Презентация к уроку биологии "Земля - наш дом"

  • ppt
  • 07.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Земля – наш дом.ppt

Юрина И.В.,
учитель химии и биологии МБОУ СОШ №18
им. Э.Д. Потапова
г. Мичуринска
Тамбовской области

«Земля – наш дом»

Цель урока

Сформировать представления учащихся о форме и размерах Земли, о ее вращении.

Задачи урока

Образовательная:
сформировать понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе, выяснить, почему происходит смена времен года, дня и ночи. Показать уникальность планеты Земля. Научить определять разными способами стороны света, показать уменьшенную модель планеты Земля.
Развивающая:
развивать умение слушать, наблюдать, обобщать, делать самостоятельные выводы, применять полученные знания в различных ситуациях.
Воспитательная:
воспитывать интерес к предмету, умение работать в парах, умение высказывать свою точку зрения.

Биологический диктант

В древности люди считали, что звезды – это ……., вбитые в небесный свод.
Звезды отличаются друг от друга по …….., …….., …….. .
Раньше людей, изучавших звезды, называли ……. .
Сейчас их называют ……. .
«Астро» в переводе с греческого ……. .
Раскаленные газовые тела, шарообразной формы – это ……. .
Звезды, которые больше Солнца – это ……. .
Звезды, которые меньше Солнца – это ……. .
Звезды на небе сгруппированы. Группы звезд называют ……. .
Чтобы ориентироваться среди множества звезд, ученые создали ……. .
Самые яркие звезды называют ……. .
Звезды, которые видны с Земли невооруженным глазом - ……. .
Самые горячие звезды имеют ……. цвет.
Самые холодные звезды имеют ……. цвет.
Чтобы наблюдать и изучать звезды, ученые создали ……. .
Звезды находятся в постоянном ……. .

серебряные гвоздики;
яркости, окраске, величине;
звездочетами;
астрономы;
звезда;
звезды;
звезды-гиганты;
звезды-карлики;
созвездиями;
карту звездного неба;
звездами первой величины;
шестой величины;
белый;
красный;
телескоп;
движении.

Земля – это планета, которая возникла примерно 4,5 млрд. лет назад.

Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном
Только здесь леса шумят
Птиц окликая перелётных
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивлённо
Береги свою планету
Ведь другой на свете нету!

Земля третья от Солнца планета, но по величине она пятая. Если сравнивать ее с размерами Солнца, то она просто крошка. Если представить, что Солнце – баскетбольный мяч, то Земля рядом с ним – меньше горошины.

Размеры Земли

Размеры Земли

Первым довольно точно определил диаметр Земли египетский ученый и астроном Эратосфен, живший в III в. до н.э.. Его расчеты были настолько точны, что оказались близкими к тем, которые получили в наше время с помощью искусственных спутников Земли.

Эратосфен Киренский (ок. 275-194 до н.э.)

Древнегреческий учёный. Родился в Кирене. Образование получил в Александрии, а затем в Афинах у известных наставников.
Эратосфен - один из самых разносторонних ученых античности. Особенно прославили Эратосфена труды по астрономии и географии. Он доказал, что Земля имеет сферическую форму.

Однако самым известным достижением
Эратосфена в области географии был
изобретенный им способ измерения
размеров Земли, изложению которого
посвящен трактат «Об измерении Земли» -
диаметр Земли оказался всего лишь на
80 км меньше, чем фактический полярный
диаметр. В этой же работе были
рассмотрены и астрономические задачи,
такие, как оценка размера Солнца и Луны
и расстояния до них, солнечные и лунные
затмения и продолжительность дня.

Земля по представлению древних индийцев

Древние люди думали,что она плоская,как блин. В Индии считали,что Земля покоится на спинах четырех слонов, которые стоят на панцире гигантской черепахи,плавающей в безбрежном океане.

Земля по представлению древних русичей

На Руси в старину представляли Землю в виде плоскости, покоящейся на спинах трех китов, которые плавают в воде. Однако не могли ответить на вопрос «А на чем располагается эта вода?».

Земля по представлению Древних греков

Как и многие другие народы, они представляли себе Землю плоской. Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и заходят звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершал свой путь по небу.

Представления о мире древних египтян

Земля казалась им плоской, а небо – громадным купо-лом, раскинувшимся над Землей. На картине показано, как небесный свод опирается на четыре высокие горы, расположенные где-то на краю света! Египет находится в центре Земли. Небесные светила как бы подвешены на своде.

