Урок по родной литературе (русской) из раздела «Русский характер - русская душа»
Особенности русского национального характера в рассказе В. П. Астафьева «Бабушка с малиной»
(6 класс)
Ланг Светлана Петровна, учитель русского языка
и литературы МБОУ «Первоманская СШ» Манского района
с.Овсянка
Виртуальная экскурсия
«В гости к Астафьеву»:
Мои представления о русском национальном характере…
3
Обсудите в паре и запишите основные черты характера русского человека
1
2
3 ВИДА ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ (по Гальперину)
Вид | Что содержит? |
1.Фактуальная | 1. События, факты, место, время, герои, поступки, сюжет, род, жанр произведения (Что, где, когда, с кем происходит?) |
2.Концептуальная | 1.Позиция автора, его взгляд, мысли о «должном» миропорядке, понимание причинно-следственных связей |
3. Подтекстовая | 1. Скрытая информация (выдаёт отношение автора текста к событиям через эпитеты, метафоры, сравнения |
1. Выявить основные черты характера русского человека в рассказе «Бабушка с малиной»; 2. Научиться анализировать текст, находить в нём нужную информацию (фактуальную, подтекстовую и концептуальную)
«Особенности русского национального характера в рассказе В. П. Астафьева «Бабушка с малиной»
Тема урока:
Цели:
Рассказ В.П. Астафьева «Бабушка с малиной»
О чём может говориться в тексте под названием «Бабушка с малиной»? (предугадывание содержания)
Знакомство с текстом: чтение рассказа, просмотр экранизации (частично)
https://www.youtube.com/watch?v=Mmxua58sCQE
Фактуальная информация | |||||
Автор | Род и жанр произведения | Время действия | Место действия | Герои | События/ |
Анализ фактуальной информации
Какие чувства вызвал у вас рассказ?
Какие образы показались наиболее выразительными?
Приёмы работы коммуникативной фазы восприятия текста:
(вопросы после чтения текста- работа в группах)
На сто первом километре толпа ягодников штурмует поезд «Комарихинская — Тёплая гора»
Пассажиры спешат, поэтому у вагона давка, паника и суета; штук тридцать ребятишек, старушонка
Оцепенела - схватилась за сердце – потрясенно смотрела – встрепенувшись, крикнула
Анализ подтекстовой информации (1 группа)
Охарактеризуйте | ||
бабушку | рыбака | ребят-попутчиков |
Ответьте на вопросы:
Как ведут себя пассажиры во время посадки в поезд? А как ведут себя, когда бабушка вошла в вагон? Почему? __________________________________
Как ведёт себя сама бабушка, когда вошла в вагон? Почему? ________________________________________________________________
Как повела себе бабушка, когда рыбак предложил спеть и удивился, «что её угораздило»? Объясните причины ее поведения внутренним состоянием?
___________________________________________________________________
Поспешно освободили место и притихли
Молча села, сорвала пустой туес с шеи и сердито запихнула его пяткой под скамейку
Ответьте на вопросы:
Как повела себе бабушка, когда рыбак предложил спеть и удивился, «что её угораздило»? Объясните причины ее поведения. ____________________________________________
«А ведь еще какой-то час назад она была совершенно счастлива». В чем заключается «бабушкино счастье»? _______________________________________________________
Символом чего является старинный фонарь в вагоне?______________________________
Кто и как разгоняет «горе у бабки»? Как реагирует бабка на придумку рыбака?
____________________________________________________________________________
Как и почему «урезонил» её рыбак? ____________________________________________
Анализ подтекстовой информации (2 группа)
Скрытый смысл, нравственная проблематика, идеи |
Над какими проблемами призывает задуматься автор? _________________ |
Анализ концептуальной информации
Формируемые читательские умения: интегрировать, осмысливать информацию
(умения формулировать идею, проблематику произведения, выражать свое отношение к прочитанному)
Скрытый смысл, нравственная проблематика, идеи | |
О каких чертах характера, моральных ценностях и нормах поведения русского человека можно сказать на примере героев этого рассказа? (дополните свой список, который создавали в начале урока) |
Анализ концептуальной информации
Доброта, взаимопомощь, оптимизм, сострадание, сердечность, сочувствие, дружелюбие, внимание, отзывчивость, доброжелательность
Рефлексия:
Какие цели вы ставили на уроке? Удалось их достичь?
Чему научились?
Что узнали?
Вы довольны своей работой на уроке?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.