Презентация к уроку русского языка для 9 класса по теме "Лексика и фразеология"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 18.12.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация содержит материал по теме "Лексика и фразеология", элементы подготовки к ОГ. Урок разработан с использованием занимательного материала.
Иконка файла материала Лексика и фразеология 9 класс.ppt

ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ
урок русского языка в 9 классе.

Пудовкина Марина Григорьевна - учитель русского языка и литературы филиала МБОУ Сосновской СОШ №1 в с. Атманов Угол

По горизонтали
3. Книга или любой другой источник, информация в котором упорядочена c помощью разбивки на небольшие статьи, отсортированные по названию или тематике.
4. Паронимы
6. Слова, близкие или одинаковые по смыслу
8. Названия существовавшие когда-то, но исчезнувших предметов
12. Значение фразеологизма: "Бить баклуши"14. Слова или словосочетания, недавно появившееся в языке
15. Это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».

По вертикали
1. Значение фразеологизма: "Как кот наплакал"
2. Это слова, различные по звучанию, но близкие по значению: здесь - тут, смотреть - глядеть; родина - отчизна; храбрый - смелый
5. Лексическая единица, вышедшая из употребления
7. Раздел лингвистики, изучающий устойчивые речевые обороты и выражения — фразеологические единицы.
9. Значение фразеологизма: "Как в воду опущенный"
10. Слова, употребляемые жителями одной области
11. Крылатые выражения
13. Раздел лингвистики, изучающий лексику.
14. Значение фразеологизма: "Как снег на голову"

Проверь себя

Определите слова по их лексическому значению.

Частный вид метафоры, наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление.

Повторение одинаковых или сходных звуков в слове, во фразе.

Письменное или устное изложение основных положений одной или нескольких работ в форме доклада.

Лексическая работа

Определите, к каким лексическим группам относятся слова в данном тексте.

Когда выстраивается шеренга солдат, то впереди становятся самые рослые и бравые, а в конце всегда бывает маленький солдатик. Так дом Пантелеевны стоял в самом конце и был самый маленький, в три оконца. Про такие дома говорят, что они пирогом крыты, блином подперты.
Я бросил березовую жердь на землю и присел на лавочку перед домом.
Как называется ваша деревня? – спросил я.
Чистый Дор.
Чего Чистый?
Дор.
А что такое – Чистый Дор?
Это, батюшка, деревня наша, – толковала Пантелеевна.

водой не разольешь

Продуктов осталось мало

сломя голову

Мой сосед по парте выучил урок очень хорошо.

яблоку негде упасть

В магазин бежал быстро.

ни в зуб ногой

Соседи ссорились каждый день.

одна нога здесь, другая там

Мама попросила быстро сходить в магазин.

кот наплакал

Я совсем не разбираюсь в химии.

знать назубок

На остановке народу было много

как кошка с собакой

Коля с Ваней дружат уже давно.

Установите соответствие

Придумайте предложения с фразеологизмами:

ни свет ни заря
легок на помине
попасть впросак
знать как свои пять пальцев
тащиться черепашьим шагом
сколько душе угодно
сесть в калошу


Запиши фразеологизмы

Подбери фразеологизм к рисунку

Домашнее задание: повторить
1.синонимы, антонимы, омонимы
2. Записать примеры по пять пар слов.

Спасибо за урок!