Презентация к уроку "Свойства электролитов"

  • ppt
  • 05.12.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала слайды.ppt

«СВОЙСТВА ЭЛЕКТРОЛИТОВ»



Урок в 8 «спец» классе

Универсальные учебные действия в ходе урока:
А) регулятивные: определение темы и цели деятельности учениками с помощью учителя;
самостоятельный анализ своих действия; выделение и осознание усвоенного, прогноз;
Б) познавательные : систематизация информации до изучения нового материала,
извлечение новой информации из проблемной ситуации, выделение основной и
второстепенной информации, построение логических цепей рассуждений, использование
знако – символических средств для написания формул веществ;
В) коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, выражать свои мысли,
осуществлять контроль, корректировка своих и окружающих действия, приведение к
общему решению при совместной деятельности.

Тип урока – обобщение знаний
Методы обучения:
А) методы организации учебной деятельности: словесные
(диалогическое изложение, эвристическая беседа, межпредметная беседа, объяснение);
наглядные (демонстрационный эксперимент, демонстрация
символико-графических средств наглядности).
Б) методы стимулирования интереса к учению: учебная дискуссия,
актуализация имеющихся знаний и применение полученных знаний на практике.
В) методы контроля: устный, предварительный, текущий.

Схема прибора для определения электропроводности раствора: 1 - источник тока; 2 - гальванометр или лампочка; 3 - электроды; 4 - исследуемый раствор

Электропроводность раствора можно установить с помощью прибора, изображенного на рисунке.
Два металлических или угольных электрода помещают в раствор и соединяют с источником тока. Если раствор проводит электрический ток, то цепь замыкается, о чем свидетельствует показание вольтметра в цепи или загорание лампочки.

Не проводит ток и сухая поваренная соль NaCl , если в нее погрузить электроды.

А вот водный раствор этой же соли проводит электрический ток. Точно так же ведут себя и другие соли, многие основания и кислоты. Например, безводные кислоты — очень плохие проводники, но водные растворы кислот хорошо проводят ток. Более того, расплавы солей и щелочей также проводят электрический ток.

Если мы подвергнем испытанию на электропроводность растворы таких веществ, как сахароза, глюкоза, спирт, то увидим, что лампочка в приборе, изображенном на рисунке, не загорается. Водные растворы этих веществ не проводят электрический ток.

Вещества

электролиты
В водных растворах и расплавах проводят электрический ток.

неэлектролиты
В водных растворах и расплавах не проводят электрический ток.

Неэлектролитами являются простые вещества неметаллов, большинство органических веществ, таких, как сахароза, спирт, глицерин и др.
Они существуют в виде неполярных или малополярных молекул.
При растворении в воде вещества распадаются на отдельные молекулы, которые распределяются между молекулами воды.

Теория электролитической диссоциации

Для объяснения особого поведения электролитов в растворах и расплавах шведский ученый С. Аррениус в 1887 г. выдвинул теорию, которая получила название теории электролитической диссоциации.
Главной причиной электролитической диссоциации в водном растворе является взаимодействие молекул воды с электролитом.

При диссоциации электролитов могут образовываться как простые ионы, состоящие из одного атома (К+, Na+, Mg2+, Сl-, S2- и др.), так и сложные ионы, состоящие из группы атомов (NO3 , SO4 , PO4 и др.). Напомним, что знаки зарядов ионов записывают справа вверху после арабской цифры указывающей значение заряда.

В растворе ионы находятся в хаотическом движении. Но если опустить в раствор электролита электроды и подать на них электрическое напряжение, то ионы приобретают направленное движение: положительно заряженные ионы перемещаются к катоду (отрицательному электроду), а отрицательно заряженные ионы — к аноду (положительному электроду).

Поэтому положительно заряженные ионы получили название катионы, а отрицательно заряженные — анионы. Следы движения окрашенных ионов (например, Ni2+) можно наблюдать на влажной фильтровальной бумаге, если на нее поместить крупинки соли NiSO4

Электролиты

Сильные

Слабые

К сильным относятся вещества, которые при растворении практически полностью диссоциируют на ионы: почти все соли, LiOH,KOH, NaOH и другие щелочи, HСl, H2SO4, HNO3, и ряд других кислот, которые так и называются сильные кислоты.
Диссоциацию таких электролитов записывают в виде уравнения распада со стрелкой в одном направлении:
H2SO4  2H+ + SO4-
LiOH  Li+ + OH-.

К слабым относят вещества, диссоциирующие на ионы в незначительной степени, например H2O, нерастворимые основания, такие кислоты, как H2S, H2CO3, HNO2 (азотистая кислота) и др.
У слабых электролитом процесс диссоциации обратимый. Это означает, что одновременно в растворе происходит два противоположных процесса: распад молекул на ионы (диссоциация) и соединение ионов в молекулы (ассоциация). Диссоциацию таких электролитов (например, азотистой кислоты HNO2) записывают в виде уравнения с
двумя стрелками:
HNO2 H+NO2-

Качественные реакции на ионы

Анион

Реагент

Внешний эффект

Уравнение реакции на катион

ОН-

Индикаторы

Изменение цвета: универсальный индикатор и лакмус посинеют, метиловый оранжевый—пожелтеет.

Не записываем.

