Презентация к уроку литературного чтения по теме: "Знакомство с названием раздела, прогнозирование, его содержание"(4 класс)

  • pptx
  • 04.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок литературного чтения.pptx

Тема: Знакомство с названием раздела, прогнозирование его содержания.

Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Речевая разминка

Взяли мы две книжки —
Папа взял и я.
(Папина — большая,
Тонкая — моя.)
Думал я, все думал
И решил сказать: -
Я хочу большую
Книжку почитать.
Папа улыбнулся,
Возражать не стал.
Взял мою он книжку,
Мне свою отдал.

Долго я старался,
Но прочесть не мог.
— Что это за буквы?
— Формулы, сынок!
Очень интересно,
Только не понять,
Попросил я снова
Книжку поменять.
И сказал мне папа:
— Потерпи, сынок,
Я когда-то тоже
Их понять не мог.

Работа по теме урока

ИСИПОТЕЛ ЫНИЛЫБ ЯИТИЖ

Целеполагание

— Как вы понимаете слово «летопись»?
— Для чего они нужны?
— Как вы думаете, что мы будем изучать в этом разделе?
Чему мы научимся?
— Проверим наши предположения. Прочитайте на с. 3 учеб­ника, с чем мы познакомимся в этом разделе.
— Чему мы будем учиться?
Прочитайте статью на с. 6 учебника и сравните с ее содер­жанием ваши ответы на поставленные мной ранее вопросы.
— Что же такое летописи?
Так для чего же они нужны нам?

Интересный факт

В период расцвета Киевской Руси, приходящегося на XI—XII вв., была создана книга «Рассказы начальной русской летописи». В ней рассказывалось о происхождении Русского го­сударства, о начальном этапе его истории и о первых его деятелях.
Одним из первых русских летописцев был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, поразительно одаренный человек. Он знал византийские исторические хроники, в которых запись событий велась по годам, старинные договоры, народные преда­ния, собирал и записывал рассказы современников. Нестор ста­рался выяснить, «откуда есть пошла Русская земля», имена первых князей... С болью и негодованием описывал Нестор княжеские распри, бедствия своего народа, набеги захватчиков. С течением времени во множестве больших и малых русских городов стали создавать свои летописи. Писали их сначала на пергаменте — спе­циально выделанной коже, а с XV в. - на бумаге. Гусиным пером тщательно выводили каждую букву, раскрашивали большие за­главные буквы, украшали рисунками. Создание летописей счи­талось делом очень важным: недаром каждый князь стремился иметь своего летописца. А после образования единого Русского государства, в конце XVв., ведение летописей стало государствен­ным делом.

Работа над содержанием текста

— Прочитайте отрывок на стр.7-8

— Все ли вам было понятно?

Работа над лексическим значением выделенных в тексте слов

Яства - (устар.) еда, кушанье.
Гривна- денежная единица в Древней Руси — серебряный или золотой слиток весом около 400 г.
Паволокинарядные ткани, покрывала.
Узорочьедрагоценности, наряды.
Царьград — древнерусское название Константинополя (ныне Стамбул).)

Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок?
— Что у вас получалось?
— Что показалось трудным?

Подведение итогов урока

— Почему народ прозвал Олега вещим?
— Что еще мы можем узнать из текста летописи о жизни на­ших предков?
— Существовали ли на Руси города?
— Какой веры придерживались русичи?

Домашнее задание

- Прочитать текст на с. 6-8 учебника, ответить на вопросы 1—3.

- Найти в энциклопедиях информацию по теме урока.