Картотека дидактических игр
по нравственно- патриотическому воспитанию
Подготовила:
воспитатель
МДОУ №40
Зубченко Т.А.
Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог-психолог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей
« Мой адрес…»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Тольятти, номер дома, квартиры, телефона ,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Материал: мяч
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.
«Наш детский сад ».
Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада.. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. .Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников дет.сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы
Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада .По плану дети ориентируются в пространстве
«Исправь ошибку»
Цель: формировать представления детей о том, какие обязанности выполняют военные разных родов войск.
Я буду называть войска и их обязанности, а вы следите, не ошиблась ли я. Заметив ошибку, поправьте меня и дайте правильный ответ.
1.Танкист управляет самолетом.
2. Артиллерист стреляет из пушки.
3. Летчик управляет танком.
4. Разведчик ходит в разведку.
5. Пулеметчик служит на подводной лодке.
6.Десантник прыгает с парашютом.
7.Моряк стреляет из пулемета.
8. Пограничник несет службу на подводной лодке.
«Как я дома помогаю?»
Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал :Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать кто и какие обязанности выполняет дома.
«Благородные поступки»
Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.
Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
«Вежливые слова»
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т
Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.
« Флаг ДНР»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области ,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал: полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры : Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России
« Герб ДНР»
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны,(города, области ,областного центра) закрепить знания о том что нарисовано на гербе и что это обозначает
Материал: картинка герба разрезанная на 6-8 частей
Ход игры : Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки.
«Расскажи о своей семье»Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.Материал: Фотоальбом , составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи
«Найти герб ДОНЕЦКА.»
Цель: способствовать закреплению знания гербе своего страны,(города, области ,областного центра) закрепить знания о том,что нарисовано на гербе и что это обозначают?
Материал ;картинки с изображением разных гербов .
Ход игры : среди 4-6 предложенных гербов найти нужный
«Наша страна».Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице
Материал:.
иллюстраций, фотографий
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают
«Малая Родина ».Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях
Города Донецка.Материал: иллюстраций, фотографий города Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают
«Поиски добрых слов» .»
Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости., связь слова и поступка, слово и отношение
Материал:
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует извиняться , где и когда, как применяются эти вежливые слова
«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».»
Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.
Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие..
« Узнай о ком я говорю»
Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Материал
Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие.
«Продолжи пословицу»
Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память , логическое мышление.
Материал:
Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.
«Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества
Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промысел
Дети называют
«Как найти дорожку в детский сад?»
Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.
Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.
Ход игры : дети ориентируются по плану и на макете.
«Собери узор».
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.
«Мир предметов»
Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные.
Материал: Картинки и изображения предметов обихода
Ход игры: чугун - чугунный, дерево- деревянный……
«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов .
Материал ; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.
Ход игры : Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить
предложение
«На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир )»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов .
Материал ; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира
Ход игры : Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение
«Отгадывание и толкование загадок об (Армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире нашего края)
Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравстаенно-патриотическую тему
Материал: загадки и картинки с отгадками
Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку
«Скажи какая»
Цель: развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки
подбора определений к слову
Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т.д.
Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать определения к нему
Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т.д
«Составь семейку
Цель: развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки
подбора однокоренных родственных слов
Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т.д.
Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисована на ней одним и подобрать родственные однокоренные слова к нему
родина, родной, родители, родственник, родинка
Герой - геройский, героический, героизм...Защита - защитник, защищать,
"Кому что нужно для работы?"
Цель: Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж существительных .Развивать речь,
логическое мышление память .Закреплять знания о профессиях людей.Материал карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры Повару - поварешка.
Гости города
Для игры вам понадобятся открытки с видом вашего города пронумерованные, кубик, несколько машинок. Ход игры:Воспитатель предлагает считалкой выбрать экскурсовода по городу. Ребёнок-экскурсовод бросает кубик, выпавшее число на кубике ищет на открытке. Задача ребёнка-рассказать о том месте, изображённом на открытке, как можно интереснее, доступнее, выбирает "транспорт" и с "гостями" города отправляется на экскурсию.
«Найди пару»
Цель: развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки
подбора определений к слову
Вам понадобятся календарики с видом вашего города в двойном экземпляре. Ход игры: Детям раздаются карточки с видом вашего города или городов вашего края. Задача детей, как можно быстрее отыскать себе пару, рассказать, что за город, место или какая достопримечательность у них на карточках изображена.
«Что нужно артиллеристу»
Задачи:Закрепить знания детей о военной профессии артиллерист; развивать зрительное внимание; воспитывать гордость за нашу Армию.
Ход игры
Дети выбирают фотографии или картинки с изображением военной техники, атрибутики (танк, военный самолёт, флаг, пистолет, лошадь,фляжка, бинокль, пушка и т.д.). Выбранные картинки должны соответствовать военной
профессии артиллерист. Ребёнок аргументирует свой выбор (для чего нужен этот предмет артиллеристу).
Дидактическая игра «Силуэты».
Цель игры – развить творческое воображение, память.
Необходимы дидактические материалы – известные достопримечательности родного города и страны, которые показаны не в своем цветном варианте, а в виде затемненного изображения – силуэта.
По данным силуэтам дошкольники угадывают, что изображено на данной карточке с силуэтом.
Дидактическая игра «Составь карту»
Задачи:Закреплять знания детей о карте России; развивать зрительную память; воспитывать гордость за нашу Родину.Ход игрыДля проведения игры требуется предварительная работа по ознакомлению дошкольников с картами России, области, города и т.д.Цветную физическую карту России формата А4 разрезают на 6-8 частей (в зависимости от возраста детей). Предлагается составить из частей целую карту страны. Усложнение: собрать карту на время.
Дидактическая игра «Отгадай военную профессию»
Задачи:закрепить знания детей о военных профессиях (танкист, военный лётчик, артиллерист, пограничник и др.); развивать наблюдательность, память; воспитывать любовь к Родине.Ход игрыВедущий (ребёнок) описывает представителя одной из военных профессий. Дети должны определить по характерным особенностям, кого загадал ведущий. Кто отгадал первым, становится ведущим.
Птицы нашего города
Цель: знакомить детей с птицами родного города
Материал: карточки с изображениями птиц
Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
Дидактическая игра «Кем я буду в Армии служить?»
Задачи:Закрепить знания детей о военных профессиях; развивать воображение;
воспитывать гордость за нашу Отчизну.
Ход игры
Перед детьми располагают картинки или фотографии с изображением оружия, техники, предметов и атрибутов, используемых военными. По тому выбору, что сделал ребёнок, следует определить военную профессию.
Назвать в каких войсках хочет служить ребёнок, когда вырастет.
Путешествие по городу
Цель: знакомить с родным городом
Материал: альбом фотографий родного города
Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их
Загадки о городе
Цель: знакомить с родным городом
Воспитатель загадывает детям загадки из жизни родного города.
Собери узор.
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Дети собирают картинки из фрагментов.
ребёнок, когда вырастет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.