Презентация к уроку обществознания 11 класс "Политическое сознание"

  • docx
  • 16.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 7. Политическое сознание.docx

План

1.      Формы общественного сознания

2.      Политическое сознание

3.      Уровни политического сознания

А) обыденное

Б) теоретическое

4.      Идеология

5.      Содержание политической идеологии

А) отношение к гос. власти, партиям, массовым движениям, другим государствам

Б) принципы, методы, способы социальных преобразований

В) теоретическое обоснование системы ценностей субъектов политики

6.      Ценность

7.      Типы современных идеологий

А) либерализм

Б) консерватизм

В) социализм

Г) коммунизм

Д) социал-демократия

Е) фашизм

8.      Функции политических идеологий

А) сплочение социальных групп

Б) распространение политических идей в обществе

В) активизация политической активности

Г) отражение национальных интересов

Д) обеспечение целостности общества

9.      Политическая психология

А) психология личности

Б) психология групп

В) психология масс

10.  СМИ и их функции

А) информирование населения

Б) политическая социализация

В) критика и контроль

Г) представление различных интересов

Д) формирование общественного мнения

Е) мобилизация к определенным действиям

Ж) манипуляция общественным сознанием

 

Тест 1

1.Верны ли следующие суждения о политической идеологии?

А.

Консерваторы признают ценность семейных традиций, влияние религии.

Б.

Либералы отрицают ценность истории, прошлого, предлагая строить общество «с чистого листа».

1) верно только А

2) верно только В

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2.Верны ли следующие суждения о роли СМИ в политической системе демократического общества?

А. СМИ обеспечивают получение и распространение в обществе сведений о наиболее важных политических событиях.

Б. СМИ побуждают людей к определённым политическим действиям.

1) верно только А

2) верно только В

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3.Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ) 
в демократическом обществе?

А. В демократическом обществе СМИ отражают разные точки зрения на любые политические события.

Б. СМИ в демократическом обществе выполняют функцию политической социализации граждан.

1) верно только А

2) верно только В

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4.Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?

А. СМИ обеспечивают получение и распространение в обществе сведений 
о наиболее важных политических событиях.

Б. СМИ побуждают людей к определённым политическим действиям.

1) верно только А

2) верно только В

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5.Верны ли следующие суждения о роли средств массовой информации (СМИ) в демократическом государстве?

А. СМИ в демократическом государстве могут активно влиять на отношение граждан к политике, проводимой властями.

Б. СМИ в демократическом государстве являются органом исполнительной власти.

1) верно только А

2) верно только В

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6.Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации (СМИ)?

А.

Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.

Б.

Запросы массовой аудитории во многом формируются воздействием на нее СМИ.

1) верно только А

2) верно только В

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

 

Тест 2

1.В зависимости от идеологии учёные-политологи выделяют

  

 1) 

массовые и кадровые партии

  

 2) 

правящие и оппозиционные партии

  

 3) 

социал-демократические и консервативные партии

  

 4) 

партии с сильной и со слабой структурой

 

2.Идея достижения социального согласия путем справедливого перераспределения богатств в обществе характерна для системы взглядов

 

 

  

 1) 

консервативной

  

 2) 

пацифистской

  

 3) 

либеральной

  

 4) 

социал-демократической

 

3.Идея отрицания ценности государства, осуждения его как главного ограничителя свободы личности характерна для системы взглядов

 

  

 1) 

консервативной

  

 2) 

пацифистской

  

 3) 

анархической

  

 4) 

социал-демократической

 

 

4.«Цель нашей борьбы – построение социально однородного бесклассового общества, в котором был бы осуществлен принцип распределения благ по потребностям». Для какой политической идеологии данное требование является основным, ведущим?

 

  

 1) 

консервативной

  

 2) 

либеральной

  

 3) 

социал-демократической

  

 4) 

коммунистической

5.В программе политической партии записано: «Партия считает главным принципом  своей идеологии обеспечение преемственности развития, учета исторических традиций и устоев в выработке политических решений». Какой идеологии придерживается данная партия?

  

 1) 

революционной

  

 2) 

либеральной

  

 3) 

консервативной

  

 4) 

коммунистической

6.Поддержание в обществе традиционных семейных ценностей, уважение к устоям и заветам предков являются ведущими для идеологии

  

 1) 

консервативной

  

 2) 

либеральной

  

 3) 

социал-демократической

  

 4) 

радикальной

7.Идея построения общества, в котором был бы реализован принцип распределения благ «от каждого – по способностям, каждому – по потребностям», характерна для системы взглядов

  

 1) 

консервативной

  

 2) 

пацифистской

  

 3) 

либеральной

  

 4) 

коммунистической

 

  

8.Уважительное отношение к историческим корням, сохранение преемственности в развитии страны характерны для идеологии

  

 1) 

консервативной

  

 2) 

либеральной

  

 3) 

социал-демократической

  

 4) 

коммунистической

Задания 1

1.Установите соответствие между функциями и государственными институтами или должностным лицом в Российской Федерации, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

  

ФУНКЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ И ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

А) 

назначает выборы Президента РФ

Б) 

издаёт указы и распоряжения

В) 

принимает федеральные законы

Г) 

возглавляет государство

Д) 

представляет государство в международных отношениях

   

1) 

Президент РФ

2) 

Совет Федерации

3) 

Государственная Дума РФ

2.Установите соответствие между полномочиями и субъектами государственной власти РФ, реализующими эти полномочия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

  

ПОЛНОМОЧИЯ

 

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

А) 

утверждение изменения границ между субъектами РФ

Б) 

осуществление управления федеральной собственностью

В) 

обеспечение исполнения федерального бюджета

Г) 

утверждение военной доктрины РФ

Д) 

назначение на должность судей Конституционного Суда РФ

   

1) 

Совет Федерации

2) 

Президент РФ

3) 

Правительство РФ

3. В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это словосочетание.

