Презентация к уроку экологии "Виды и механизмы адаптаций"
Оценка 4.8

Презентация к уроку экологии "Виды и механизмы адаптаций"

Оценка 4.8
pptx
07.01.2021
Презентация к уроку экологии "Виды и механизмы адаптаций"
Виды и механизмы адаптации.pptx

Виды и механизмы адаптации. Адаптация к экстремальным условиям среды

Виды и механизмы адаптации. Адаптация к экстремальным условиям среды

Виды и механизмы адаптации. Адаптация к экстремальным условиям среды

Юрина И.В.,
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ №18
им. Э.Д. Потапова
г. Мичуринска
Тамбовской области

Цель урока Сформировать у учащихся понятие о видах и механизмах адаптации человека

Цель урока Сформировать у учащихся понятие о видах и механизмах адаптации человека

Цель урока

Сформировать у учащихся понятие о видах и механизмах адаптации человека.

Задачи урока Обучающие: познакомить учащихся с видами и механизмами адаптации человека; сформировать понятие об адаптации человека к экстремальным условия

Задачи урока Обучающие: познакомить учащихся с видами и механизмами адаптации человека; сформировать понятие об адаптации человека к экстремальным условия

Задачи урока

Обучающие:
познакомить учащихся с видами и механизмами адаптации человека;
сформировать понятие об адаптации человека к экстремальным условия.;
Развивающие:
развивать понятия «адаптация» и «экстремальные условия» и их воздействие на организм человека.
Воспитательные:
продолжить воспитание бережного отношения к своему организму и формирование здорового образа жизни.

Вспомните Экология человека —

Вспомните Экология человека —

Вспомните

Экология человека —


Адаптация —


Адаптогенные факторы –


Природные факторы –

Биотические факторы –


Абиотические факторы -

это научное направление, изучающее взаимодействие людей с
окружающей их средой.

процесс приспособления организма к меняющимся условиям
среды — общеприродным и производственным, социальным.

какие-либо условия внешней среды, вызывающие изменения в
организме и как следствие - необходимость его перестройки.

это естественные факторы живой и неживой природы

всё многообразие животного и растительного мира, включая
возбудителей болезней.

воздушная среда, атмосферное давление, световое излучение,
магнитные поля, температура окружающей среды, метеопогод-
ные факторы и различные климатогеографические условия.

Вспомните Антропогенные факторы –

Вспомните Антропогенные факторы –

Вспомните

Антропогенные факторы –




Адаптационные ресурсы –


Энергетические адаптационные ресурсы –

Пластические энергетические ресурсы –


Синергический вид взаимодействия адаптогенных факторов

Антагонистический вид взаимодействия

факторы, созданные в результате деятельности самого человека.

К ним относят загрязнение почвы, воздушной и водной среды,
бытовые условия, различные виды трудовой и другой
социальной деятельности.

резервы организма, которые он может расходовать на
процесс адаптации.

любые вещества, дающие организму энергию.

морфоструктурные элементы организма — макромолекулы и
органоиды клеток, сами клетки, ткани и органы.

действие одного фактора усиливает эффекты другого.

действие одного фактора ослабляет эффекты другого.

Виды адаптации по степени врожденности

Виды адаптации по степени врожденности

Виды адаптации по степени врожденности

Генотипическая (врождённая) адаптация эта вся совокупность заложенных с момента рождения признаков, которые помогают организму приспособиться к конкретным условиям обитания. Наглядным примером здесь является большинство расовых признаков.

Виды адаптации по степени врожденности

Виды адаптации по степени врожденности

Виды адаптации по степени врожденности

Фенотипическая (приобретённая) адаптация это совокупность признаков, приобретённых организмом в течение жизни.
К фенотипической адаптации относят, например, все изменения организма, связанные с трудовой или спортивной деятельностью.

Виды адаптации по продолжительности формирования и проявления адаптационных реакций

Виды адаптации по продолжительности формирования и проявления адаптационных реакций

Виды адаптации по продолжительности формирования и проявления адаптационных реакций

Различают краткосрочную и долгосрочную адаптацию.
Так, при физической нагрузке проявлениями краткосрочной адаптации будут являться: увеличение частоты сердечных сокращений, повышение давления крови, учащение дыхание.

