ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАпо дошкольной педагогикена тему: «ВЛИЯНИЕ СКАЗКИ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Выполнила студентка 41 группы очного отделения
Глущенко Наталья Викторовна
Руководитель работы: кандидат педагогических наук
Янко Елена Викторовна
Объект исследования: нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: сказка как средство нравственного воспитания старших дошкольников
Цель: теоретическое изучение сказки как средства нравственного воспитания дошкольника, практическая разработка методических рекомендаций.
.
.
.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Рассмотреть нравственно - этические достоинства сказки в воспитании дошкольников;
2. Раскрыть воспитательную ценность сказки;
3.Рассмотреть проблемы нравственного воспитания дошкольников в зарубежной и отечественной педагогике и психологии;
4.Рассмотреть использование сказки в воспитательной работе с детьми;
5.На основе результатов констатирующего эксперимента разработать проект формирующего эксперимента по нравственному воспитанию старших дошкольников
Теоретическая значимость заключается в определении уровня сформированности нравственных качеств у старших дошкольников, разработке содержания и форм работы по изучению духовной стороны народных и авторских сказок, что предполагает поэтапную организацию обучения. Процесс, активное участие детей и их родителей в решении проблемы.
Практическая значимость
данной работы заключается в повышении качества воспитательного процесса, развитии нравственных качеств у старших дошкольников, создании методического материала по данному вопросу, поиске новых, более эффективных форм и методов работы по нравственному воспитанию.
Познавательное значение сказок сказывается на общем развитии ребенка, особенно на нравственном воспитании
Структура и объем работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, заключения, списка литературы и приложения
ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ ВКР«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
1.1. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
1.2 Проблема нравственного воспитания дошкольников в зарубежной и отечественной педагогике и психологии
1.3 Влияние сказки на нравственное развитие детей дошкольного возраста
РАССМАТРИВАЮТСЯ ВОПРОСЫ:
Проблема нравственного воспитания дошкольников в зарубежной и отечественной педагогике и психологии
Зарубежная педагогика
1. Психодинамическое направления
2. Поведенческое направление
3. Когнитивное направление
Русская педагогика
1. Нормативно-ориентированное.
2.Эмоционально-ориентированное направление.
Принципы построения сказкотерапевтического занятия:
-принцип осознанности
-принцип множественности
-принцип связи
1. РИТУАЛ «ВХОДА « В СКАЗКУ
2.ПОВТОРЕНИЕ
3.РАСШИРЕНИЕ
4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ
5.ИНТЕГРАЦИЯ
6.РЕФЛЕКСИЯ
7.РИТУАЛ «ВЫХОДА» ИЗ СКАЗКИ
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
ЧТЕНИЕ ИЛИ РАССКАЗ
ОБСУЖДЕНИЕ
РИСУНОК
ДРАМАТИЗАЦ
ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
ПЕРЕСКАЗ
РАБОТА СО СКАЗКОЙ
Эффект на занятиях достигается сочетанием трех составляющих:
-сказочной атмосферой;
-музыкальным образом сказочного пространства;
-демонстрацией персонажей сказки с помощью настольного театра.
ВТОРОЙ РАЗДЕЛ ВКР«ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
2.1.Диагностическое исследование исходного уровня нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста
2.2 Проект формирующего эксперимента по нравственному воспитанию старших дошкольников
РАССМАТРИВАЮТСЯ ВОПРОСЫ:
Диагностическое исследование исходного уровня нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста
Цель констатирующего этапа - выявление уровня нравственных качеств у старших дошкольников
ЗАДАЧИ:
1. Определение основных критериев и показателей сформированности нравственных представлений.
2. Подбор диагностических методик и заданий.
3. Проведение диагностических заданий с детьми старшего дошкольного возраста.
4. Обработка информации, полученной в ходе исследования.
КРИТЕРИИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
· когнитивный (знание нравственных норм и эталонов, их полнота);
· ценностно-мотивационный (оценочные суждения);
· поведенческий (поступки в ситуации выбора, когда ребенок самостоятельно принимает решение и действует, придерживаясь известной ему нормы (или вопреки ей).
методикИ Г.А. УрунтаевОЙ И Ю.А. Афонькиной: "Закончи историю"; "Сюжетные картинки".
Методика "Закончи историю".
Цель: изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта - злость; щедрость - жадность; трудолюбие - лень; правдивость - лживость.
Методика "Сюжетные картинки".
Цель: Изучение эмоционального отношения к тем же нравственным качествам, что и в предыдущей методике.
Обработка результатов.
1 балл - ребенок не может оценить поступки детей.
2 балла - ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
3 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
4 балла - ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.
1 балл - ребенок неправильно раскладывает картинки , эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
2 балла - ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия;
3 балла - правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции выражены слабо.
4 балла - ребенок обосновывает свой выбор эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике.
Результаты диагностики экспериментальной группы по методике "Закончи историю" на констатирующем этапе исследования.
№ П/П | Испытуемый | Называет нр/норму | Оценка поведения детей | Мотивировка оценки | Количество баллов |
1 | Алеша | + | 3 | ||
2 | Павел | +/+ | 4 | ||
3 | Никита | 3 | |||
4 | Аня | _ | + | _ | 2 |
5 | Вера | + | 3 | ||
6 | Максим | ||||
7 | София | +/+ | 4 | ||
8 | Сережа | _ | 0 | ||
9 | Иван | + | 3 | ||
10 | Ярослав | _ | 1 |
Результаты диагностики экспериментальной группы по методике "Сюжетные картинки" на констатирующем этапе исследования.
