Тема урока
Литературные группировки и журналы
Крестьянская поэзия 20-х годов
Альтернативная публицистика 20-х
Литературные группировки 1920-х гг.
Долгие годы образ Октября 1917 года был весьма одноплановым, упрощённым. Он был монументально героическим, односторонне политизированным. Этот образ создавали кинофильмы о штурме Зимнего дворца, о залпе «Авроры», книги о Ленине, скульптурные композиции в честь павших за революцию борцов, песни «Взвейтесь кострами, синие ночи», «Молодая гвардия», «Интернационал». Величие Октября запечатлели романы А. Серафимовича «Железный поток» (1924), А. Фадеева «Разгром» (1926), повести и рассказы Б. Лавренёва.
Но помимо произведений, воспевающих революцию, была и другая литература и иные образы: «Окаянные дни» И. Бунина, «Стихи о терроре» М. Волошина, «Солнце мёртвых» И. Шмелёва, «Дни Турбиных» М. Булгакова и др. Эта литература приводит нас к выводу, что и побеждённые, изгнанные на чужбину тоже любили Россию.
Новое осмысление Октября и событий Гражданской войны дало возможность показать противоречивость происходящих событий, а также познакомиться с позицией писателей, волею судеб оказавшихся по разные стороны баррикад.
1. Литературные группировки 1920-х гг.
РАПП
ЛЕФ
Имажинисты
«Перевал»
ОБЕРИУ
Конструктивисты
«Серапионовы братья»
ОПОЯЗ
Название | Период существования | Члены группы | Концепция |
ЛЕФ (Левый фронт искусств) | 1922 – 1928 | В. Маяковский О. Брик В. Арбатов Н. Чужак В. Каменский А. Крученых Б. Пастернак | Пропаганда союза искусства с производством, вера в технический прогресс, утверждение литературы факта, репортажа, монтирования документов вместо художественного вымысла. |
Название | Период существования | Члены группы | Концепция |
«Перевал» | 1923 – 1929 | А. Воронский (критик, лидер группы) А. Весёлый М. Голодный М. Светлов Э. Багрицкий А. Платонов И. Катаев А. Малышкин М. Пришвин | Свобода писателей от социального заказа, право автора на выбор темы и жанра произведения, борьба с нормативным «управляемым искусством». |
Название | Период существования | Члены группы | Концепция |
Конструктивизм | 1924 – 1930 | К. Зелинский И. Сельвинский В. Луговской В. Инбер Б. Агапов Е. Габрилович | Стремление к фактам, цифрам, к деловой речи, цитатам из документов; подчинение образов и темы произведения его форме, конструкции. В какой-то мере это повторение концепции ЛЕФа. |
ОБЭРИУ (Объединение реального искусства) | 1926 – 1931 | Д. Хармс А. Введенский Н. Заболоцкий Е. Шварц | Пародийно-абсурдное изображение действительности |
Новокрестьянская поэзия
Состав: Клюев, Есенин, Клычков, Ширяевцев, Орешин
Даты: Первая волна крестьянской поэзии – 1903-1905 гг. (Дрожжин, Леонов, Шкулев) Они объединились внутри суриковского литературно-музыкального кружка, издавали сборники, сотрудничали с пролетарскими поэтами. Вторая волна – 1910-е гг.
Печать: сборники стихов (напр. «Радуница» Есенина, «Сосен перезвон», «Братские песни» Клюева)
Суть: Это течение поэтов, вышедших из народной среды. Они опирались на фольклорную традицию и литературную традицию XIX века (Некрасов, Кольцов, Никитин, Суриков). Основные мотивы – жизнь деревни, природы, родство жизни деревни с жизнью природы. Основные проблемы – оппозиция город/деревня и трагические противоречия внутри самой деревни.
Были встречены как посланцы новой русской деревни. Группа была неоднородной: разные судьбы, разные идеологии, разный подход к освоению поэтической традиции. Поэтому это название хоть и традиционное, но достаточно условное.
Новокрестьянские поэты испытали воздействие символизма и акмеизма. Символисты испытывали к ним интерес из-за тенденций, свойственных им самим в годы, предшествующие Первой мировой войне: националистические настроения, размышления о «народной стихии», судьбах России, интерес к славянской мифологии. Те же тенденции наблюдались в религиозно-философских исканиях русской интеллигенции.
Новокрестьянская поэзия
Скифы
Состав: Блок, Брюсов, Белый, Клюев, Есенин, Пастернак, Замятин. Из художников –Петров-Водкин. Из композиторов – Прокофьев.
Даты: Скифское движение поэтов и революционеров возникло в России в 1917 году. Стало вершиной русского Народничества и предтечей Евразийства.
Печать: два литературных сборника «Скифы» (1917, 1918 г.), газета «Знамя труда», журнал «Наш путь».
Скифы
Суть: Все помнят октябрьскую революцию 1917 года как переворот Ленина и большевиков. Но революцию вместе с большевиками осуществляли и русские народники – левые эсеры. Скифское Движение шло с ними рука об руку, часть скифов – Сергей Есенин, Мария Спиридонова, Иванов-Разумник – были активистами этой партии. Другие печатались в левоэсеровских газетах. Они мыслили революцию совсем иначе.