Долгосрочная адаптация Многократные физические упражнения приведут к формированию таких долгосрочных адаптационных признаков, как увеличение мышечной массы, укрепление кровеносных сосудов, увеличение мощности сердца

Долгосрочная адаптация Многократные физические упражнения приведут к формированию таких долгосрочных адаптационных признаков, как увеличение мышечной массы, укрепление кровеносных сосудов, увеличение мощности сердца

Долгосрочная адаптация

Многократные физические упражнения приведут к формированию таких долгосрочных адаптационных признаков, как увеличение мышечной массы, укрепление кровеносных сосудов, увеличение мощности сердца.

Виды адаптации по характеру проявления адаптационных реакций

Виды адаптации по характеру проявления адаптационных реакций

Виды адаптации по характеру проявления адаптационных реакций

Адаптационные реакции

биохимическая

морфологическая

физиологическая

психологическая

социальная

Биохимическая адаптация подразумевает различные перестройки метаболических процессов, вызванные тем или иным воздействием

Биохимическая адаптация подразумевает различные перестройки метаболических процессов, вызванные тем или иным воздействием

Биохимическая адаптация

подразумевает различные перестройки метаболических процессов, вызванные тем или иным воздействием. Например, в условиях голода в организме возникает недостаток энергетических ресурсов и при этом активизируются процессы расщепления жиров, а в условиях избыточного питания, наоборот, усиливаются процессы накопления.

Морфологическая адаптация проявляется в виде различных структурных изменений на клеточном, тканевом, органном или организменном уровнях

Морфологическая адаптация проявляется в виде различных структурных изменений на клеточном, тканевом, органном или организменном уровнях

Морфологическая адаптация

проявляется в виде различных структурных изменений на клеточном, тканевом, органном или организменном уровнях.
К этому виду можно отнести увеличение толщины рогового слоя кожи при частых механических воздействиях, увеличение объёма и эластичности мышц при занятиях спортом, потемнение кожи (наличие загара) под влиянием ультрафиолетовых лучей и т.п.

Физиологическая адаптация это изменение характера функционирования различных систем организма, например тренировка системы терморегуляции под влиянием закаливания или другие физиологические реакции

Физиологическая адаптация это изменение характера функционирования различных систем организма, например тренировка системы терморегуляции под влиянием закаливания или другие физиологические реакции

Физиологическая адаптация

это изменение характера функционирования различных систем организма, например тренировка системы терморегуляции под влиянием закаливания или другие физиологические реакции.

Психологическая адаптация осуществляется на уровне психических процессов, таких, как мышление, память, эмоции, речь и т

Психологическая адаптация осуществляется на уровне психических процессов, таких, как мышление, память, эмоции, речь и т

Психологическая адаптация

осуществляется на уровне психических процессов, таких, как мышление, память, эмоции, речь и т.д. Например, наши эмоции быстро и точно передают окружающим информацию о нашем состоянии и наших намерениях. Это облегчает приспособление человека к окружающей среде. К механизмам психологической адаптации относят также различные формы поведения. Например, спасаясь от жары, человек находит укрытие, пьёт воду, включает кондиционер.

Социальная адаптация подразумевает участие в адаптационном процессе нескольких организмов, когда приспособление возникает в результате их совместной деятельности

Социальная адаптация подразумевает участие в адаптационном процессе нескольких организмов, когда приспособление возникает в результате их совместной деятельности

Социальная адаптация

подразумевает участие в адаптационном процессе нескольких организмов, когда приспособление возникает в результате их совместной деятельности. Например, детёнышу не нужно искать тепло, защиту, пищу и т.д. — он получает все это от родителей, то есть в результате социальной адаптации. Более сложные формы социальной адаптации — это знание языка и традиций окружающих, получение профессии и т.п.

