Поэзия Фета
- пример гармонии и мелодики.
Она – составляющая часть красоты этого мира.
Цель нашего урока – проследить, как, какими способами достигается гармония поэтической речи Фета, почему его стихи так музыкальны.
В одном из своих писем Фет пишет: «…меня всегда из определённой области слов тянуло в неопределённую область музыки, в которую я уходил, насколько хватало моих сил».
Литературоведы утверждают, что лирику Фета нельзя понять вне Марии Лазич, удивительной, не от мира сего, девушки, любовь к которой поэт пронес через весь свой творческий путь. Именно эта любовь привнесла в жизнь поэта драму, и придала трагическое звучание всем его стихотворениям.
Стихи, посвященные Марии Лазич
« В долгие ночи …» 1851
« Неотразимый образ …» 1856
« В благословенный день …» 1857
« Старые письма» 1859
« В тиши и мраке таинственной ночи …» 1864
« Alter ego» 1878
« Ты отстрадала, я еще страдаю …» 1878
« Страницы милые опять персты раскрыли …» 1884
« Солнца луч промеж лип …» 1885
« Нет, я не изменил …» 1887
Став офицером русской армии, Фет был направлен в гарнизон под Херсон. Там он и познакомился с дочерью обедневшего генерала в отставке - Марией Лазич. 22-летняя девушка была начитана и романтична, любила стихи Фета.
На почве любви к поэзии молодые люди вскоре сблизились и полюбили друг друга. Со дня их первой встречи прошло почти два года, и окружающие на них уже стали смотреть как на жениха с невестой.
Однако со стороны Фета предложения руки и сердца все не было, он не решался жениться, и своей неопределенностью измучил и девушку, и себя. По гарнизону поползли разного рода сплетни и слухи. Отец девушки попытался объясниться с Фетом, но и это не привело ни к какой ясности.
Бедный офицер, не имевший никакой поддержки от семьи, все еще надеялся, что брат с сестрой ему окажут материальную помощь. Но время шло и уже надеяться было не на что... Вконец отчаявшись, Фет решился «разом сжечь корабли взаимных надежд».
И однажды он собрался с духом и сообщил о своем уходе из отношений. Объясняя тем, что средств ни на свадьбу, ни на содержание семьи у него нет, и что Мария еще может быть счастлива с другим, который будет достойнее его.
Девушка на это лишь смогла промолвить: «Я общалась с Вами без всяких посягательств на Вашу свободу, а к суждениям людей я совершенно равнодушна. Если мы перестанем видеться, моя жизнь превратится в бессмысленную пустыню, в которой я погибну, принесу никому не нужную жертву».
От этих слов поэт растерялся, но не изменил своего решения. Если бы он тогда только знал, в какое отчаяние привел Марию! Она каждой клеточкой прочувствовала, что от нее ускользает не только любовь, но и вся ее жизнь. Отчаявшаяся девушка умоляла его не прекращать хотя бы переписку, но поэт был тверд в своем решении.
А осенью 1850 года Фет был шокирован страшным известием: Мария погибла. Она зажигала спичку и случайно загорелось платье. Объятая пламенем, она выбежала на балкон, затем по ступеням в сад... и потеряла сознание от неимоверной боли.
Через четыре дня в ужасных муках девушка скончалась, произнеся уже в агонии:
"Он не виноват, а я..."
После этой страшной трагедии в лирике поэта прочно закрепились мотивы и образы, связанные с огненной стихией, будь то полыхающий костер, пылающий камин или трепетное пламя свечи.
Фет понял, что потерял женщину, которую любил всей душой, загубил собственноручно счастье всей своей жизни. Он до конца дней винил себя в смерти любимой девушки, но Марию уже было не вернуть...
В 1887 году он написал стихотворение “Когда читала ты мучительные строки…” , пытаясь представить себе последние мгновения жизни Марии Лазич. При этом поэт подозревал, что несчастный случай с Марией Лазич мог быть не чем иным, как самоубийство.
