Презентация к уроку биологии "Вернадский"
Оценка 4.7

Презентация к уроку биологии "Вернадский"

Оценка 4.7
ppt
11.09.2024
Презентация к уроку биологии "Вернадский"
Лекция 16.Вернадский.ppt

Лекция 16. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере

Лекция 16. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере

11.09.2024

1

Лекция 16. Учение В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере

Цель лекции:
Познакомиться в основными положениями учения В.И.Вернадского о биосфере и ноосфере

План лекции 1. Характеристика живого вещества на планете 2

План лекции 1. Характеристика живого вещества на планете 2

11.09.2024

2

План лекции

1. Характеристика живого вещества на планете
2. Учение В.И.Вернадского о биосфере
3. Учение В.И.Вернадского о ноосфере

Литература 1.Горбачев В.В., Безденежных

Литература 1.Горбачев В.В., Безденежных

11.09.2024

3

Литература

1.Горбачев В.В., Безденежных В.М. Концепции современного естествознания – М.: Экономистъ, 2004. 2.Макаров В.Н. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: изд.-во НПО «МОДЕК», 2003.
3.Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. Изд. 2-е, испр. – М.: ЛОГОС, 2003.
4.Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Справочник М.: Высшая школа, 2004.
5.Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа - М; ИНФРА – М, 2003.

Вопрос 1. Характеристика живого вещества на планете

Вопрос 1. Характеристика живого вещества на планете

11.09.2024

4

Вопрос 1. Характеристика живого вещества на планете

Установлено, что самые древние организмы появились на Земле 3 млрд. лет назад.
2 млрд. лет назад в клетке появилось ядро.
1 млрд. лет назад произошел выбор растительного и животного образа жизни.

Различия между растениями и животными выражаются в следующем: 1

Различия между растениями и животными выражаются в следующем: 1

11.09.2024

5

Различия между растениями и животными выражаются в следующем:

1.По особенностям структуры клеток и способности их к росту;
2.По способу питания;
3. По способности к движению.

Отнесение животных и растений к той или иной группе проводится по совокупности признаков: например, кораллы, моллюски, губки всю жизнь остаются на месте, но относятся к…

Отнесение животных и растений к той или иной группе проводится по совокупности признаков: например, кораллы, моллюски, губки всю жизнь остаются на месте, но относятся к…

11.09.2024

6

- Отнесение животных и растений к той или иной группе проводится по совокупности признаков: например, кораллы, моллюски, губки всю жизнь остаются на месте, но относятся к животным.
Существуют насекомоядные растения (росянка).
Выделяют переходные группы: эвглена зеленая (обладает миксотрофным питанием).
Главным ранжиром является способность растений с фотосинтезу – способность образовывать органические в-ва (автотрофы)- 0,5 млн. видов.
- У животных нет хлорофилла, они питаются готовыми органическими веществами (гетеротрофы) – 1,5 млн. видов.

Систематика – это наука, которая занимается определением места живого организма в системе органического мира

Систематика – это наука, которая занимается определением места живого организма в системе органического мира

11.09.2024

7

Систематика – это наука, которая занимается определением места живого организма в системе органического мира

Царство
Тип
Класс
Отряд
Род
вид

Животные,растения, грибы

Хордовые, членистоногие
Млекопитающие,насекомые
Приматы, зайцеобразные

Медведи, зайцы, муравьи
(бурый, белый), (беляк, русак)

Вопрос 2. Учение Вернадского о биосфере

Вопрос 2. Учение Вернадского о биосфере

11.09.2024

8

Вопрос 2. Учение Вернадского о биосфере

Вернадский Владимир Иванович (1863-1945), российский естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель.
Основоположник комплекса современных наук о Земле – геохимии, биогеохимии, радиогеологии,гидрогеологии.
Создатель многих научных школ.

Существует два понимания термина биосфера: 1

Существует два понимания термина биосфера: 1

11.09.2024

9

Существует два понимания термина биосфера:

1. Биосфера как совокупность всех живых организмов, населяющих Землю.
2. Вернадский выдвинул принцип неразрывной связи живых и неживых систем, углубив понятие биосферы.
Он не ограничивал понятие биосферы только ныне живущими, а понимал под биосферой всю совокупность живых + когда-то обитавших организмов + продукты их жизнедеятельности (почва когда-то была растительными и животными организмами, дает возможность новым проявлениям жизни)

Роль живых организмов Живые организмы – неотъемлемая часть земной коры, изменяющий ее агент

Роль живых организмов Живые организмы – неотъемлемая часть земной коры, изменяющий ее агент

11.09.2024

10

Роль живых организмов

Живые организмы – неотъемлемая часть земной коры, изменяющий ее агент.
Организмы берут из окружающей среды элементы и возвращают их после смерти.
Живое и косное вещество находятся в непрерывном взаимодействии, круговороте химических элементов.
Живое вещество является фактором, связывающим биосферу в единое целое.
Вернадский считал, что жизнь, а, значит, и биосфера, зародилась вместе с Землей.

