Задачи
ознакомиться с понятием «казачество»
изучить историю российского казачества
узнать происхождение, истоки, уклад жизни и обычаи уральских казаков
изучить и проанализировать источники по теме исследования
"Знают все икру Урала и уральских осетров, только мало все слыхали про уральских казаков"
Распространение казачества
Первоначально казаки проживали в степях и лесостепях Восточной Европы, в частности на территории современной Украины и России, впоследствии расселились также на территории Среднего и Нижнего Поволжья, современного Казахстана, Предуралья, Сибири и Дальнего Востока.
Точное происхождение современных казаков является предметом дискуссий. К концу XIV века образовалось несколько крупных сообществ, проживавших в центральной Евразии, возле крупных торговых путей того времени, в частности рек — в низовьях Днепра, Дона, Яика, Волги. К ним присоединилось заметное количество переселенцев из соседних к северу Московского, Литовского и Рязанского Великих княжеств, а также из прочих северо-западных земель. В результате, к началу XVI века две группы выросли в крупные вольные войска (Запорожское и Донское), которые со временем вошли в состав растущего Русского царства; были образованы и другие казачьи войска.
Процесс образования казачества был долгим и сложным. Казачьи войска с течением времени включаются в общую систему государственного управления страны. Казаки объединялись в особые государственно-политические, социально-экономические и этнокультурные образования — казачьи общины, позже трансформировавшиеся в крупные структуры — войска, получавшие наименования по территориальному признаку. Одновременно происходит и процесс полного законодательного оформления специфических прав и обязанностей казаков и их особой социальной функции. Формально атаманом всех казачьих войск страны с 1827 года считался наследник престола.
К началу XIX века казаки образовали самостоятельное сословие, сторожили государственные и внутренние этнические границы (пример — Кавказская война), постоянно посылали людей во множество войн и даже служили как личный конвой царя. В ответ они имели значительную социальную автономию, широкие плодородные земли, освобождались от налогов и т. д. В результате к началу XX века казаки стали стереотипом России за границей и её власти внутри.
После распада Советского Союза началось систематическое возрождение казачества, многие казаки принимали участие в различных постсоветских конфликтах. Существуют также множество казачьих обществ на территориях современных Казахстана, России, Украины и других стран.
Этническая культура казачества вобрала в себя многие отличительные особенности: своеобразие духовного, военного, хозяйственно-бытового укладов жизни, различные этнокультурные компоненты.
Возникновение вольных казачьих общин на берегах реки Яик (Урал) относится к первой половине ХVI столетия. По вполне достоверному преданию, между 1520 и 1550 годами там появился отряд численностью около 30 человек под предводительством атамана Василия Гугни, пришедший с Дона и «из иных городов». Вольные казаки искали новые промысловые места, и потому берега степной реки, почти не освоенные в хозяйственном отношении, сразу приглянулись им. Здесь можно было не опасаться ни набегов крымских татар, ни своеволия царских воевод.
Во второй половине ХVI столетия на берегах рек Яик и Эмба появились «многие казачьи городки» .Жизнь войска управлялась кругом - собранием полноправных казаков-воинов «всей реки». В военные походы и на промысел осетровых рыб казаки отправлялись во главе с походными и плавенными выборными атаманами. Известно, что влиятельный ногайский князь Урус не раз требовал в письмах к царю Ивану Грозному снести город, где проживали 600-70О яицких казаков, которые доставляли много беспокойств ногайцам. О том, что такой укрепленный городок вольных казаков существовал в устье Яика, свидетельствует следующий факт. В 1637 году тайша (князь) Данчин во главе нескольких тысяч конных воинов из калмыков и алтыульских татар попытался захватить казачье поселение. Однако эта попытка закончилась полной неудачей и с большими потерями для нападавших.
Одежда мужчин
По описаниям и старинным зарисовкам главными частями мужской национальной одежды казаков служили:
шаровары
бешмет
суконный верхний кафтан
на голове казаки и их предки всегда носили цилиндрические меховые шапки различной высоты
Чирики (обувь)
Одежда женщин
платье
кафтан долгой и полукафтанье
шелковая цветная рубашка
все без изъятия ходят в портках
чулочки или ичеги
кожаные желтые и туфли или башмаки красные
Нагайка – знак есаульца и приставов на Круге. В повседневной жизни знак власти у полноправного строевого казака. Нагайка дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в доме на левом косяке к двери спальни. Как знак полной покорности и уважения могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или старика, который был обязан ее вернуть, а бросившего расцеловать. Если старик через нагайку переступал, это означало, что покорность ему не угодна, и обида или грех провинившегося не прощены.
Исторические песни казаков имеют ту особенность, что в них довольно верно отражены подлинные события и факты, ярко передаются и сила народа, его отвага, удаль, молодечество. Народ хранит песни в своей памяти в течение столетий. Из поколения в поколение передаются они, прославляя народных героев, борцов за свободу.
За время своей многовековой истории казачество выработало свой особый жизненный уклад, свое мировоззрение и культурную самобытность. Казачеству, возможно как никакой другой части русского народа довелось испытать на себе губительные последствия разного рода социальных экспериментов. Но, несмотря на все эти беды, казачество как особое этнокультурное образование продолжает существовать и поныне.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.