Пережив эту трагедию, Фет, так и не добившись возвращения титула, в 1857 году женился на богатой купеческой дочери Марии Петровне Боткиной. Она была уже не молода и не очень красива, но так же, как и Фет, пережившая тяжелый роман.
Благодаря этому браку по расчету он стал владельцем поместий, в 1858 году уходит в отставку и посвящает себя ведению хозяйства в своем имении.
Он до самой старости боролся с грехами своей бедной юности: тщеславным честолюбием и сребролюбием.
И что любопытно, современники поэта совершенно не понимали, почему он до самой смерти писал стихи о любви, да еще и какие!... Во многих воспоминаниях встречается язвительное и насмешливое описание Афанасия Фета в образе жестокого, корыстолюбивого, пессимистичного и грубого старика, что абсолютно не вязалось с его потрясающей любовной лирикой.
По-видимому, душа Марии Лазич не отходила от Фета, а возможно он сам ее не отпускал до конца своих дней. В его сердце, не угасая более четырех десятилетий, пылал огонь его далекой юношеской любви.
Последнее стихотворение, посвященное любимой, он написал в 1892 году, в год своей смерти... Обращаясь к Марии Лазич, Афанасий Фет писал:
В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» встреча лирического героя с возлюбленной потрясает нотами трагизма. Описанная сцена свидания овеяна тайной, неопределённостью.
Используемые поэтом метафоры: «луной был полон сад», «струны в нем дрожали» - создают подтекст разыгрывающейся драмы: что-то случилось или случится. Многочисленные эпитеты: «рыдающие звуки», «жгучая мука» - передают состояние лирического героя, который весь поглощён страданием.
Анафора в третьей строфе стихотворение создаёт ощущение быстрой сменяемости событий, которые не затмевают, однако ж, былых воспоминаний, а наоборот усиливают их:
И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.
Повтором строки «Тебя любить, обнять и плакать над тобой!» во второй и четвёртой строфах автор подчёркивает, что для лирического героя несмотря на страдания, весь смысл жизни заключён в любви, какой бы трудной она ни была. Поэтические средства помогают создать эмоциональный настрой стихотворения.
- П.И. Чайковский называл Фета «поэтом - музыкантом»
- Но стихи Фета уподобляют не только песням, но и произведениям живописи, а именно полотнам художников импрессионистов.
Импрессионизм (фр. impression — впечатление) – направление в литературе и живописи, возникшее во второй половине 19 в. сначала во Франции, а затем и в других странах. Импрессионисты стремились передать непосредственное впечатление, мельчайшие оттенки личных переживаний, ощущений, настроений.
Обобщение изученного на уроке
- Беспристрастное время все расставило по свои местам, всему дало объективную и верную оценку. Кому сейчас, в начале третьего тысячелетия, интересны идейные политические баталии шестидесятых годов 19 века? Кто знает поэтов, пародировавших Фета? Только узкие специалисты.
А поэзия Фета все также свежа, удивительна и неповторима. Она волнует, будоражит, вновь и вновь открывает нам бездонную тайну человеческой души.
В.Я. Брюсова о А.Фете:
«Он – высокий, высочайший авторитет в поэзии, в искусстве, в мысли».
Художественный мир А.А.Фета
2. Природа, жизнь, любовь – единое.
1. Жизнеутверждающая поэзия.
3. Природа – живое существо.
4.Очарование природы – стимул для творчества.
5. Природа – возможность для человека прикоснуться к вечности.
6. Движение природы, цвет, звуки, запахи – всё составляет мир природы.
7. Мир природы и чувств переплетаются.
8.Чувство любви всегда связано с чувством прекрасной природы.
9 .Природа – фон для сюжетных изгибов любовного чувства.
10. Любовь – единственное содержания человеческой жизни.
11.Недосказанность, глубина лирического подтекста.
12. Музыкальность стихотворений.
План анализа стихотворения
1) История создания стихотворения (дата написания, кому посвящено, с какими событиями написано)
2) Тема стихотворения (то, о чем стихотворение)
3) Идея стихотворения (для чего написано стихотворение)
4) Художественные средства
5) Стихотворный размер, рифма
6) Мое впечатление
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.