Процесс адаптации !В целом процесс адаптации представляет собой сложную многокомпонентную систему, включающую одновременно несколько механизмов

Процесс адаптации !В целом процесс адаптации представляет собой сложную многокомпонентную систему, включающую одновременно несколько механизмов

Процесс адаптации

!В целом процесс адаптации представляет собой сложную многокомпонентную систему, включающую одновременно несколько механизмов. Причём с целью экономизации адаптационных ресурсов организма сначала срабатывают механизмы социальной адаптации, если они малоэффективны (или их нет вообще) — поведенческие реакции и т.д.

Механизмы адаптации Изучение процесса адаптации связывают с именем канадского ученого

Механизмы адаптации Изучение процесса адаптации связывают с именем канадского ученого

Механизмы адаптации

Изучение процесса адаптации связывают с именем канадского ученого Ганса Селье. Он показал, что в ответ на действие раздражителей самой различной природы (механических, физических, химических, биологических и психических) в организме возникают стереотипные изменения. Комплекс этих сдвигов получил название «общего адаптационного синдрома» или «стресс- реакции». Независимо от качества «стрессора», то есть фактора, вызывавшего стресс, этот процесс сопровождается совокупностью постоянных симптомов и состоит из трёх последовательных стадий.

I. Стадия тревоги. Состоит в мобилизации адаптационных возможностей организма и выражается в реакциях надпочечников, иммунной системы и желудочно- кишечного тракта

I. Стадия тревоги. Состоит в мобилизации адаптационных возможностей организма и выражается в реакциях надпочечников, иммунной системы и желудочно- кишечного тракта

I. Стадия тревоги.

Состоит в мобилизации адаптационных возможностей организма и выражается в реакциях надпочечников, иммунной системы и желудочно- кишечного тракта. Эти реакции протекают некоординированно, с большим напряжением органов и систем, поэтому их функциональный резерв скоро истощается.

Органы человека, которые первыми включаются в процесс
адаптации:
1 — красный костный мозг, 2 — миндалины, 3 — тимус,
4 — лимфоузлы, 5 — селезёнка, 6 — лимфатические узелки тонкого кишечника, 7 — аппендикс, 8 — лимфатические узелки толстого кишечника и бронхов, 9 — надпочечники

При значительной силе стрессора (тяжёлые ожоги, крайне высокая или низкая температура, опасная инфекция) из-за ограниченности резервов стадия тревоги может закончиться гибелью организма. Если организм переживает эту защитную стадию синдрома, наступает следующая стадия.

II. Стадия сопротивления возникает, если действие стрессора совместимо с возможностями адапта-ции

II. Стадия сопротивления возникает, если действие стрессора совместимо с возможностями адапта-ции

II. Стадия сопротивления

возникает, если действие стрессора совместимо с возможностями адапта-ции. При этом должны включаться специализированные механизмы, позволяющие организму эффективно противостоять конкретному стрессору. Возможно, что в организме таких готовых механизмов нет. Тогда необходимо создание новой системы, в которой на основе элементов старых программ создаются новые связи. Новые механизмы вырабатываются постепенно, при многократном воздействии адаптогенного фактора, они представляют собой избранную организмом наилучшую стратегию противодействия какому-то конкретному изменению условий внешней среды.

Иными словами, организму нужна тренировка. Организм переходит на новый уровень функционирования и начинает работать в более экономном режиме за счёт уменьшения затрат энергии на неадекватные реакции. Каждый человек проходит через эту стадию множество раз. Когда сопротивление оказывается успешным или действие стрессора прекращается, организм возвращается к нормальному состоянию. Если же действие стрессора таково, что в процессе адаптации происходит перерасход энергетических и пластических резервов организма, то ресурсы организма могут истощиться и наступает следующая стадия.

III. Стадия истощения. В этой стадии преобладают необратимые явления повреждения и распада, которые могут привести к гибели организма

III. Стадия истощения. В этой стадии преобладают необратимые явления повреждения и распада, которые могут привести к гибели организма

III. Стадия истощения.

В этой стадии преобладают необратимые явления повреждения и распада, которые могут привести к гибели организма. В случае психологического стресса истощение принимает форму нервного срыва, иногда приводит к психическому заболеванию.

