Выучить §3.1 (стр. 106–112).Вопросы 2–9 (стр. 112–113) – устно.Задание 12 (стр. 113) – письменно.
Домашнее задание
Языки программирования – это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.
Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.
Язык Паскаль – универсальный язык программирования.
Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) - швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор информатики (компьютерных наук). Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.
Алфавит языка
Алфавит языка программирования Паскаль – набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы.
A, B, C, …, X Y, Z
Алфавит языка Паскаль
Латинские прописные
буквы
Латинские строчные
буквы
Арабские цифры
Специальные
символы
a, b, c,…, x, y, z
0, 1, 2, …, 7, 8, 9
Знаки арифметические,
препинания, скобки и другие
Алфавит языка
В алфавит языка Паскаль включены неделимые элементы (составные символы).
:=
Неделимые элементы
Знак операции присваивания
Знаки больше или равно,
меньше или равно, не равно
>= <= <>
Словарь языка
Служебное слово языка Паскаль | Значение служебного слова |
and | и |
array | массив |
begin | начало |
do | выполнить |
else | иначе |
for | для |
if | если |
of | из |
or | или |
procedure | процедура |
program | программа |
repeat | повторять |
then | то |
to | до (увеличивая до) |
until | до (до тех пор, пока) |
var | переменная |
while | пока |
Алфавит и словарь языка
Имена (констант, переменных, программ и других объектов) – любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания.
Правильные имена
x
velichina
zzz
polnaja_summa
tri_plus_dva
s25
_k1
a1b88qq
oshibka
Прописные и строчные буквы в именах не различаются. Длина имени может быть любой.
Неправильные имена
Ж – буква не латинского алфавитаpolnaja summa – содержится символ (пробел), не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания.
2as – начинается с цифры
Domby&Son – содержится символ &, не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания
Простые типы данных
Название | Обозначение | Допустимые значения | Область памяти |
Целочисленный | integer | - 32 768… 32 767 | 2 байта со знаком |
Вещественный | real | +- 2.9 *10-39 …1.7*10+38 | 6 байтов |
Символьный | char | Произвольный символ алфавита | 1 байт |
Строковый | string | Последовательность символов длиной до 255 | 1 байт на символ |
логический | boolean | True и False | 1 байт |
Структура программы на языке Паскаль
Служебное слово program
и имя программы
Структура программы
Заголовок программы
Описание данных
Описание действий
Описание констант(const) и
описание переменных (var)
Начинается словом begin и
заканчивается словом end
с точкой
Раздел описания переменных
var | i,j:integer; | x:real; | a:char; |
Целый тип
Вещественный тип
Символьный тип
Имена переменных
Общий вид программы
program <имя программы>;
const <описания постоянных величин>;
var <описания переменных>;
begin
<оператор>;
<оператор>;
…
<оператор>
end.
Операторы – языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.
Оператор присваивания
Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, – присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти.
Общий вид оператора:
<имя переменной>:=<выражение>
Объясните процесс выполнения операторов присваивания.
a:=3;
b:=4;
a:=a+b
Чему будет равны переменные a и b после выполнения этих операторов?
Пример
Проверим пример на практике
Задание
Создайте в личной папке файл типа PAS с именем Primer.
Проверьте этот пример, создав в среде Turbo программу и выполнив программу.
Разберите каждую строку программы.
Закройте среду Turbo с сохранением файла.
Протестируйте скомпилированную программу (PRIMER.EXE в личной папке).
Текст программы
program primer;
var a,b:integer;
begin
readln(a,b);
a:=a+b;
writeln(a,’ ’,b);
readln
end.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.