Презентация к уроку обществознания 11 класс "Демократические выборы"

  • docx
  • 16.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 4. Демократические выборы.docx

План

1.      Уровни выборов в РФ

2.      Избирательные системы

А) избирательное право (в узком и широком смыслах

Б) избирательный процесс

3.      Типы избирательных систем

А) мажоритарная

Б) пропорциональная

В) смешанная

4.      Плюсы и минусы типов избирательных систем

5.      Избирательная кампания

 

Тест 1

1. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?

А. Избирательная система охватывает принципы и условия участия граждан в формировании выборных органов.

Б. Избирательная система определяет порядок распределения мест 
в выборных органах после установления результатов голосования.

1) верно только А

2) верно только В

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Верны ли суждения о недостатках мажоритарной избирательной системы?

А.

Значительная часть избирателей в стране может остаться не представленной в органах власти.

Б.

В парламенте страны, как правило, представлен не весь спектр политических партий и движений.

1) верно только А

2) верно только В

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?

А.

Пропорциональная система обеспечивает представительство всего спектра политических сил.

Б.

Мажоритарная система создает преимущества малочисленным партиям.

1) верно только А

2) верно только В

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Тест 2

1.Какое требование для избирателей противоречит демократической избирательной системе?

  

 1) 

вписывать свои паспортные данные в бюллетень для голосования

  

 2) 

голосовать тайно, заполняя бюллетень в специальной кабине

  

 3) 

заранее брать открепительный талон для голосования на другом избирательном участке

  

 4) 

предъявлять общегражданский паспорт для получения избирательного бюллетеня

2.Парламент страны П. формируется из представителей основных  политических партий, которые смогли преодолеть семипроцентный избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков еще один, характерный для избирательной системы  страны П.

  

 1) 

Депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий.

  

 2) 

Места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей, которое партия получила на выборах.

  

 3) 

Избиратели голосуют прежде всего за личности кандидатов, а потом уже за их политическую программу.

  

 4) 

Политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.

3.Формирование представительных органов власти наполовину из кандидатов, включенных в избирательные списки своих партий и движений, наполовину – из получивших большинство голосов в одномандатных округах характерно для

  

 1) 

мажоритарной избирательной системы

  

 2) 

пропорциональной избирательной системы

  

 3) 

прямого делегирования депутатов

  

 4) 

смешанной избирательной системы

4.Какая из приведенных ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?

  

 1) 

граждане голосуют и на своих избирательных участках по месту жительства, и на своем рабочем месте

  

 2) 

неработающие пенсионеры лишены избирательных прав

  

 3) 

граждане, находящиеся под следствием, имеют право участвовать в выборах

  

 4) 

выборы проводятся на безальтернативной основе

5.Понятия «пропорциональная», «мажоритарная», «смешанная» относятся к характеристике системы

  

 1) 

политической

  

 2) 

избирательной

  

 3) 

партийной

  

 4) 

экономической

6.Какая из приведенных ситуаций характеризует демократическую процедуру выборов?

  

 1) 

Военнослужащий перед посещением избирательного участка обязан поставить в известность о своем выборе вышестоящее начальство.

  

 2) 

Граждане, осужденные по приговору суда, не участвуют в голосовании.

  

 3) 

Гражданин в случае отъезда в командировку лишается возможности принять участие в выборах.

  

 4) 

Голоса граждан разных социальных групп не равны между собою.

7.В государстве Н. выборы проводятся по мажоритарной системе. Какой из указанных признаков для нее характерен?

  

 1) 

выборы проводятся по партийным спискам

  

 2) 

формируются одномандатные избирательные округа

  

 3) 

устанавливается избирательный барьер для прохождения партии в парламент

  

 4) 

места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов, полученных партией на выборах

8.В государстве Г. существует пропорциональная избирательная система, в которой ведущая роль принадлежит политическим партиям. Укажите признак, являющийся отличием данной системы.

  

 1) 

создается единый общенациональный избирательный округ

  

 2) 

предусмотрен второй тур голосования

  

 3) 

в средствах массовой информации представляются программы кандидатов

  

 4) 

победу в округе одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах

9.Что характерно для избирательной системы демократического типа?

  

 1) 

кандидаты должны различаться своими программами и идеологическими установками

  

 2) 

кандидаты не должны предоставлять сведения в избирком об источниках своих доходов

  

 3) 

кандидаты должны обладать определенным имущественным цензом

  

 4) 

избиратели, помимо возрастного ценза, должны иметь ценз образовательный

10.Какая из приведенных ситуаций свидетельствует о нарушении демократической процедуры выборов?

  

 1) 

Граждане не могут пользоваться дополнительными голосами.

  

 2) 

В случае отъезда в день голосования гражданин может взять открепительный талон и проголосовать на другом избирательном участке.

  

 3) 

Гражданам, не имеющим возможности прийти на избирательный участок по состоянию здоровья, избирательные урны могут быть доставлены на дом.

  

 4) 

Подследственные и обвиняемые граждане, находящиеся под арестом, 
не участвуют в голосовании.

11.Какое действие является примером нарушения демократической процедуры голосования?

  

 1) 

привлечение к участию в выборах  людей, находящихся под следствием

  

 2) 

доставка инвалидам урн для голосования на дом

  

 3) 

установка кабин для тайного голосования

  

 4) 

проведение предвыборной агитации в день голосования

Задания 1

1.Что является обязательными требованиями для избирательной системы в демократическом обществе?

