Универсальные учебные действия в ходе урока:
А) регулятивные: определение темы и цели деятельности учениками с помощью учителя;
самостоятельный анализ своих действия; выделение и осознание усвоенного, прогноз;
Б) познавательные : систематизация информации до изучения нового материала,
извлечение новой информации из проблемной ситуации, выделение основной и
второстепенной информации, построение логических цепей рассуждений, использование
знако – символических средств для написания формул веществ;
В) коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли,
осуществлять контроль, корректировка своих и окружающих действия, приведение к
общему решению при совместной деятельности.
Тип урока – обобщение знаний
Методы обучения:
А) методы организации учебной деятельности: словесные
(диалогическое изложение, эвристическая беседа, межпредметная беседа, объяснение);
наглядные (демонстрационный эксперимент, демонстрация
символико-графических средств наглядности).
Б) методы стимулирования интереса к учению: учебная дискуссия,
актуализация имеющихся знаний и применение полученных знаний на практике.
В) методы контроля: устный, предварительный, текущий.
Схема прибора для определения электропроводности раствора: 1 - источник тока; 2 - гальванометр или лампочка; 3 - электроды; 4 - исследуемый раствор
Электропроводность раствора можно установить с помощью прибора, изображенного на рисунке.
Два металлических или угольных электрода помещают в раствор и соединяют с источником тока. Если раствор проводит электрический ток, то цепь замыкается, о чем свидетельствует показание вольтметра в цепи или загорание лампочки.
А вот водный раствор этой же соли проводит электрический ток. Точно так же ведут себя и другие соли, многие основания и кислоты. Например, безводные кислоты — очень плохие проводники, но водные растворы кислот хорошо проводят ток. Более того, расплавы солей и щелочей также проводят электрический ток.
Неэлектролитами являются простые вещества неметаллов, большинство органических веществ, таких, как сахароза, спирт, глицерин и др.
Они существуют в виде неполярных или малополярных молекул.
При растворении в воде вещества распадаются на отдельные молекулы, которые распределяются между молекулами воды.
Теория электролитической диссоциации
Для объяснения особого поведения электролитов в растворах и расплавах шведский ученый С. Аррениус в 1887 г. выдвинул теорию, которая получила название теории электролитической диссоциации.
Главной причиной электролитической диссоциации в водном растворе является взаимодействие молекул воды с электролитом.
При диссоциации электролитов могут образовываться как простые ионы, состоящие из одного атома (К+, Na+, Mg2+, Сl-, S2- и др.), так и сложные ионы, состоящие из группы атомов (NO3 , SO4 , PO4 и др.). Напомним, что знаки зарядов ионов записывают справа вверху после арабской цифры указывающей значение заряда.
В растворе ионы находятся в хаотическом движении. Но если опустить в раствор электролита электроды и подать на них электрическое напряжение, то ионы приобретают направленное движение: положительно заряженные ионы перемещаются к катоду (отрицательному электроду), а отрицательно заряженные ионы — к аноду (положительному электроду).
К сильным относятся вещества, которые при растворении практически полностью диссоциируют наионы: почти все соли, LiOH,KOH, NaOH и другие щелочи, HСl, H2SO4, HNO3, и ряд других кислот, которые так и называются сильные кислоты.
Диссоциацию таких электролитов записывают в виде уравнения распада со стрелкой в одномнаправлении:
H2SO4 2H+ + SO4-
LiOH Li+ + OH-.
К слабым относят вещества, диссоциирующие на ионы в незначительной степени, например H2O, нерастворимые основания, такие кислоты, как H2S, H2CO3, HNO2 (азотистая кислота) и др.
