План
1. Уровни выборов в РФ
2. Избирательные системы
А) избирательное право (в узком и широком смыслах
Б) избирательный процесс
3. Типы избирательных систем
А) мажоритарная
Б) пропорциональная
В) смешанная
4. Плюсы и минусы типов избирательных систем
5. Избирательная кампания
Тест 1
1. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?
А. Избирательная система охватывает принципы и условия участия граждан в формировании выборных органов.
Б. Избирательная система определяет порядок распределения
мест
в выборных органах после установления результатов голосования.
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Верны ли суждения о недостатках мажоритарной избирательной системы?
|
А. |
Значительная часть избирателей в стране может остаться не представленной в органах власти. |
|
Б. |
В парламенте страны, как правило, представлен не весь спектр политических партий и движений. |
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?
|
А. |
Пропорциональная система обеспечивает представительство всего спектра политических сил. |
|
Б. |
Мажоритарная система создает преимущества малочисленным партиям. |
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Тест 2
|
1.Какое требование для избирателей противоречит демократической избирательной системе? |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
3.Формирование представительных органов власти наполовину из кандидатов, включенных в избирательные списки своих партий и движений, наполовину – из получивших большинство голосов в одномандатных округах характерно для |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
4.Какая из приведенных ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов? |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
5.Понятия «пропорциональная», «мажоритарная», «смешанная» относятся к характеристике системы |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
6.Какая из приведенных ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов? |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
7.В государстве Н. выборы проводятся по мажоритарной системе. Какой из указанных признаков для нее характерен? |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
8.В государстве Г. существует пропорциональная избирательная система, в которой ведущая роль принадлежит политическим партиям. Укажите признак, являющийся отличием данной системы. |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
9.Что характерно для избирательной системы демократического типа? |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
10.Какая из приведенных ситуаций свидетельствует о нарушении демократической процедуры выборов? |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
11.Какое действие является примером нарушения демократической процедуры голосования? |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
Задания 1 1.Что является обязательными требованиями для избирательной системы в демократическом обществе? |
|||||||||||||||
|
|||||||||||||||
|
2.Инициативная группа выдвинула 34-летнюю гражданку С. католического вероисповедания, врача по профессии, постоянно проживающую в стране в течение 11 лет, кандидатом на пост Президента РФ. Однако избирательная комиссия отказалась регистрировать эту кандидатуру. Причина отказа – несоответствие |
|||||||||||||||
|
Задания 2
1.Страна Н. – демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако, с каждым годом в стране Н. растет число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.
2.В государстве Z существует многопартийная система и регулярно проводятся выборы в парламент. Какая дополнительная информация позволит определить тип избирательной системы (мажоритарная или пропорциональная), действующей в государстве Z? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.
3.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Избирательные системы». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
4.Работа с документом
|
Желающий участвовать в управлении государством должен уметь управлять самим собой, понимать сущность государства, его задачи и цели, органичность народной жизни, значение и смысл свободы, технику социальной организации, законы политики и хозяйства. Нет этого – и общий интерес остается неосознанным, подменённым частной корыстью и личными вожделениями, принцип солидарности остается пустым словом, общая цель утратится, полномочие будет подменено «кулачным правом»; начнется фальсификация государственности и развал. Государство погибнет или сложится вновь по типу диктаторского учреждения. И вот по отношению ко всем гражданам с незрелым правосознанием (дети, несовершеннолетние, душевнобольные, дикари, политически бессмысленные, уголовно-преступные, аморальные, жадные плуты и т.п.) государство всегда останется опекающим учреждением. Тех, кто не способен осознать и жизненно оформить свой общественный интерес и кому нелепо давать право голоса, государство всегда будет опекать и вести. Но и этим дело не ограничивается. Люди вообще живут на свете не для того, чтобы убивать свое время и силы на политическую организацию, а чтобы творить культуру. Политика не должна поглощать их досуга и отрывать их от работы, а обеспечивать им порядок, свободу, законность, справедливость и технически-хозяйственные удобства жизни. Кипение в политических разногласиях, страстях и интригах, в тщеславии, честолюбии и властолюбии есть не культура, а растрата сил и жизненных возможностей. Поэтому политика не должна поглощать времени и воли больше, чем это необходимо. <…> В довершение всего – политическое дело требует особых знаний, изучения, подготовки, опыта и таланта, которыми «все» никогда не обладали и обладать не будут; политическое строительство всегда было и всегда будет делом компетентного меньшинства. (И.А. Ильин)
|
|
|
2.Каких граждан, по мнению автора, государство должно опекать и вести? Дайте ответ и укажите с опорой на текст любые три категории граждан, для которых государство – «опекающее учреждение». |
|
|
3.Какие требования автор предъявляет к людям, желающим управлять? Выпишите из текста шесть требований. |
|
|
4.Приведите три положения текста, подтверждающие вывод автора о том, что политика – дело избранных граждан. |
|
5.Работа с документом В современной науке политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. Партии обычно имеют формализованную структуру с руководителями, штаб-квартирами, аппаратом сотрудников, уставными и программными документами. Они официально представляют своих кандидатов избирателям соответствующих округов, проводят кампании за их избрание и привлекают на свою сторону массы. Названия партий могут не отражать их характер, а иногда даже бывают взаимоисключающими. Граждане
объединяются в партию не из культурных или просветительских целей, не из-за
стремления к извлечению прибыли (хотя вступление некоторых граждан в правящую
партию может преследовать цели материального благополучия), а на основе
единства взглядов Законы о политических партиях содержат правила о финансах и имуществе партий. Во-первых, они устанавливают источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты. Во-вторых, партии обязаны вести учёт всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов. В-третьих, законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых партиями избирательных кампаний. Для этого ыделяются средства из государственного бюджета. Такое финансирование может быть предоставлено всем партиям или только партиям, набравшим процент голосов на выборах… С точки зрения организационной структуры принято различать партии кадровые, массовые… С точки зрения особенностей правового положения различаются партии легальные и нелегальные. Легальные партии – это партии, действующие на законных основаниях. Партия становится нелегальной, если она запрещена законом, судебным решением, но продолжает свою деятельность в подполье. (Н. Зимина)
|
|
2.Какие требования к финансам и имуществу партий предъявляет законодательство (на основе текста сформулируйте два требования)? Используя обществоведческие знания, приведите объяснение необходимости подобного законодательного регулирования. |
|
3.Какие три функции политических партий упомянуты в тексте? Назовите |
|
4.Автор пишет о том, что законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых политическими партиями избирательных кампаний. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения о том, как подобная практика защищает права и свободы граждан. |
6.
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
«Справедливость без силы беспомощна, а сила без справедливости деспотична». (Б. Паскаль)
«Информация воспринимается как инструмент политического воздействия». (Ю. Кантор)
«Самым лучшим правительством будет то, которое поменьше будет
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.