Русский язык. Основные орфограммы.Тема: «Перенос слов с мягким знаком после согласного в середине слова».
Составитель:
Малышева В.Н.
Цель. Задачи урока.
***Учиться объяснять как верно переносить слова с буквой мягкий знак в середине слова?
Закрепить знания по теме: «Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков в середине слова».
Находить место переноса слова с Ь знаком в середине слова.
Упражнения для урока.
Упражнение 1.
*** Правило.
---При переносе слова НЕЛЬЗЯ отделять мягкий знак от стоящего перед ним согласного звука.
*** Примеры.
---Маль - чики, конь – ки, школь – ники, учитель – ница, огонь – ки, горь – кие, зелёнень – кие.
Типы упражнений.
Упражнение 2.
*** Разделить слова с мягким знаком в середине слова для переноса.
---Мальчишки, тюльпаны, асфальт, пальчики, седьмой, восьмой, льют, пьют, письмо, крыльцо, стрельба, редька, борьба, возьмут, горькое, польза, мелькать, мелькают, окуньки, хорьки, огоньки, раньше, стальной, пеньки, меньше, большое, пальто, заинька, просьба.
Типы упражнений.
Упражнение 3.
***Громко прочитать слова из словаря, выделяя голосом «Опасные» места.
---зЕмлЯника, ягОда, горОд, Огурец, тОпор, яблОко, кАртофЕль, кАпуста,лОпата, мОлОко, мОлОток, кОньки, Огород, вОкруГ, мАлина, рИсунок,лИсица, пЕтух.
Типы упражнений.
Упражнение 4.
Вставьте соответствующие буквы вместо точек.
(Ж-З) Вя…у, вя…ать, ре…у, ре…ать, ска…у, ска…ать, ма…у, ма…ать. Мимо…а, жу……ать. Жу…елица, моро…ы. моро…еное.
(Б-Д) ве…ро, сере…ро, по…арок, бе…ро, при…ой, бо…ры, дроз…ы, ло…ка, улы…ка, у…ирать, по…елка, по…елка.
(Ц-Ч) зая…, зай…ик, ов…а, ове…ка, пале…, паль…ик, ули…а, да…а, столи…а, сту…ать, птене…, пьен…ик.
(Ш-Щ) …ётка, …ёрста, …ёлкать, …ёлковый, шелу…ить, пи…ать, пу…истый, и…ет, про…ение, про…ение, при…епка.
Типы упражнений.
Упражнение 5.
*** Вставьте пропущенные буквы в словах из словаря.
--- Г…рой, б…рёза, н…род, …расная площ…дь, …зык, М…сква, ру……кий, Ро……ия, …одина.
Типы упражнений.
Упражнение 6.
***Запомните, как произносятся слова.
Ударение на ударение на ударение на
первый слог. второй слог. третий слог.
Кра -ны ща-вель ал фа -вит
Жа -воронок шо-фёр по ня -ла
Гу -сеница во-ро та
Да -ли кра-пи ва
По -нял зво-нит
Свё -кла порт-фель
Взя -ли ар-буз
-------- да-ла
--------- взя-ла
Закрепление.
Упражнение 7.
Игра «Юный корректор».
---Найдите в сказке «ошибки».
***(Прочитайте три раза).
---Исправьте ошибки.
--- Выпишите слова, в которых вы исправили ошибки.
Самостоятельная работа.
Упражнение 7 (Текст сказки).
--- Поутру прилетел варобей в амбар, захателось ему позафтракать, глянул – нет ничего! Вылител бедняжка галодный и горько думает про себя: «Обидела, проклятая! Полечу – ка я к ихнему * Царю, ко льву. Пусть он нас рассудит.» Полетел ко льву. «Лев, царь звериный! -бьёт ему челом* воробей. – Жил я с твоим зверем , мышью зубастою, целых три года. Кормились мы из одного закрома *, и не было ссоры промеж нас никакой. А как стал запас к концу подходить, пошла ана на хитрости. Прогрызла дыру и спустила всё зерно в подполье к себе, а меня голодать оставила. Не рассудишь нас, полечу искать суда – расправы у своего царя , орла.- Ну и лети с богом!» Воробей бросился к орлу. Рассказал свою обиду, как мышь своровала зерно, а лев ей ничего не сделал. Тогда сильно разгневался царь орёл и сейчас же отправил ко льву своего лёхкого гонца. Позвал орёл на сражение всех своих птиц, чтобы расправиться со звериным войском.
*** Найдите 7 ошибок в сказке. Эти слова выпишите себе в тетрадь без ошибок.
Самостоятельная работа.У вас всё получится.
Упражнение 9.
***Спишите, заменяя слова антонимами.
---БОГАТЫЙ, СЛАБЫЙ , БОЛЬШОЙ , ЗДОРОВЫЙ , ВЕСЁЛЫЙ , СЛАДКИЙ , БЛИЖНИЙ , ДАЛЬНИЙ , СИЛЬНЫЙ.
***Проверьте свой ответ.
--- бедный, сильный, маленький, больной, грустный, горький, дальний, ближний, слабый.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.