У большевиков всё дышало ненавистью к народам и классам. А Революция Скифов должна была превратить Россию в райское поле людей-цветов. Революция должна была быть революцией любви, которая исцеляет ноющее народное сердце и наполняет мир красотой.
Революция должна привести к рождению Нового Человека – Скифа – Солнечного Русского. Этот человек открыт всем ветрам, природе, животным, кочевникам, духам.
Революция должна построить на Руси вольный и братский союз народов Евразии – Союз Скифских Республик.
Имажинизм
Состав: Шершеневич, Мариенгоф, Есенин, Кусиков, Рюрик Ивнев, Николай Эрдман.
Даты: Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Распался в 1925. Критиковался в советской печати, Кусиков эмигрировал, Есенин умер.
Печать: сборники «Имажинисты», «Конница бурь», альманах «Язь», журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном»
Имажинизм
Суть:
- Цель творчества – создание образа. Образ создается при помощи метафор, метафорических цепей, сопоставляющих различные элементы образа – прямой и переносный.
- Текст, имеющий связное содержание, не может быть отнесён к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию. Стихотворение должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.
- эпатаж, анархические мотивы.
Разногласия привели к делению на правое крыло (Есенин, Ивнев, Кусиков) и левое (Шершеневич, Мариенгоф, Эрдман) с противоположными взглядами на задачи поэзии, ее содержание, форму, образ. В 1924 году Есенин опубликовал в газете «Правда» письмо о выходе из имажинистов.
Итог подвел Шершеневич в статье «Существуют ли имажинисты?»: «Имажинисты отняли у поэзии личность. А поэзия без личности, без лиризма, как беговая лошадь без ноги».
Имажинизм
литературное течение
1919-1927 гг.
Печатный орган – «Советская страна»
Представители – С. Есенин, Н. Клюев, В. Шершеневич.
Идеи: «поедание образом смысла», которое выражалось в нарушении грамматических форм, определяющих смысл
РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей
Состав: Фадеев, Серафимович, Либединский.
Даты: Официально оформилась в январе 1925 года. Со временем стала беспокоить партийное руководство, предпочитавшее держать бразды правления литературой в своих руках, и постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций» РАПП была ликвидирована.
Печать: журнал «На литературном посту», сменивший осужденный журнал «На посту».
РАПП
Суть: В отличие от «Октября» и вслед за
«Перевалом» рапповцы призывали к учебе у классиков,
особенно у Толстого, в этом проявилась ориентация на
реалистическую традицию. Но в остальном рапповцы
называли себя «неистовыми ревнителями пролетарской
чистоты» (Либединский).
Центральный орган РАПП в развязном тоне писал о
лучших писателях (что вызвало резкие возражения Фадеева), требовал передачи пролетарским писателям органов печати, вытеснения мелкобуржуазных «попутчиков» (Есенин, Федин) из журналов и сборников. Горький – «индивидуалистический певец городских низов», Маяковский – «буржуазный индивидуалист».
С самого начала РАПП имела принципиальное отличие от предшественника - Пролеткульта. Пролеткультовцы боролись за автономию от государства, за что и были разгромлены. Рапповцы учли их печальный опыт и провозгласили главным принципом следование партийной линии, борьбу за партийность литературы, внедрение партийной идеологии в массы.
ЛЕФ - левый фронт искусств
Состав: Маяковский, Асеев, Третьяков, Кушнер, филологи Шкловский и Брик, кинорежиссёр Эйзенштейн, кинооператор-документалист Дзига Вертов. Также из поэтов примыкали Пастернак и Каменских.
Даты: ЛЕФ объединился в конце 1922 – начале 1923 года вокруг одноименного журнала. В 1925 году журнал прекращает своё существование, а ЛЕФ, просуществовавший до 1928 года, переименован в РЕФ. Маяковский вышел из РЕФа, чтобы вступить в самую массовую литературную организацию того времени – РАПП.
Печать: журнал «ЛЕФ», «Новый ЛЕФ», сборник теоретических и критических статей «Литература факта».
ЛЕФ - левый фронт искусств
Суть: непосредственное отображение действительности: вместо «литературы вымысла» - «литература факта», вместо игрового кино – документальное, вместо живописи – фотография. Новые принципы искусства:
- принцип социального заказа (художник должен писать на ту тему, которая наиболее актуальна для общества в данный момент);
- принцип литературы факта (отбор материала для творчества – не вымысел, а факт как предмет искусства);
- принцип «искусства-жизнестроения» (задача искусства – напрямую вторгаться в жизнь, приближая будущее).
ЛЕФ считал себя единственным настоящим представителем революционного искусства и конкурировал на этом поле с «Октябрем» и даже РАППом.
Формальные вещи: у Маяковского после 1923 года – графический принцип оформления стиха («лесенка», о ней в статье «Как делать стихи») и переход к тоническому стихосложению (совпадает только количество ударных слогов).
