План
1. Понятие государства
А) признаки государства
Б) государство как институт политической системы
2. Правовое государство
3. Принципы правового государства
А) верховенство закона
Б) незыблемость и гарантированность прав человека
В) взаимная ответственность государства и личности
Г) разделение властей
Д) система сдержек и противовесов
4. Сущность правовых законов
5. Гражданское общество
6. Местное самоуправление как часть гражданского общества
А) понятие
Б) структура
В) функции
Г) порядок формирования
Д) источники доходов
Тест 1
1. Верны ли следующие суждения о современном государстве?
А. Задачей любого современного государства является отстаивание интересов страны на международной арене.
Б. Ряд современных европейских государств делегировал часть своих полномочий наднациональным органам.
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Верны ли следующие суждения о государстве и государственных органах?
А. Одним из отличительных признаков государственных органов является определение их компетенции действующим законодательством.
Б. К существенным признакам любого государства относится федеративное государственное устройство.
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о государстве?
|
А. |
В любом государстве существует верховенство права. |
|
Б. |
В правовом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом. |
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе? Гражданское общество – это
А. любое общество, состоящее из граждан или подданных определённого государства.
Б. общество, основой которого является совокупность негосударственных отношений и организаций, выражающих интересы граждан в различных сферах.
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения об институтах гражданского общества? К институтам гражданского общества относятся
|
А. |
общества по охране природы. |
|
Б. |
союзы предпринимателей. |
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения об институтах гражданского общества?
|
А. |
Институты гражданского общества представляют собой инициативные организации и объединения граждан, отражающие их интересы во взаимоотношениях с государством. |
|
Б. |
К институтам гражданского общества можно отнести парламент создаваемые им комитеты. |
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Верны ли следующие суждения об институтах гражданского общества?
|
А. |
В структуру местного самоуправления входит представительный орган, состоящий из депутатов, избираемых населением. |
|
Б. |
В различных муниципальных образованиях существуют разные варианты организации системы органов местного самоуправления. |
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. Верны ли следующие суждения об институтах гражданского общества?
|
А. |
К институтам гражданского общества можно отнести организации ветеранов вооруженных конфликтов. |
|
Б. |
К институтам гражданского общества можно отнести попечительские советы при школах. |
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9. Верны ли следующие суждения об институтах гражданского общества?
|
А. |
Институтом гражданского общества является Конфедерация обществ защиты прав потребителей. |
|
Б. |
Институтом гражданского общества является Федеральное Собрание РФ. |
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?
|
А. |
Ассоциация учителей «За гражданское образование» представляет собой пример организованной гражданской инициативы. |
|
Б. |
Институтами гражданского общества выступают министерства, ведомства, местные администрации. |
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Тест 2
2. Какой из приведенных признаков политических организаций характерен только для государства? |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задания 1 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1. 1. Во время экскурсии в районную управу учащиеся 10 класса познакомились с работой органа местного самоуправления. Какие из функций и особенностей местного самоуправления названы ниже? Выберите из приведённого списка положения, отражающие функции и черты местного самоуправления, и запишите цифры, под которыми они указаны. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2. 2. Какие из перечисленных примеров иллюстрируют функционирование гражданского общества? Запишите цифры, под которыми они указаны. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3. 3. В государстве Z были проведены политические реформы. Какие из приведённых фактов свидетельствуют о том, что государство стало правовым? Запишите цифры, под которыми они указаны. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «гражданское общество».
1) Судебная власть; 2) общественная организация; 3) частный интерес; 4) социальная активность; 5) горизонтальное социальное взаимодействие; 6) законодательная власть.
5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «правовое государство».
1) главенство права; 2) однопартийность; 3) разделение властей; 4) права человека; 5) взаимная ответственность личности и государства;6) верховенство законодательной власти.
6. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к признакам государства любого типа.
1) суверенитет; 2) наличие определённой
территории; 3) приоритет прав
и свобод человека; 4) право устанавливать и собирать налоги;
5) публичный характер власти; 6) установление и реализация
принципа разделения властей.
7. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «правовое государство».
1) верховенство права; 2) прогрессивное
налогообложение; 3) разделение властей; 4) взаимная
ответственность гражданина и государства;
5) система сдержек и противовесов; 6) верховенство
исполнительной власти.
8. Ниже приведён ряд признаков. Все они, за исключением двух, относятся к признакам государства любого типа.
1) Наличие аппарата власти и управления; 2) легальное право на применение силы; 3) суверенитет; 4) монопольное право издавать законы;5) республиканская форма правления; 6) унитарное государственное устройство.
Задания 2
1.Приведите по два примера, раскрывающих воздействие государства на личность и личности на государство в политической сфере в демократическом обществе.
2.Определите роль гражданских неполитических организаций (институтов гражданского общества) в развитии политической системы современного демократического общества. Приведите три примера, иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством.
3.В стране А. происходит становление институтов гражданского общества. Приведите три возможных примера, иллюстрирующих этот политический процесс.
4.Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Правовое государство и гражданское общество». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
5.Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Разделение государственной власти в демократическом государстве». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
6.Работа с документом
|
Долгое время в политической науке
понятия «гражданское общество» и «государство» не различались, использовались
как тождественные. Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации
различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей
государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его
неотъемлемыми правами и свободами потребовали отражения в общественном
сознании и науке двух тенденций социального прогресса. Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития. Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создаёт условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей. (Р.Т. Мухаев)
|
|
2. Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Укажите ещё одну функцию. |
|
3. На основании обществоведческих, исторических знаний, фактов общественной жизни назовите три формы взаимодействия государства и гражданского общества и конкретизируйте каждую из названных форм примером. |
|
4. Автор связывает
создание правового демократического государства с деятельностью сознательных
свободных граждан. Используя знания обществоведческого курса, информацию СМИ
и личный социальный опыт, объясните, как связаны между собой политическая
свобода и возможности самореализации личности в каждой из сфер:
экономической, социальной |
7.
Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)
«Чтобы власть стала сильнее, следует её ограничить». (Л. Бернэ)
«Величие и святость государства состоит, прежде всего, в неуклонном осуществлении справедливости» (А. Сталь).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.