Представления о мире народов Междуречья

Близки к древнеегипетским были и представления халдеев – народов, населявших Междуречье, начиная с 7 века до н.э. По их воззрениям Вселенная была замкнутым миром, в центре которого находилась Земля, покоившаяся на поверхности мировых вод и представлявшая собой огромную гору. Между Землей и “плотиной небес ” – высокой непроницаемой стеной, окружавшей мир, - находилось море, которое счита- лось запретным. Каждый, кто пытался бы исследовать его дали, был обречен на гибель. Небо халдеи считали большим куполом, возвышающимся над миром и опирающимся на “плотину небес”. Он сделан из твердого металла верховным бором Мардуком. Днем небо- свод отражал солнечный свет, а ночью служил темно-синим фоном для игры богов – планет, Луны и звезд.

Земля по представлению древних вавилонян

Вавилоняне представляли Землю в виде горы, на запад-ном склоне которой находится Вавилон. Они заметили, что к югу от Вавилона располагается море, а на востоке – горы, через которые вавилоняне не решались переходить. Поэто-му им казалось, что их страна находится на склоне «мировой горы». Гора эта круглая и окружена морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твёрдое небо – небесный мир. На небе, как и на Земле, есть суша, вода и воздух.

Путешествие Ф. Магеллана

Важным доказательством шарообразной формы Земли стало кругосветное путешествие испанских мореплавателей под командованием Фернана Магеллана, совершенное в начале XVI в.














Их корабли, отправившись на запад и двигаясь в одну сторону, через три года возвратились домой с востока.

Форма и размеры Земли

Земля шарообразная,не круглая как шар,а немного сплюснутая у полюсов.
Диаметр Земли равен 12 800 км, а длина окружности более 40 000 км. Это почти 50 расстояний от Москвы до Санкт – Петербурга.

Глобус

Глобус - это модель Земли, уменьшенная в миллионы раз.
Земля вращается вокруг своей оси.
Ось, вокруг которой вращается Земля, называется осью Земли.
Ось – это воображаемая линия, проходящая через Северный и Южный полюсы.
Полюсы Земли – точки пересечения земной оси с земной поверхностью.
Половину, где находится Северный полюс, назвали Северным полушарием, а где Южный полюс – Южным полушарием.
Линия, разделяющая Северное и Южное полушария, называется Экватором. Экватор – тоже воображаемая линия.

Суточное вращение Земли

Земля постоянно находится в движении. За 24 часа земной шар совершает один полный оборот вокруг своей оси. При этом Земля поворачивается к Солнцу то одной, то другой стороной. На той стороне, которая освещена, - день, на противоположной – ночь. Так происходит смена дня и ночи. Это суточный цикл вращения Земли.

Вращение Земли

Земля вращается с запада на восток. Поэтому люди, живущие на востоке, утром встречают Солнце раньше, чем те, кто живет на западе.
Запад, восток, север, юг – четыре основных направления. Их называют сторонами света.
Древние люди определяли восток и запад по положению Солнца. Сегодня при определении сторон света используется прибор компас. Он был изобретен в Китае 3000 лет назад.

Годовое вращение Земли

При годовом вращении по орбите вокруг Солнца на Земле происходит смена времен года: весны, лета, осени, зимы. Орбита – это траектория движения Земли вокруг Солнца.
Время одного оборота Земли по орбите вокруг Солнца называют годом. Земля совершает один оборот вокруг Солнца за 365 дней 5 ч. 48 мин. и 46 с.
Каждые четыре года на Земле наступает год, получивший название високосного.

Лабораторная работа №2

Тема: Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий.

Цель работы: научиться определять на глобусе (карте полушарий) экватор, полюса, полушария.

Оборудование: глобус (карта полушарий).

Ход работы

1. Рассмотрите глобус (карту полушарий).

2. Найдите Северный полюс, Южный полюс, экватор, Северное и Южное полушарие. 3. Опишите их положение на глобусе.

Повторим

1. Какова форма Земли?
Земля шарообразной формы, немного сплюснута с полюсов.
2. Каковы размеры Земли?
Диаметр Земли равен 12800 км, а длина окружности более 40000 км.
3. Какие два главных движения отмечаются у Земли?
Суточное и годовое.
4. Дайте определения: ось Земли, экватор, орбита.
Ось Земли – это воображаемая линия, проходящая через полюса, вокруг которой вращается Земля.
Экватор – это воображаемая линия, которая разделяет Северное и Южное полушария.
Орбита – воображаемая траектория движения Земли вокруг Солнца.

5. Какие вы знаете стороны света?
Север, юг, запад, восток.
6. Как можно определить стороны света?
По полярной звезде или по компасу.
7. В какую сторону вращается Земля?
С запада на восток.
8. Как доказать, что Земля имеет круглую форму?
9. Почему происходит смена дня и ночи, времен года?

Домашнее задание:
§2,
вопросы 1-3 на с.17 (№3 – письменно)

Спасибо за работу