«Перевал»
Состав: Воронский, Михаил Светлов, Михаил Голодный, Александр Ясный, Александр Малышкин, Михаил Пришвин, Андрей Платонов,
Даты: Создана на рубеже 1923-1924-х годов. Официально «Перевал» просуществовал до 1932 года.
Печать: журнал «Красная новь», 6 альманахов «Перевал», антология «Перевальцы».
«Перевал»
Суть: В соответствии с концепцией Воронского о «едином
потоке» в литературе в группу пригласили участников из разных
литературных движений, в том числе и напостовцев. В 1927 г. По
инициативе Воронского был создан еще один орган для
консолидации писателей – Федерация объединений советских
писателей (ФОСП).
Творческие лозунги:
-«искренности творчества» (даже если это противоречит партийной
дисциплине)
-«моцартианства», под которым подразумевалось творчество по\
вдохновению, по наитию
-«нового гуманизма»
«Перевал»
Суть:
«Перевал» признавал роль «социального заказа», выступая, однако, за право
писателя на «выбор темы по своему усмотрению».
Группу резко критиковали в рапповской печати за якобы реакционность и увод
писателей в сторону от задач современности, неисторический, внеклассовый
подход, вплоть до примиренчества по отношению к классовому врагу.
Рапповцы утверждали, что все в творчестве – от замысла до восприятия –
познаваемо, а перевальцы утверждали роль бессознательного. Некоторые
ссылки в их работах свидетельствуют о знакомстве с учением Фрейда. Такой
подход подводил к рискованному выводу: если творческий процесс
бессознателен, то он неконтролируем.
Кроме того, для перевальцев писатель не был лишь носителем идеологии, он
был носителем психологии.
В целом перевальцы развивались в духе эстетической критики. Они были
доброжелательны в оценках текущей литературы, не раз делали уступки своим
оппонентам-рапповцам. А рапповцы не принимали интеллигентного стиля
перевальцев.
ОБЕРИУ – объединение реального искусства
Состав: Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Данил Хармс, Константин Вагинов, Игорь Бахтерев. Близки были Николай Олейников, Евгений Шварц, Казимир Малевич, Павел Филонов.
Даты: С 1928 года. В 1925 году – «чинари», потом «Левый фланг», потом «Академия левых классиков», потом ОБЭРИУ. В 1931 году театрализованные представления и чтения пришлось прекратить. Введенский, Хармс и Бахтерев были арестованы по политическому делу и сосланы. До этого – Введенский и Хармс успели побыть детскими писателями. Вагинов в эстетическом плане был далек от Введенского и Хармса. Олейников официально не состоял в группе. Заболоцкий пошел по пути советского поэта, стал писать натурфилософские стихи.
Печать: Попытка издать сборник не удалась. Из участников только Заболоцкий и Вагинов смогли издать книги в 1920-30-х гг.
Суть: Отказ от традиционных форм и методов искусства, утверждение новых (гротеск, алогизм, поэтика абсурда). Но творчество обэриутов вовсе не носило характера «игры в бессмыслицу», «в заумь», как было принято считать. Их волновали глубокие экзистенциальные вопросы: отношение к времени, смерти, языку, его приспособленности для описания мира.
Конструктивизм
литературное течение
1923-1930 гг.
Представители – И. Сельвинский, В. Ибнер, В. Луговской.
Идеи: целесообразность, рациональность, экономичность творчества; лозунг: «Коротко, сжато, в малом – многое, в точке – все!», стремление сблизить творчество с производством (конструктивизм тесно связан с ростом индустриализации), отвергали немотивированную декоративность, язык искусства доводили до схематизма
«Серапионовы братья»
Состав: Зощенко, Лунц, Каверин, Федин, Тихонов, Всеволод Иванов, Слонимский, Шкловский. Идейный и художественный руководитель – Замятин.
Даты: с 1 февраля 1921 года, когда в «Литературной студии» состоялось первое заседание «Серапионовых братьев». Почти сразу приём новых членов был ужесточён, а затем и прекращён вовсе. Прекратили существование в 1926 году.
Печать: альманах «Серапионовы братья»
«Серапионовы братья»
Суть: Подчеркнутая аполитичность. Из статьи «Почему мы Серапионовы братья»: «С кем вы, Серапионовы братья? С коммунистами или против коммунистов? За революцию или против революции?» прозвучал ответ: «Мы с пустынником Серапионом». Зощенко: «Я не коммунист, не монархист, не эсер, я просто русский».
Однако между декларациями и творческой практикой большинства «братьев» - противоречия. Часть аполитична, часть пытается осознать действительность. Так, у Всеволода Иванова – повесть «Бронепоезд 14-69», у Николая Тихонова – «Баллада о синем пакете», «Баллада о гвоздях» - классика революционной поэзии.
Раскололись на «западное крыло» (Лунц, Каверин, Слонимский) и «восточное крыло» (Зощенко, Вс. Иванов). Первые были за остросюжетную «западную новеллу», вторые – за бытовой рассказ и фольклорный материал.
Этими противоречиями был очень недоволен Зощенко, который заявил, что все «Серапионовы братья» «сошли с рельс и поскакивают по шпалам».
В итоге часть «братьев» эмигрировала, часть встала на сторону советской власти.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.