Cl-

Раствор с катионом Ag+

Выпадает белый творожистый осадок, не растворимый в азотной кислоте, чернеющий на свету.

Cl-+Ag+ = AgCl↓

Br-

Выпадение светло-желтого осадка, который растворяется в азотной кислоте и темнеет на свету.

Br-+Ag+ = AgBr↓

J-

Выпадение желтого осадка, который растворяется в азотной кислоте и темнеет на свету.

J-+Ag+ = AgJ↓

S2-

Раствор с катионом Pb2+

Выпадение черного осадка.

S2-+Pb2+ = PbS↓

SO42-

Раствор с катионом Ba2+

Выпадает белый осадок, который в кислотах не растворяется.

SO42-+Ba2+ = BaSO4↓

SO32-

Раствор с катионом H+

Выделяется газ, имеющий запах жженой спички.

SO32-+2H+ = H2O+SO2↑

CO32-

Раствор с катионом Ca2+

Выпадает белый осадок, который в кислотах растворяется с выделением газа без цвета и запаха.

CO32-+Ca2+ = CaCO3↓

PO43-

Раствор с катионом Ag+

Выпадение желтого осадка, который растворяется в азотной кислоте.

PO43-+3Ag+ = Ag3PO4↓

Катион

Реагент или воздействие

Внешний эффект

Уравнение реакции на катион

Н+

Индикаторы

Изменение цвета: универсальный индикатор и лакмус покраснеют, метиловый оранжевый—порозовеет.

Не записываем.

Na+

Пламя

Окраска пламени становится равномерно желтой.

K+

Окраска пламени становится равномерно фиолетовой.

Не записываем.

Ag+

Раствор с анионом Cl-

Выпадает белый творожистый осадок, не растворимый в азотной кислоте, чернеющий на свету.

Ag++Cl- = AgCl↓

NH4+

Раствор щелочи при нагревании

Запах аммиака. Влажная индикаторная бумага дает изменение как на ион ОН-

NH4++OH- = NH3↑+H2O

Cu2+

Раствор щелочи

В голубом или синем растворе соли выпадает осадок синего цвета.

Cu2++2OH- = Cu(OH)2↓

Ba2+

1) пламя;
2) раствор с анионом SO42-

1) Окраска пламени становится равномерно желто-зеленой;
2) выпадает белый осадок, который в кислотах не растворяется.

1)Не записываем; 2)Ba2++SO42- = BaSO4↓

Fe2+

Красная кровяная соль K3(Fe(CN)6)

Выпадение темно-синего осадка.

K++Fe2++(Fe(CN)6)3-=
=KFe(Fe(CN)6)↓

Ca2+

Пламя

Окраска пламени становится равномерно кирпично-красной.

Не записываем.

Fe3+

1) Желтая кровяная соль K4(Fe(CN)6); 2) роданид-ион SCN-;3) раствор щелочи

1) Выпадение синего осадка; 2) кроваво-красное окрашивание раствора; 3) выпадение бурого осадка.

1)K++Fe3++(Fe(CN)64-=
=KFe(Fe(CN)6)↓
2)не записываем
3)Fe3++3OH- = Fe(OH)3↓

ЗАКРЕПЛЕНИЕ
1. Сильными электролитами являются:
1) HCl и AgNO3 2) Zn(OH)2 и H2S
3) Fe(OH)3 и H2SO4 4) H3PO4 и Ag3PO4

2. Слабым электролитом является кислота
1) йодоводородная 2) сероводородная
3) азотная 4) соляная

3. Наименьшую степень электролитической диссоциации имеет
1) уксусная кислота 2) хлорид натрия
3) азотная кислота 4) вода

4. Сумма коэффициентов в сокращенном ионном уравнении реакции

FeCl2 + NaOH Fe(OH)2 + NaCl равна
4 2) 3
3) 8 4) 6

5. Молекулярному уравнению реакции

CuO + 2HNO3 Cu(NO3)2 + H2O соответствует ионное уравнение

1) CuO + 2HNO3 Cu2+ + 2NO3- + H2O

2) CuO + 2Н+ Cu2+ + 2NO3- + H2O

3) Cu2+ + О2- Cu2+ + H2O

4) CuO + 2Н+ Cu2+ + H2O

6. С образованием соли и выделением газа протекает взаимодействие

1) серной кислоты (р-р) с хлоридом бария (р-р)
2) серной кислоты (р-р) с оксидом меди (II)
3) гидроксида натрия (р-р) с оксидом серы (IV)
4) карбоната натрия (р-р) с серной кислотой (р-р)

Домашнее задание:
Задание 1. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие пары веществ:
 1) KOH и NaOH 2) CuSO4 и BaCl2
 3) HNO3 и Na2CO3 4) HNO3 и H2SO4
 5) AlCl3 и NaOH 6) Cu(NO3)2 и NaOH
Задание 2. Могут ли одновременно находиться в растворе следующие ионы:
 Ba2+, OH - , SO42 - , Na+, Cu2+, K+, Al3+
 Какие реакции будут происходить между некоторыми из них?
Задание 3. К водному раствору хромата натрия (Na2CrO4) прилили раствор нитрата бария. При этом получили осадок массой 10, 12 г. Какая масса хромата натрия вступила в реакцию?