ФГОС ООО, можно с уверенностью сказать, что ФГОС – это основа профессионального самоопределения:
- Выпускник основной школы должен «ориентироваться в мире профессий и понимать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы».
- Личностное, а значит – и социально-профессиональное самоопределение, - единственно существующее средство целеполагания и построения жизненных планов выпускниками («способность ставить цели и строить жизненные планы»).
- Личность должна уметь осознанно выбирать и строить дальнейшую индивидуальную траекторию образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений.
И в семье, и в школе профориентационная работа зачастую носит несистемный, эпизодический характер, что, несомненно, усложняет профессиональное самоопределение обучающихся. Поэтому возникает необходимость в устранении данного пробела в профориентационной работе со школьниками, что позволит создать действенную систему (программу) профориентации, которая будет способствовать формированию у учащихся потребности в профессиональном определении, а также повысит положительную мотивацию к учебе.
К сожалению, в профессиональном самоопределении выпускники нашей школы в силу разных причин не всегда могут опереться на помощь семьи. Учитывая это, мы должны понимать степень ответственности в профориентации подростков: человек, выбравший профессию по душе и в соответствии со своими способностями, сможет быть успешным, уважаемым и счастливым, т.е. успешно социально-психологически адаптированным в жизни. В противном случае (при несовпадении уровня притязаний человека и его способностей) он будет пытаться найти альтернативные пути самореализации. Подросткам с ОВЗ гораздо проще найти социально неприемлемые пути самореализации, чем прилагать усилия, чтобы успешно проявить себя наравне со здоровыми сверстниками.
Определений у профессиональной ориентации много. Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка. Профессиональная ориентация сегодня – это уже не только приобщение школьника к миру рабочих специальностей, это подготовка выпускников школы к самоопределению, развитие его самосознания, грамотный выбор будущей профессии.
При разработке будущей программы по профориентации в школе мы обозначим цель, четко определим задачи, принципы и направления работы. Цель профориентационной работы в школе:
• оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
• выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентации:
• получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
• обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках и в воспитательной работе;
• дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.;
• выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к этой работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
• Систематичность и преемственность - профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
• Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
• Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
• Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, службы занятости.
• Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).
Профессиональная ориентация молодежи – это многоуровневая система. Система профессиональной ориентации школьников:
• Профессиональное просвещение;
• Профессиональное воспитание;
• Профессиональная диагностика;
• Профессиональная консультация;
• Профессиональный подбор;
• Профессиональная адаптация.
Выбор профессии происходит не мгновенно, а течение длительного времени, поэтому важно начинать проводить, работу, направленную на профессиональное самоопределение, уже в младшем школьном возрасте. Профориентационная работа в школе делится на этапы: 1) начальная школа (1 – 4 классы):
• формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
• развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
2) первая ступень основной школы (5 – 7 классы):
• развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
• представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа»Я»);
• приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
2) вторая ступень основной школы (8 – 9 классы):
• уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
• групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
• формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
Вывод: Определиться в выборе своей, наиболее подходящей каждому ученику, профессии должна способствовать систематическая, научно обоснованная профориентационная работа в школе на всех ступенях обучения.
Профориентационная работа педагога-психолога включает в себя:
• изучает профессиональные интересы и склонности учащихся;
• осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
• проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
• проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
• способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
• приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
• оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
• создает базу данных по профдиагностике.
Направления и формы работы:
1) организационно-методическая деятельность:
• Работа координаторов по профориентационной работе с учащимися.
• Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
2) работа с обучающимися:
• Комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры;
• Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
• Анкетирование;
• Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
• Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
2) работа с родителями:
• проведение родительских собраний, (общешкольных, классных);
• индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
• анкетирование родителей учащихся;
• помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
• создание попечительского совета, включающего работников общеобразовательного учебного заведения, родителей учащихся, частных предпринимателей, оказывающих спонсорскую помощь школе, представителей шефских организаций и т.д.
Выпускникам коррекционных школ, имеющим ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), трудно соперничать со здоровыми сверстниками. Поэтому главным критерием грамотно выстроенного образовательного и коррекционного процесса в нашей школе является успешная социально-психологическая адаптация выпускников, которая в значительной мере зависит от выбора ими будущей профессии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.