Особенности адаптации человека к экстремальным условиям

Особенности адаптации человека к экстремальным условиям

Особенности адаптации человека к экстремальным условиям

В новых природных и производственных условиях люди нередко испытывают влияние необычных факторов окружающей среды, оказывающих неблагоприятное влияние на их общее состояние, самочувствие и работоспособность. Такого рода факторы принято относить к разряду экстремальных.
!Экстремальные факторы - это крайние, весьма жёсткие условия среды, неадекватные врождённым и приобретённым свойствам организма.
Провести чёткую границу между обычными и экстремальными факторами среды не представляется возможным. Одни и те же факторы в одно и то же время для одних индивидуумов могут являться обычными, для других — экстремальными. Различия определяются не только спецификой раздражителей, но и свойствами организма.

Особенности адаптации человека к экстремальным условиям

Особенности адаптации человека к экстремальным условиям

Особенности адаптации человека к экстремальным условиям

Классическим экстремальным воздействием на организм человека считают прыжок с парашютом. Однако для парашютиста, который совершил несколько тысяч прыжков, подобное испытание уже не является экстремальным. И наоборот вполне обычным для старшеклассника является учебная нагрузка по 5—7 уроков в день. Для первоклассника же такие условия будут экстремальными и быстро приведут к истощению адаптационных резервов организма.

ЧС (катастрофы) Очень часто экстремальные условия возникают как следствия чрезвычайных ситуаций (катастроф)

ЧС (катастрофы) Очень часто экстремальные условия возникают как следствия чрезвычайных ситуаций (катастроф)

ЧС (катастрофы)

Очень часто экстремальные условия возникают как следствия чрезвычайных ситуаций (катастроф).
Любая катастрофа угрожает человеку гибелью или потерей здоровья в результате травм, кровопотери, переохлаждения, перегревания, действия вредных веществ, инфекции, недостатка или отсутствия пищи, воды и т.д. В настоящее время различные катастрофы возникают всё чаще, и связанные с ними проблемы давно начали изучать медики.

Катастрофы Естественные или природные (не зависящие от деятельности человека)

Катастрофы Естественные или природные (не зависящие от деятельности человека)

Катастрофы

Естественные или природные
(не зависящие от деятельности человека)

Метеорологи-
ческие
(бури, ураганы,
смерчи, морозы,
снегопады,
жара, засухи)

Тектонические
и
теллургические
(землетрясения,
цунами, пожары,
извержения
вулканов)

Космические
(метеориты,
прочие
космические
катастрофы)

Топологические
(наводнение,
сели, оползни,
снежные обвалы)

Классификация катастроф

Классификация катастроф Катастрофы

Классификация катастроф Катастрофы

Классификация катастроф

Катастрофы

Искусственные (вызываемые деятельностью человека)

Технологические

Транспортные
(авиационные
и космические,
железнодорожные,
автодорожные,
на флоте)

Производственные
(механические,
термические,
химические,
радиационные,
бактериологические)

Социальные
(терроризм,
общественные
беспорядки,
голод,
алкоголизм,
наркомания)

Специфические
(войны,
эпидемии)

Заполните таблицу Вид адаптации

Заполните таблицу Вид адаптации

Заполните таблицу

Вид адаптации

Краткая характеристика

Пример

Биохимическая

Морфологическая

Физиологическая

Психологическая

Социальная

Домашнее задание §2 Заболевания каких систем человека вы уже знаете?

Домашнее задание §2 Заболевания каких систем человека вы уже знаете?

Домашнее задание

§2
Заболевания каких систем человека вы уже знаете?

Спасибо за работу

Спасибо за работу

Спасибо за работу

Интернет – ресурсы http://arstyle

Интернет – ресурсы http://arstyle

Интернет – ресурсы

http://arstyle.org/clipart/rastr/152020-planet-eaeth-cliparts-planeta-zemlya.html растровый клипарт «Планета Земля»



Источник шаблона:

Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново

Скачать файл