№ п/п | Испытуемый | Раскладывание картинок | Обоснование своих действий | Эмоциональные реакции | Количество баллов |
1 | Алеша | + | 3 | ||
2 | Павел | +/+ | 4 | ||
3 | Никита | 3 | |||
4 | Аня | +/_ | 2 | ||
5 | Вера | 3 | |||
6 | Максим | ||||
7 | София | +/+ | 4 | ||
8 | Сережа | _ | 1 | ||
9 | Иван | 3 | |||
10 | Ярослав | _ | 2 |
Результаты методики "Закончи историю" и "Сюжетные картинки" экспериментальной и контрольной групп на констатирующем этапе исследования
Уровень | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Количество человек в % | ||
В | 20 | 30 |
С | 50 | |
Н | 30 | 20 |
ВЫВОД: высокий уровень сформированности знаний о нравственных качествах, присущ 2 детям - 20 % экспериментальной группы, в контрольной группе этот показатель равен 3 ребенка - 30 %. Средний уровень в обеих группах по 5 детей - 50 %. Низкий уровень показали 3 детей - 30 % экспериментальной группы и 2 ребенка - 20% в контрольной.
АНКЕТИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
ВОПРОСЫ:
1) Обращаете внимание на формирование нравственных качеств у вашего ребенка?
2) Как вы считаете, в каком возрасте лучше всего начинать прививать навыки честности, правдивости, доброты?
3) Объясняете ли вы своему ребенку, каким должен быть хороший человек?
На формирование нравственных качеств, всегда обращает внимание 5 человек - 50 % родителей, 3 человека - 30 % редко, в зависимости от случая к случаю; 2 человека - 20 % вообще не обращают внимание на нравственное воспитание ребенка. К сожалению 7 родителей - 70 % не объясняют ребенку, что значит быть честным; 3 человека - 30 % родителей стараются объяснить, что значит быть справедливым. Почти все родители 8 человек - 80 % отвечали, что необходимо начинать формировать нравственные качества с рождения и лишь 1 человек - 10 % считает, что это необходимо делать с 4-х - 6-ти лет.
.
Проект формирующего эксперимента по нравственному воспитанию старших дошкольников.
Цель: Сформировать умения детей старшего дошкольного возраста выделять нравственную сторону своих взаимоотношений с другими людьми при помощи детской художественной литературы
.
Целевые установки:
-отбор литературного материала;
-проведение игр - драматизаций;
-настольные игры по сказкам;
-консультации для родителей: «Музей в детском саду», »Роль сказки в жизни ребенка старшего дошкольного возраста»».
-создание «музея в чемодане» для старших дошкольников "Сказочная страна".
-викторина «Путешествие по сказкам»;
-выставка рисунков «Мой любимый сказочный персонаж»;
-создание мастерской по ремонту детских книг «Книжкина больница».
Формы организации: игровые и комплексные занятия, самостоятельные игры детей, самостоятельная продуктивная деятельность детей, встречи с интересными людьми, праздники и досуги, викторины и конкурсы.
Методы и приемы : проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - эксперименты с предметами и материалами; моделирование сказочных сюжетов; творческие задания; пластические игры и упражнения; элементы драматизации.
мини - музей книги "Сказочная страна", по технологии «музей в чемодане»
Раздел «Волшебная поляна »(библиотека).
Раздел «Театральный ринг».
Раздел «Мы – волшебники» (игротека).
.
Раздел «Рукодельное лукошко» (сделай сам).
.
Раздел «Книжкина больница» (ремонт «заболевших» книжек).
Работу в мини-музеи планируется проводить по следующим видам деятельности:-непосредственно-образовательная деятельность - совместная деятельность детей и взрослых,- самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с детьми в мини-музее:
- игровая
- продуктивная
- коммуникативная;
- познавательно-исследовательская;
- чтение художественной литературы.
Формы работы с родителями в мини-музее:
- пополнение мини-музея экспонатами,
- сбор информации,
- совместное творчество родителей и детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация форм и методов работы, в основе которой заложены следующие педагогические условия формирования у дошкольников нравственных представлений с помощью волшебной сказки:
– осуществление подбора художественной литературы на основе изучения теоретических основ и методических подходов к формированию у детей нравственных представлений;
– организация нравственных бесед с дошкольниками о добре и зле на содержании сказок;
– включение детей в проецирование нравственных качеств и поступков сказочных героев в ходе драматизаций ситуаций из сказок.
Содержание работы по реализации данных педагогических форм :
В ходе реализации первой формы работы, на основе изучения теоретических основ и методических подходов к формированию у дошкольников нравственных представлений, нами был осуществлен подбор художественной литературы – волшебные сказки, в которых нами были выделены основные нравственные характеристики персонажей, опираясь на которые строилась дальнейшая работа с детьми.
В ходе реализации второй формы работы была разработана серия нравственных бесед, методов, приемов и дидактических игр по каждой из изученных сказок.
В ходе реализации третьей формы работы была проведена серия драматизаций по содержанию волшебных сказок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.