  

 1) 

имущественный ценз

  

 2) 

безальтернативность выборов

  

 3) 

ценз гражданства

  

 4) 

открытое голосование с информацией о кандидате

  

 5) 

равенство голосов граждан

2.Инициативная группа выдвинула 34-летнюю гражданку С. католического вероисповедания, врача по профессии, постоянно проживающую в стране в течение 11 лет, кандидатом на пост Президента РФ. Однако избирательная комиссия отказалась регистрировать эту кандидатуру. Причина отказа – несоответствие

  

 1) 

пола

  

 2) 

возраста

  

 3) 

срока проживания на территории РФ

  

 4) 

вероисповедания

Задания 2

1.Страна Н. – демократическое государство с динамично развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни большинства граждан. Однако, с каждым годом в стране Н. растет число граждан, уклоняющихся от участия в выборах разных уровней. Укажите три возможные причины уклонения граждан этой страны от исполнения своего гражданского долга в качестве избирателя.

2.В государстве Z существует многопартийная система и регулярно проводятся выборы в парламент. Какая дополнительная информация позволит определить тип избирательной системы (мажоритарная или пропорциональная), действующей в государстве Z? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.

3.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Избирательные системы». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

4.Работа  с документом

Начало формы

Желающий участвовать в управлении государством должен уметь управлять самим собой, понимать сущность государства, его задачи и цели, органичность народной жизни, значение и смысл свободы, технику социальной организации, законы политики и хозяйства. Нет этого – и общий интерес остается неосознанным, подменённым частной корыстью и личными вожделениями, принцип солидарности остается пустым словом, общая цель утратится, полномочие будет подменено «кулачным правом»; начнется фальсификация государственности и развал. Государство погибнет или сложится вновь по типу диктаторского учреждения.

И вот по отношению ко всем гражданам с незрелым правосознанием (дети, несовершеннолетние, душевнобольные, дикари, политически бессмысленные, уголовно-преступные, аморальные, жадные плуты и т.п.) государство всегда останется опекающим учреждением. Тех, кто не способен осознать и жизненно оформить свой общественный интерес и кому нелепо давать право голоса, государство всегда будет опекать и вести.

Но и этим дело не ограничивается. Люди вообще живут на свете не для того, чтобы убивать свое время и силы на политическую организацию, а чтобы творить культуру. Политика не должна поглощать их досуга и отрывать их от работы, а обеспечивать им порядок, свободу, законность, справедливость и технически-хозяйственные удобства жизни. Кипение в политических разногласиях, страстях и интригах, в тщеславии, честолюбии и властолюбии есть не культура, а растрата сил и жизненных возможностей. Поэтому политика не должна поглощать времени и воли больше, чем это необходимо. <…>

В довершение всего – политическое дело требует особых знаний, изучения, подготовки, опыта и таланта, которыми «все» никогда не обладали и обладать не будут; политическое строительство всегда было и всегда будет делом компетентного меньшинства.

(И.А. Ильин)

1.Существует точка зрения, согласно которой политика – общее дело, требующее от каждого сознательного гражданина активного участия. Приведите аргумент в поддержку этого вывода. С опорой на знания курса укажите два направления политической деятельности (политического участия), которые необходимо осуществлять каждому гражданину в демократическом обществе.

2.Каких граждан, по мнению автора, государство должно опекать и вести? Дайте ответ и укажите с опорой на текст любые три категории граждан, для которых государство – «опекающее учреждение».

3.Какие требования автор предъявляет к людям, желающим управлять? Выпишите из текста шесть требований.

4.Приведите три положения текста, подтверждающие вывод автора о том, что политика – дело избранных граждан.

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

5.Работа  с документом

В современной науке политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. Партии обычно имеют формализованную структуру с руководителями, штаб-квартирами, аппаратом сотрудников, уставными и программными документами. Они официально представляют своих кандидатов избирателям соответствующих округов, проводят кампании за их избрание и привлекают на свою сторону массы. Названия партий могут не отражать их характер, а иногда даже бывают взаимоисключающими.

Граждане объединяются в партию не из культурных или просветительских целей, не из-за стремления к извлечению прибыли (хотя вступление некоторых граждан в правящую партию может преследовать цели материального благополучия), а на основе единства взглядов 
и политических целей, общего мировоззрения.

Законы о политических партиях содержат правила о финансах и имуществе партий. Во-первых, они устанавливают источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты. Во-вторых, партии обязаны вести учёт всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов. В-третьих, законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых партиями избирательных кампаний. Для этого ыделяются средства из государственного бюджета. Такое финансирование может быть предоставлено всем партиям или только партиям, набравшим процент голосов на выборах…

С точки зрения организационной структуры принято различать партии кадровые, массовые… С точки зрения особенностей правового положения различаются партии легальные и нелегальные. Легальные партии  это партии, действующие на законных основаниях. Партия становится нелегальной, если она запрещена законом, судебным решением, но продолжает свою деятельность в подполье.

(Н. Зимина)

1.Что автор называет политической партией? Какие два основания выделения различных типов партий приведены в тексте?

Конец формы

 2.Какие требования к финансам и имуществу партий предъявляет законодательство (на основе текста сформулируйте два требования)? Используя обществоведческие знания, приведите объяснение необходимости подобного законодательного регулирования.

3.Какие три функции политических партий упомянуты в тексте? Назовите 
и проиллюстрируйте примерами любые две другие функции политических партий в общественной жизни.

4.Автор пишет о том, что законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых политическими партиями избирательных кампаний. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения о том, как подобная практика защищает права и свободы граждан.

Начало формы

Конец формы

6.                  6.Начало формы

Конец формы

Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

«Справедливость без силы беспомощна, а сила без справедливости деспотична». (Б. Паскаль)

«Информация воспринимается как инструмент политического воздействия». (Ю. Кантор)

«Самым лучшим правительством будет то, которое поменьше будет