ТЕМА урока:
Что нам нужно знать и уметь, чтобы хорошо написать сочинение?
Композицию (строение) сочинения-рассуждения
Тезис –
Аргумент –
(по заданию 9.3 части 3)
«Подготовка к написанию
сочинения-рассуждения»
утверждение, требующее доказательства.
доказательство, подтверждающее тезис.
Структура
сочинения-рассуждения
I. Вступление. Тезис.
Даём определение слову и комментарий к нему.
II. Основная часть
а) аргумент 1: из прочитанного текста, подтверждающий рассуждения.
б) аргумент 2: из жизненного опыта.
III. Заключение. Вывод.
Помните, в сочинении должно быть как минимум 4 (четыре) абзаца!!! (или 5, если выделить комментарий)
Пример задания
Типовые экзаменационные варианты
под редакцией И.П. Цыбулько. Вариант 27 (с.142-145)
9.3 Как вы понимаете значение выражения нравственный выбор? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Почему важно помогать людям?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из жизненного опыта.
Объём сочинения не должен составлять менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Работа с текстом
Выразительно прочитайте текст второй части стр.142
Тема текста
Стиль текста
Тип речи
Какова основная мысль текста?
Помощь бедному шарманщику. Благородный поступок мамы
Художественный
Повествование
Важно приносить пользу другим, не думая о собственной выгоде.
Милосердие не должно быть показным.
Написание сочинения-рассуждения
ШАГ 1
Формулируем тезис.
Даём определение выражению.
Какие способы толкования лексического значения слова вы знаете?
Описательный (понятийный) способ
Способ подбора синонимов и антонимов
Способ подбора однокоренных слов (через значения частей слов)
Нравственность – …
Описательный способ.
Толкование (объяснение) через описание признаков с опорой на толковый словарь.
внутренние (духовные/душевные) качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести и т.п., которые проявляются в отношении к людям и природе.
Работа со словарями
Написание сочинения-рассуждения
ШАГ 1
На мой взгляд, нравственный выбор – это ……………, в которой приходится принимать или не принимать …………………. для себя …………… во благо другого ……………… или в соответствии со своими ……………… и ………... .
Формулируем тезис.
Даём определение выражению
!!! Объясняя смысл слова, избегайте такой формулировки: Нравственный выбор – это когда…
Написание сочинения-рассуждения
ШАГ 1
Например:
Нравственный выбор – это ситуация, в которой приходится принимать или не принимать трудные для себя решения во благо другого человека или в соответствии со своими взглядами и убеждениями.
Формулируем тезис.
Даём определение выражению
Комментарий к тезису
Это пояснение данного нами определения с опорой на текст.
Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность данного этического понятия.
Написание сочинения-рассуждения
ШАГ 2
Помните! Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами
Написание сочинения-рассуждения
ШАГ 2
Комментарий к тезису
О человеке многое говорят его ……………… и особенно …………….., когда необходимо проявить …………………. или остаться ……………………, и это называется ……………………………. С раннего детства родители рассказывают своим детям, что ……………, а что …………., воспитывая в них ……………... и умение делать …………………. выбор. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах.
Написание сочинения-рассуждения
ШАГ 2
Комментарий к тезису
Например:
О человеке многое говорят его поступки и особенно ситуации, когда необходимо проявить сострадание или остаться равнодушным, и это называется нравственным выбором. С раннего детства родители рассказывают своим детям, что хорошо, а что плохо, воспитывая в них характер и умение делать правильный выбор. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах.
II. Основная часть.
В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента:
из указанного текста;
из жизненного опыта.
Аргументы
Примеры должны:
соответствовать данному понятию;
иллюстрировать данное определение.
Ни в коем случае нельзя пересказывать текст!
Написание сочинения-рассуждения
ШАГ 3
Написание сочинения-рассуждения
Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту (автор).
Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).
Предложение № подтверждает мысль о том, что …
Примеры (понятие) можно встретить в жизни.
Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах.
Написание сочинения-рассуждения
ШАГ 3
Обратимся к тексту (указываем Ф.И. автора). В нём повествуется о том, как мама главного героя делает выбор ………………………………………… (предложения №№) Её выбор был сделан ………… (предложение №)
Количество слов: примерно 40-45
Приводим первый АРГУМЕНТ из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения.
Обратимся к тексту К. Паустовского. В нём повествуется о том, к мама главного героя делает выбор в пользу других: помогает Лизе и бедному шарманщику, не выставляя своё милосердие напоказ, не является к ним в дорогой одежде, как всемогущая покровительница. Нет, она одевает старые, неприметные вещи, чтобы нищим было легче видеть в ней человека.(Предл.40-46, 47) Её выбор был сделан ради людей, а не личной выгоды. (Предл.58)
Написание сочинения-рассуждения
ШАГ 3
Приводим первый АРГУМЕНТ из прочитанного текста, подтверждающий наши рассуждения. Например:
Приводим второй АРГУМЕНТ
из жизненного опыта.
Написание сочинения-рассуждения
ШАГ 3
А что такое жизненный опыт?
-примеры из читательского опыта;
-исторические факты;
- статьи из СМИ;
- высказывания специалистов какой-либо области;
-результаты личных наблюдений (частные случаи из жизни).
Приводим второй АРГУМЕНТ
из жизненного опыта.
Написание сочинения-рассуждения
ШАГ 3
Какие речевые клише желательно использовать для введения второго аргумента?
Примеры (понятие) можно встретить в жизни.
В подтверждение приведу пример из жизни (из художественной литературы, из СМИ, из истории и т. п.).
Приводим второй АРГУМЕНТ из жизненного опыта Например:
Написание сочинения-рассуждения
ШАГ 3
Оказавшись перед нравственным выбором мы не всегда поступаем правильно. В подтверждение своих слов приведу пример из художественной литературы. Перед главным героем повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза" встает выбор: жениться на крестьянской девушке и остаться нищим или жениться на богатой вдове. Эраст выбирает деньги и становится причиной смерти Лизы. До конца жизни он страдает от своего безнравственного выбора.
III. Заключение. Вывод
Написание сочинения-рассуждения
ШАГ 4
Помните! Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
Начать заключение желательно вводными словами значит, итак, следовательно, таким образом или речевым клише мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенного и т.д.
Задача заключения –
подвести итог, обобщить сказанное.
Написание сочинения-рассуждения
ШАГ 4
Формулируем вывод
Например:
Подводя итог всему сказанному, хочется добавить, что с нравственным выбором рано или поздно сталкивается каждый человек, и сделать его правильно очень нелегко. Это всегда испытание твёрдости характера, силы духа, ответственности и смелости.
Знайте, что основные критерии оценивания
Вашего сочинения таковы (по максимуму):
С3К1 Толкование значения слова (дать определение и прокомментировать его) – 2 б.
С3К2 Наличие примеров-аргументов (один – из текста, другой – из жизненного опыта) – 3б.
С3К3 Смысловая цельность, речевая связность, последовательность (отсутствие логических ошибок, нарушений абзацного членения) - 2б.
С3К4 Композиционная стройность (нет ошибок в построении текста) – 2б.
Максимальное количество баллов - 9
Практическая грамотность письменной речи (изложение + сочинение):
ГК1 Соблюдение орфографических норм
(не более 1 ошибки) – 2б.
ГК2 Соблюдение пунктуационных норм
(не более 2 ошибок) – 2б.
ГК3 Соблюдение грамматических норм
(не более 1 ошибки) – 2б.
ГК4 Соблюдение речевых норм (не более 2 ошибок) – 2б. ФК1 Фактическая точность письменной речи
(нет ошибок в изложении материала, в понимании и
употреблении терминов) – 2б.
Максимальное количество баллов - 10
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.