Немного о личности Вернадского…

Немного о личности Вернадского…

11.09.2024

11

Немного о личности Вернадского…

Выходец из дворянской семьи, сын Ивана Васильевича Вернадского и Марии Николаевны Вернадской, урождённой Шигаевой. Отец и мать были известными экономистами и публицистами, в семье царила либеральная атмосфера идеалов 19 века.
Вернадский учился в гимназиях Харькова и Петербурга, на естественном отделении физико–математического факультета Петербургского университета.
Большое влияние на него оказали профессора А.Н.Бекетов, А.М.Бутлеров, Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов. Его научным руководителем был В.В.Докучаев. Именно под его влиянием Вернадский занялся динамической минералогией и кристаллографией.
В 1888 г. по материалам экспедиций, проведённых под руководством Докучаева, была написана первая самостоятельная научная работа Вернадского «О фосфоритах Смоленской губернии».

Биографические данные Вернадский занимал активную гражданскую позицию, участвовал в студенческих волнениях 1882 г

Биографические данные Вернадский занимал активную гражданскую позицию, участвовал в студенческих волнениях 1882 г

11.09.2024

12

Биографические данные

Вернадский занимал активную гражданскую позицию, участвовал в студенческих волнениях 1882 г., избирался в студенческие научно-общественные организации.
В 1885 г. – хранитель Минералогического кабинета Петербургского университета.
В 1890г. – приват–доцент Московского университета; защищает докторскую диссертацию «Явление скольжения кристаллического вещества».
Вернадский превратил разрозненные коллекции Минералогического кабинета Московского университета в ценнейшее музейное собрание. Он совершает многочисленные геологические и почвоведческие экскурсии по России, Европе. Участвует в Международных конгрессах. С 1920 в. Вернадский занимает видное место в научном сообществе и политической жизни России. Он поддерживал активные научные и личные связи с учёными всего мира, вплоть до Японии.

В 1920-30-е гг. были написаны главные труды

В 1920-30-е гг. были написаны главные труды

11.09.2024

13

В 1920-30-е гг. были написаны главные труды Вернадского в области биогеохимии и учения о биосфере, философии и истории науки.
В 1922-26 гг. Вернадский находился за границей, где читал курс лекций в Сорбонне, работал в Минералогической лаборатории Музея естественной истории и Радиевом институте им. Пьера Кюри.
В 1924 г. опубликовал на французском языке «Очерки геохимии».
В 1926 г. Вернадский возвращается в Советскую Россию, в том же году публикует знаменитую книгу «Биосфера».

Эмпирические обобщения Вернадского о биосфере 1

Эмпирические обобщения Вернадского о биосфере 1

11.09.2024

14

Эмпирические обобщения Вернадского о биосфере

1. Принцип целостности биосферы (можно говорить о всей жизни, о всей биосфере);
2. Принцип гармонии «В биосфере все учитывается и все приспосабливается…»;
3. Роль живого в эволюции Земли. «На земной поверхности нет химической силы более постоянно действующей и более могущественной, чем живые организмы взятые в целом»;
4. Космическая роль биосферы: «Можно рассматривать эту часть живой природы как превращение солнечной энергии в действенную энергию на земле»;
5. Жизнь растекается по Земле по правилу инерции: мелкие – быстрее, чем крупные.

В структуре биосферы Вернадский выделял 7 видов вещества: 1) живое; 2)

В структуре биосферы Вернадский выделял 7 видов вещества: 1) живое; 2)

11.09.2024

15

6. В структуре биосферы Вернадский выделял 7 видов вещества:

1) живое;
2) Биогенное (возникшее из живого или подвергшееся переработке);
3) Косное (абиотическое, образованное вне жизни);
4) Биокосное (возникшее на стыке живого и неживого, к биокосному относится почва);
5) Вещество в стадии радиоактивного распада;
6) Рассеянные атомы;
7) Вещество космического происхождения.

Автотрофность и ее понятие. Автотрофными называют организмы, которые берут все нужные для жизни элементы в косной материи

Автотрофность и ее понятие. Автотрофными называют организмы, которые берут все нужные для жизни элементы в косной материи

11.09.2024

16

7. Автотрофность и ее понятие. Автотрофными называют организмы, которые берут все нужные для жизни элементы в косной материи. Область существования автотрофов определяется глубиной проникновения солнечных лучей.
8. Жизнь и ее пределы определяются полем устойчивости живого вещества 4330 С(-2520 +1800);
9. Живое вещество не является случайным созданием, она оставалась постоянной, но формы ее менялись;
10. Жизнь захватила биосферу, но захват не закончился. Поле устойчивости – результат приспособления;
11. Количество кислорода и количество живого в-ва одного порядка 15х1021г; 10 20 г;
12. Всякая система достигает устойчивости, когда ее свободная Е =0.

Эволюция биосферы обусловлена тремя группами факторов: 1

Эволюция биосферы обусловлена тремя группами факторов: 1

11.09.2024

17

Эволюция биосферы обусловлена тремя группами факторов:

1. Развитием нашей планеты как космического объекта и протекающих в ее недрах химический преобразований;
2. Биологической эволюцией живых организмов;
3. Развитием человеческого общества.

