Цели и задачи
Предметные: закрепить изученные знания по теме «Фразеологизмы», усвоить структуру и семантику фразеологизмов, их употребление в речи.
Метапредметные: сформировать у учащихся регулятивные, коммуникативные, познавательные и личностные УУД: умения работать в парах и группе, оценивать себя и товарищей, использовать на практике теоретический материал, анализировать фразеологические единицы, подбирать синонимические пары, конструировать предложения, включая в их состав фразеологизмы, синтезировать знания по теме, составляя кроссворд, подводить итоги, обобщая изученное, путем совместной работы с учителем правильно ставить цель урока и добиваться хороших результатов.
Личностные: развивать у учащихся бережное отношение к слову, стремление сделать свою речь более яркой и образной посредством обращения к иносказательному языку фразеологизмов, воспитать в них нравственные ценности, которые не позволят им пренебрегать мнением товарища, смеяться над теми, кто отличается от других, таить зло и обиду, а напротив, помогут находить выход из конфликтных ситуаций, научат уважительно относиться к окружающим.
План-путеводитель по уроку
1.Станция «Домашняя». Проверка домашнего задания.
2.Станция «Историческая».Сообщения учащихся об истории фразеологизмов.
3.Станция «Словарная». Словарный диктант.
4.Станции «Зоопарк», « Сказочная», «Литературная», «Мифологическая». Групповая работа с фразеологизмами.
5.Необычные герои. Инсценировки «Белая ворона», «Обида». Бес еда по вопросам.
6.Станция «Творческая». Конструирование предложений с фразеологизмами.
7.Привал. Игра «Найди пару»( фразеологизмы- синонимы )
8.Самостоятельная работа (выполнение тестовых заданий)
9.Цветовая рефлексия. Подведение итогов урока.
– устойчивые словосочетания, близкие по лексическому значению одному слову.
Фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным:
рукой подать
хоть пруд пруди
спустя рукава
на всех парусах
Фразеологизмы -
Проверка домашнего задания
Человек с головой- умный человек мозолить глаза- надоедать
Морочить голову- запутывать говорить в глаза- не бояться правды
Вскружить голову- понравиться кому-то сглазу на глаз- наедине
Как снег на голову- внезапно пускать пыль в глаза – ничего не делать
Не сносить головы – серьезно ответить открыть глаза – сказать правду
Потерять голову – увлечься кем-то глазом моргнуть – мгновенно сделать
Сломя голову – очень быстро хоть глаз выколи – очень темно
Оцените себя по шкале:
«5»- все фразеологизмы найдены и объяснены верно их значения
«4»- не все фразеологизмы найдены и не все значения верны
«3»- выполнена только половина работы и не все правильно
«2»-выполнена меньшая часть работы, значения не указаны
Станция “Словарная”
сбиться с ног – устать,
плечом к плечу- дружно,
сидеть сложа руки- бездельничать,
щелкать зубами – голодать,
шубы не сошьешь – очень мало,
считать ворон – отвлекаться
Взаимопроверка: «5»- нет ошибок «4»- 1-2 ошибки «3»- 3-4 ошибки «2»- 5 ошибок
Станция “Поэтическая”
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой не разольёшь.
Мы исходили городок
Буквально вдоль и поперёк
И так устали мы в дороге,
Что еле
Волочили ноги.
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо, ведь этим ты другу
Окажешь
Медвежью услугу.
Фальшивят, путают слова, поют,
Кто в лес, кто по дрова.
Ребята слушать их не станут:
От этой песни
Уши вянут.
В настоящее время выражение «Ахиллесова пята» обозначает слабую сторону, «больное», уязвимое место чего-либо или кого-либо. Эта сторона может быть как физической, так и моральной.
Фразеологические синонимы и антонимы.
Синонимы – слова, близкие по лексическому значению.
Антонимы – слова, противоположные по значению.
Фразеологизмы - синонимы :
втирать очки ------ водить за нос гонять лодыря ---- бить баклуши
Фразеологизмы – антонимы :
рукой подать -------- за тридевять земель
близко -------- далеко
кот наплакал -------- хоть пруд пруди
мало --------- много
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.