Презентация к уроку "Язык программирования Паскаль"

  • ppt
  • 03.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок 25 Начало языка Pascal.ppt

Классная работа

Урок 25

5 февраля 2023 г.

Начало языка Pascal

Выучить §3.1 (стр. 106–112). Вопросы 2–9 (стр. 112–113) – устно. Задание 12 (стр. 113) – письменно.

Домашнее задание

Языки программирования – это формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.
Записи алгоритмов на языках программирования называются программами.
Язык Паскаль – универсальный язык программирования.

Никлаус Вирт (род. в 1934 г.) - швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор информатики (компьютерных наук). Разработчик языка Паскаль и ряда других языков программирования.

Алфавит языка

Алфавит языка программирования Паскаль – набор допустимых символов, которые можно использовать для записи программы.

A, B, C, …, X Y, Z

Алфавит языка Паскаль

Латинские прописные
буквы

Латинские строчные
буквы

Арабские цифры

Специальные
символы

a, b, c,…, x, y, z

0, 1, 2, …, 7, 8, 9

Знаки арифметические,
препинания, скобки и другие

Алфавит языка

В алфавит языка Паскаль включены неделимые элементы (составные символы).

:=

Неделимые элементы

Знак операции присваивания

Знаки больше или равно,
меньше или равно, не равно

>= <= <>

Словарь языка

Служебное слово языка Паскаль

Значение служебного слова

and

и

array

массив

begin

начало

do

выполнить

else

иначе

for

для

if

если

of

из

or

или

procedure

процедура

program

программа

repeat

повторять

then

то

to

до (увеличивая до)

until

до (до тех пор, пока)

var

переменная

while

пока

Алфавит и словарь языка

Имена (констант, переменных, программ и других объектов) – любые отличные от служебных слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, начинающиеся с буквы или символа подчеркивания.

Правильные имена
x
velichina
zzz
polnaja_summa
tri_plus_dva
s25
_k1
a1b88qq
oshibka

Прописные и строчные буквы в именах не различаются. Длина имени может быть любой.

Неправильные имена
Ж – буква не латинского алфавита polnaja summa – содержится символ (пробел), не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания.
2as – начинается с цифры
Domby&Son – содержится символ &, не являющийся буквой, цифрой или знаком подчеркивания

Простые типы данных

Название

Обозначение

Допустимые значения

Область памяти

Целочисленный

integer

- 32 768… 32 767

2 байта со знаком

Вещественный

real

+- 2.9 *10-39 …1.7*10+38

6 байтов

Символьный

char

Произвольный символ алфавита

1 байт

Строковый

string

Последовательность символов длиной до 255

1 байт на символ

логический

boolean

True и False

1 байт

Структура программы на языке Паскаль

Служебное слово program
и имя программы

Структура программы

Заголовок программы

Описание данных

Описание действий

Описание констант(const) и
описание переменных (var)

Начинается словом begin и
заканчивается словом end
с точкой

Раздел описания переменных

var

i,j:integer;

x:real;

a:char;

Целый тип

Вещественный тип

Символьный тип

Имена переменных

Общий вид программы

program <имя программы>;
const <описания постоянных величин>;
var <описания переменных>;
begin
<оператор>;
<оператор>;

<оператор>
end.

Операторы – языковые конструкции для записи действия, выполняемого над данными в процессе решения задачи.

Оператор присваивания

Основное преобразование данных, выполняемое компьютером, – присваивание переменной нового значения, что означает изменение содержимого области памяти.
Общий вид оператора:

<имя переменной>:=<выражение>



Оперативная память

Выполнение оператора присваивания

Процессор

10 + 5

a

s

b

10

5

10

15

5

a:=10;
b:=5;
s:=a+b

Объясните процесс выполнения операторов присваивания.

a:=3;
b:=4;
a:=a+b

Чему будет равны переменные a и b после выполнения этих операторов?

Пример

Проверим пример на практике

Задание

Создайте в личной папке файл типа PAS с именем Primer.
Проверьте этот пример, создав в среде Turbo программу и выполнив программу.
Разберите каждую строку программы.
Закройте среду Turbo с сохранением файла.
Протестируйте скомпилированную программу (PRIMER.EXE в личной папке).

Текст программы

program primer;
var a,b:integer;
begin
readln(a,b);
a:=a+b;
writeln(a,’ ’,b);
readln
end.

Работаем за компьютером

Выучить §3.1 (стр. 106–112). Вопросы 2–9 (стр. 112–113) – устно. Задание 12 (стр. 113) – письменно.

Домашнее задание