Вопрос 3. Учение Вернадского о ноосфере

Вопрос 3. Учение Вернадского о ноосфере

11.09.2024

18

Вопрос 3. Учение Вернадского о ноосфере

Ноос- разум, сфера – оболочка;
В 1922-1926 гг.Вернадский находился за границей – читал курс лекций в Сорбонне;
Научным сообществом активно обсуждались проблемы эволюции биосферы.
Французский исследователь Леруа предложил термин «ноосфера», как современной стадии развития биосферы. Он подчеркивал, что пришел к этому вместе с геологом Пьером Тейяром де Шарденом.

Сущность учения о ноосфере Учение о ноосфере не носит пока законченного характера;

Сущность учения о ноосфере Учение о ноосфере не носит пока законченного характера;

11.09.2024

19

Сущность учения о ноосфере

Учение о ноосфере не носит пока законченного характера;
Сознавая огромную роль и значение человека в преобразовании планеты, он употребляет понятие ноосфера в различных смыслах:
1. Состояние планеты, когда человек становится крупнейшей преобразующей силой;
2. Область активного проявления научной мысли;
3. Как главный фактор перестройки и изменения биосферы.
4. Качественно новая ступень развития биосферы, связанная с коренными изменениями не только природы, но и человека.

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором

11.09.2024

20

В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится определяющим фактором.

Тейяр де Шарден говорил о постепенном переходе биосферы в ноосферу путем постепенного сглаживания противоречий между человеком и природой.

Вернадский: с увеличением вмешательства человека в природные процессы человечество становится основной планетарной геологической силой и человек несет прямую ответственность за эволюцию планеты. Стихийность развития сделает биосферу непригодной для проживания, воздействие д.б. дозировано разумом.

Ноосфера – это новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития

Ноосфера – это новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития

11.09.2024

21

Ноосфера – это новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. Впервые В. И. Вернадский употребил этот термин в письме Б. Личкову в 1936 г.: «Я принимаю идею Леруа о ноосфере. Он развил глубже мою биосферу. Ноосфера создалась в эпоху, когда человеческая мысль охватила биосферу и меняет все процессы по-новому, а в результате активная энергия биосферы увеличивается». Публично В. И. Вернадский употребил термин «ноосфера» в 1937 г. в докладе «О значении радиогеологии для современной геологии», где писал: «Ноосфера – последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории – состояние наших дней…. Сейчас мы переживаем новое геологическое эволюционное состояние биосферы, то есть мы входим в ноосферу». В этой же статье В. И. Вернадский показал, что факторами последней перестройки биосферы являются научная мысль и коллективный труд человечества, давно уже ставшего мощной геологической силой.

Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления, а также социально–экономическими законами

Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления, а также социально–экономическими законами

11.09.2024

22

Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов природы с законами мышления, а также социально–экономическими законами. По Вернадскому, ноосфера – это такое состояние биосферы, когда ее развитие проходит целенаправленно, когда Разум имеет возможность корректировать развитие биосферы в интересах человека будущего. Поэтому более уместно говорить об эпохе ноосферы, когда человек сможет разумно распоряжаться своим могуществом и обеспечить такое взаимодействие с окружающей средой, которое позволит развиваться и человеку, и природе, и обществу.

Основные предпосылки возникновения ноосферы 1)расселение

Основные предпосылки возникновения ноосферы 1)расселение

11.09.2024

23

Основные предпосылки возникновения ноосферы

1)расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами;
2)развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы;
3)открытие таких новых источников энергии как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой;
4)победа демократий и доступ к управлению широких народных масс;
5)всё более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.

Некоторые выводы Впервые в истории жизнь человечества, является мерилом его представлений о справедливости;

Некоторые выводы Впервые в истории жизнь человечества, является мерилом его представлений о справедливости;

11.09.2024

24

Некоторые выводы

Впервые в истории жизнь человечества, является мерилом его представлений о справедливости;
Сила человеческого разума должна стать справедливой, доброй по отношению к человеку и к окружающей его среде.
Человек должен принять на себя миссию определять развитие мира, направлять и регулировать его движение.
Коллективный человеческий разум будет контролировать эволюцию всей планеты.

Значение Учение о ноосфере было разработано

Значение Учение о ноосфере было разработано

11.09.2024

25

Значение

Учение о ноосфере было разработано Вернадским еще в первой половине 20 века, но на практике оказалось нереализованным.
Оно несет в себе огромный потенциал особенно в условиях глобального экологического кризиса, когда все проблемы необходимо решать усилиями многих государств.
По признанию теоретиков права, учение о ноосфере может служить научной и философской основой юридического мировоззрения в будущем.

Выводы Живое вещество на планете по данным ученых появилось 3 млрд

Выводы Живое вещество на планете по данным ученых появилось 3 млрд

11.09.2024

26

Выводы

Живое вещество на планете по данным ученых появилось 3 млрд. лет назад.
Живые организмы являются постоянно действующей, могущественной силой, формирующей лик Земли.
Биосфера эволюционирует и одним из факторов, определяющим эволюцию, является появление человека.
Ноосфера – это новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.09.2024