Президент страны, депутат парламента, политическая элита, губернатор областилидер партии.

4.Ниже приведен перечень политических партий. Все из них, за исключением одной, образованы по идеологическому признаку. Найдите и выпишите термин, выпадающий из этого ряда.

Либералы, консерваторы, регионалы,  социал-демократы, коммунисты.

 

5.Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.

«Либеральная __________ (1) зарождается в Западной Европе на рубеже ХVIII – ХIХ веков. Главная ценность либерализма – свобода и независимость человека в экономической и политической области. Государство не должно вмешиваться в экономическую жизнь, предоставляя основной простор свободной __________ (2), предпринимательской инициативе.

Либералы признают равенство __________ (3) в правовом и политическом отношении, естественные права и свободы личности, ломку сословных перегородок. Естественные, природные __________ (4) человека – жизнь, свобода, собственность. Их гарантирует __________ (5). Свобода человека  гарантируется законом и прежде всего заключается в независимости личности от общества. Либеральная доктрина предполагает равенство возможностей, равенство в судах, но не равенство в экономике, его нет и не должно быть. Все, и богатые, и бедные должны платить равные налоги.

Избирательная система в либеральной трактовке допускает наличие __________ (6) – например имущественного или же образовательного».

 

 

  

А) 

цензы

Б) 

государство

В) 

идеология

Г) 

общество

Д) 

граждане

Е) 

конкуренция

Ж) 

реформа

З) 

ответственность

И) 

права

 

Задания 2

1.Приведите три примера, иллюстрирующие деятельность СМИ («четвёртой власти») в политической жизни современного демократического общества.

 

2. Работа с документом

   Утверждают, что поскольку избегающие голосования в большинстве принадлежат к менее образованным и социально активным слоям населения, то даже лучше, что они не используют своё право голоса. Так как они легче поддаются предубеждениям и демагогии, их активизация представляла бы потенциальную угрозу нашей демократической системе.

За подобными аргументами проглядывает сомнительная посылка, что, мол, лучше образованные и высокооплачиваемые граждане, принимающие участие в голосовании, мыслят более рационально и менее подвержены узкому эгоизму и расовым и классовым предубеждениям. Это мнение, которое уже само по себе — ласкающий душу предрассудок, представители высшего и среднего классов составили о себе сами и себе в утешение.

Некоторые авторы доказывают, что невысокая активность избирателей — это признак «политики счастья»: люди безразличны к голосованию именно потому, что их вполне устраивает сложившееся положение дел. Безусловно, найдутся люди, совершенно равнодушные к политическим проблемам, — даже если эти проблемы непосредственно касаются их жизни. Однако в целом многие миллионы американцев, не принимающие участия в голосовании, принадлежат отнюдь не к наиболее ублаготворенным, а к менее состоятельным и более озлобленным слоям населения, где обнаруживается необычная концентрация социально обездоленных людей. «Политика счастья», как правило, не что иное, как ширма для политики разочарования. То, что принимается за апатию, на деле вполне, может быть, есть способ, которым человеческая психика защищается от бессилия и отчаяния. Неучастие в выборах является не результатом полного довольства или недостатка гражданских добродетелей, но приятной негативной реакцией на политические реалии, с которыми люди сталкиваются в своей жизни.

 

М. Паренти

1.Используя ав­тор­ский текст, при­ве­ди­те точку зрения, объ­яс­ня­ю­щую не­вы­со­кую ак­тив­ность избирателей. При­ве­ди­те два ар­гу­мен­та объясняющие, по­че­му лучше об­ра­зо­ван­ные граж­да­не не ис­поль­зу­ют свое право го­ло­со­вать так же, как и менее образованные?

 

2.Приведите ар­гу­мент автора, доказывающий, по­че­му не­вы­со­кая ак­тив­ность из­би­ра­те­лей яв­ля­ет­ся при­зна­ком «политики счастья»? Ка­ко­во от­но­ше­ние к этой точке зре­ния ав­то­ра текста?

 

3.Приведите ав­тор­скую точку зре­ния на про­бле­му без­раз­ли­чия людей к выборам. В чём автор тек­ста видит глав­ную при­чи­ну не­уча­стия в них? Ис­поль­зуя об­ще­ство­вед­че­ские знания, при­ве­ди­те одну при­чи­ну спада из­би­ра­тель­ной ак­тив­но­сти населения.

 

4.Выскажите и ар­гу­мен­ти­руй­те свою по­зи­цию по по­во­ду ак­ту­аль­но­сти про­бле­мы без­раз­ли­чия людей к вы­бо­рам при­ме­ни­тель­но к по­ве­де­нию рос­сий­ских избирателей? Опи­ра­ясь на об­ще­ство­вед­че­ские знания, на­зо­ви­те одно по­след­ствие пас­сив­но­сти части граж­дан и пред­ло­жи­те один спо­соб по­вы­ше­ния ак­тив­но­сти на­се­ле­ния на выборах.

 

 

3.Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

 

«Власть должна находить опору в мыслях и чувствах народа». (Б.Н. Чичерин)

«Справедливость без силы беспомощна, а сила без справедливости деспотична». (Б. Паскаль)

«Информация воспринимается как инструмент политического воздействия». (Ю. Кантор)

«Один человек плюс закон – уже большинство» (К. Кулидж).