У слабых электролитом процесс диссоциации обратимый. Это означает, что одновременно в растворе происходит два противоположных процесса: распад молекул на ионы (диссоциация) и соединение ионов в молекулы (ассоциация). Диссоциацию таких электролитов (например, азотистой кислоты HNO2) записывают в виде уравнения с
двумя стрелками:
HNO2 H+NO2-
Анион | Реагент | Внешний эффект | Уравнение реакции на катион |
ОН- | Индикаторы | Изменение цвета: универсальный индикатор и лакмус посинеют, метиловый оранжевый—пожелтеет. | Не записываем. |
Cl- | Раствор с катионом Ag+ | Выпадает белый творожистый осадок, не растворимый в азотной кислоте, чернеющий на свету. | Cl-+Ag+ = AgCl↓ |
Br- | Выпадение светло-желтого осадка, который растворяется в азотной кислоте и темнеет на свету. | Br-+Ag+ = AgBr↓ | |
J- | Выпадение желтого осадка, который растворяется в азотной кислоте и темнеет на свету. | J-+Ag+ = AgJ↓ |
S2- | Раствор с катионом Pb2+ | Выпадение черного осадка. | S2-+Pb2+ = PbS↓ |
SO42- | Раствор с катионом Ba2+ | Выпадает белый осадок, который в кислотах не растворяется. | SO42-+Ba2+ = BaSO4↓ |
SO32- | Раствор с катионом H+ | Выделяется газ, имеющий запах жженой спички. | SO32-+2H+ = H2O+SO2↑ |
CO32- | Раствор с катионом Ca2+ | Выпадает белый осадок, который в кислотах растворяется с выделением газа без цвета и запаха. | CO32-+Ca2+ = CaCO3↓ |
PO43- | Раствор с катионом Ag+ | Выпадение желтого осадка, который растворяется в азотной кислоте. | PO43-+3Ag+ = Ag3PO4↓ |
Катион | Реагент или воздействие | Внешний эффект | Уравнение реакции на катион |
Н+ | Индикаторы | Изменение цвета: универсальный индикатор и лакмус покраснеют, метиловый оранжевый—порозовеет. | Не записываем. |
Na+ | Пламя | Окраска пламени становится равномерно желтой. | |
K+ | Окраска пламени становится равномерно фиолетовой. | Не записываем. | |
Ag+ | Раствор с анионом Cl- | Выпадает белый творожистый осадок, не растворимый в азотной кислоте, чернеющий на свету. | Ag++Cl- = AgCl↓ |
NH4+ | Раствор щелочи при нагревании | Запах аммиака. Влажная индикаторная бумага дает изменение как на ион ОН- | NH4++OH- = NH3↑+H2O |
Cu2+ | Раствор щелочи | В голубом или синем растворе соли выпадает осадок синего цвета. | Cu2++2OH- = Cu(OH)2↓ |
Ba2+ | 1) пламя; | 1) Окраска пламени становится равномерно желто-зеленой; | 1)Не записываем; 2)Ba2++SO42- = BaSO4↓ |
Fe2+ | Красная кровяная соль K3(Fe(CN)6) | Выпадение темно-синего осадка. | K++Fe2++(Fe(CN)6)3-= |
Ca2+ | Пламя | Окраска пламени становится равномерно кирпично-красной. | Не записываем. |
Fe3+ | 1) Желтая кровяная соль K4(Fe(CN)6); 2) роданид-ион SCN-;3) раствор щелочи | 1) Выпадение синего осадка; 2) кроваво-красное окрашивание раствора; 3) выпадение бурого осадка. | 1)K++Fe3++(Fe(CN)64-= |
Домашнее задание:
Задание 1. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие пары веществ:
1) KOH и NaOH 2) CuSO4 и BaCl2
3) HNO3 и Na2CO3 4) HNO3 и H2SO4
5) AlCl3 и NaOH 6) Cu(NO3)2 и NaOH
Задание 2. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие ионы:
Ba2+, OH - , SO42 - , Na+, Cu2+, K+, Al3+
Какие реакции будут происходить между некоторыми из них?
Задание 3. К водному раствору хромата натрия (Na2CrO4) прилили раствор нитрата бария. При этом получили осадок массой 10, 12 г. Какая масса хромата натрия вступила в реакцию?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.