Презентация к уроку биологии "Образование почв и их разнообразие"

  • ppt
  • 07.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Образование почв и их разнообразие.ppt

Образование почв и их разнообразие

Юрина И.В.,
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ №18
им. Э.Д. Потапова
г. Мичуринска
Тамбовской области

Цель урока

углубить знания учащихся о почве,
ее образовании, структуре, составе и видах.

Задачи урока

Образовательные:
сформировать знания о разнообразии почв, их образовании, составе, о влиянии растений на почву, о плодородии почв.
Развивающие:
продолжить формирование экологической грамотности.
Воспитательные:
показать необходимость охраны почв.

Почва

Верхний тонкий слой земной коры (от десятков сантиметров до двух – трех метров), большей частью покрытый растительностью и обладающий плодородием.

Образование почв

Почва является результатом воздействия на горные породы климатических факторов и живых организмов.

Образование почв

Резкая смена температуры, ветер, вода разрушают горные породы, они теряют прочность, рассыпаются.

Разрушение горных пород

Образование почв

Разрушение гор Поселение лишайников

Микроорганизмы- грибы и бактерии, выделяя активные вещества, выполняют большую работу по превращению горной породы в почву. Кроме того, они разлагают остатки растений и животных, превращая их в перегной и минеральные вещества

Животные, в результате жизнедеятельности, влияют на состояние почвы: измельчают и перерабатывают остатки растений, перерабатывают и рыхлят почву, перемешивают ее слои, образуя перегной.

Структура почвы

Структурные
Хорошо разрыхлены кор-нями растений и животны-ми – землероями;
имеют комковатую струк-туру;
в порах таких почв имеется в достатке вода, воздух, поэтому они плодородны.

Бесструктурные
недостаточно разрыхлены;
состоят из мелких пылевых частиц;
впитывают воду, образуя вяз-кую массу, которая препятст-вует проникновению влаги и воздуха;
поэтому они не плодородны.

Вещества, образующие почву

Почва состоит из песка, гли-ны и перегноя. В ней есть не-обходимые живым организ-мам вода и воздух. Кроме того, в ее состав входят раствори-мые и нерастворимые в воде минеральные соли. Песок, гли-на, вода, воздух, минеральные соли – это неорганические ве-щества почвы. Перегной обра-зован органическими вещест-вами, представляющими со-бой остатки растений и остан-ки животных, переработанные микроорганизмами.

Горизонты почвы

Почва состоит из слоев – горизонтов, отличающихся друг от друга по цвету.

Самый верхний гори-зонт – перегнойный (тем-ный). В нем накапливают-ся остатки отмерших жи-вых организмов, образу-ющих перегной.
Ниже находятся пере-ходные горизонты. Здесь происходит переход от перегнойного горизонта к почвообразующей (мате-ринской) породе.
Самый нижний гори-зонт – это сама почвооб-разующая порода.

Разнообразие почв

Разнообразие почв

В разных природных условиях формируются поч-вы, значительно отличающиеся друг от друга соста-вом, структурой и свойствами.

Плодородные почвы

Черноземы
В них черный по цве-ту слой почвы достига-ет более метра толщи-ны. Черноземные поч-вы отличаются от под-золистых значительно большим количеством важных для растения веществ.

Почвы нашей страны

Солончаковые

Глинистые

Песчаные

Торфяные

Подзолистые

Чернозем

Плодородные почвы

Торфяные
 почвы, формирующиеся в условиях избыточного увлажнения атмосферны-ми, застойными пресны-ми или слабопроточными в той или иной степени минерализованными грунтовыми водами.

Почвы неблагоприятные для растений

Подзолистая
Почва, в которой второй горизонт содержащий мало перегноя, поэтому имею-щий серый, как у золы, цвет, хорошо развит.
Здесь в почве скапливает-ся влага и создаются благо-приятные условия для гние-ния. Под действием микро-бов опавшие листья и ветки превращаются в перегной, в котором при разложении об-разуются кислоты. Вот поче-му подзолистые почвы часто кислые.

Почвы неблагоприятные для растений

Песчаные
Преобладает песок, частицы слабо связаны между собой и корням растений трудно укре-питься. Быстро прогре-вается и становится сухой.

Почвы неблагоприятные для растений

Глинистая
Преобладает глина, мало-пригодны для жизни растений. Когда нет дождей и глинистая почва высыхает, она делается твердой как камень, и не дает разрастаться корням растений. В дождливое время глина ста-новится вязкой, разбухает и не позволяет воде проходить внутрь. От этого она застаива-ется, и корни растений без воз-духа начинают гнить.

Почвы неблагоприятные для растений

Солончаковые
почвы, чрезмерно богатые растворимыми солями, пре-имущественно вредными для растительности.

Свойства почвы

Вода в почве может передвигаться сверху вниз, снизу вверх и в стороны. Между мельчайшими частицами почвы находятся промежутки, которые называются капиллярами. Вода прилипает к стенкам капилляров и как бы ползет по ним вверх.
По капиллярам в почву проникает воздух.

Плодородие почвы

Способность почвы удов-
летворять потребности расте-
ний в необходимых вещест-
вах, воде, воздухе называет-
ся плодородием.
Плодородие почвы зависит от
количества в ней перегноя: чем
его больше, тем почва более
плодородна.

Вопросы для закрепления.

Что такое почва?
Какие организмы её населяют?
Какой тип почвы вы выбрали бы для своего огорода?
Что является основным свойством почвы?
Какая почва быстрее высыхает – плотная или рыхлая?

Домашнее задание

§§27, 28
Ответить на вопросы после параграфов.
Р/т стр. 57-59 №№92-96

Спасибо за работу