Цель: Восполнение пробелов в усвоении фонематических, лексических и грамматических компонентов языковой системы и совершенствование их использования детьми в процессе спонтанной и обусловленной речевой деятельности. Осознание школьниками основных закономерностей протекания фонематических процессов -совершенствование у учащихся фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.
Скорость чтения – один из самых важных факторов, влияющих на успеваемость учеников.
Часто технику чтения тормозит слаборазвитая оперативная память. Развивать оперативную память можно с помощью зрительных диктантов, методику и тексты которых разработал профессор И.Т. Федоренко. (Если ребенок, прочитав предложение из 6-8 слов, забывает первое слово, значит оперативная память у него развита слабо.)
Суть заключается в том, что за отведённое время учащимся предлагается запомнить предложение с определённым количеством букв, а потом его записать. Ежедневно наращивается длина предложений.
Описание такой работы можно найти, например, в статье В.Н. Зайцева «Резервы обучения чтению» (журнал «Начальная школа», №8/1990, с. 52-62), в статье Л. Игнатьевой «Хотеть недостаточно, надо действовать» (газета «Начальная школа», №8/1997, с. 3-4, 13-14) и т.д.
Методика работы с данными диктантами.Предлагаются 18 наборов по 6 предложений в каждом. На один набор из 6 предложений уходит около 5 – 8 минут урока. Только после того, как почти все дети успевают запомнить текст (через 2-4 дня, в зависимости от уровня класса), можно переходить к следующему набору. При щелчке на значок предложение появится. Через заданное время (время точно соответствует рекомендациям профессора И. Т. Федоренко) предложение само исчезнет. Красным цветом выделены «опасные места» в словах. Дети читают МОЛЧА, «глазами», стараясь запомнить. После исчезновения предложение записывают. Следующее предложение появится по щелчку учителя на значок с цифрой «2» и т. д.
Писать зрительные диктанты нужно ежедневно, иначе эффекта не будет!Время работы со всеми наборами – около 2-х месяцев.Предложения можно заменить равноценными с одинаковым количеством букв. Из личного опыта рекомендую начинать работу со зрительными диктантами (наборы с 1-го по 8-ой) во 2 полугодии 2 класса. Лучше писать на листочках, чтобы исключить возможность списывания. Листочки сдаются, после проверки не возвращаются, результаты доводятся до сведения детей в устной форме (желательно – только положительные результаты). Подробнее о данной методике можно прочитать в журналах «Начальная школа»: № 8 за 1990 год - статья В. Н. Зайцева «Резервы обучения чтению» (1-ый вариант наборов в презентации), № 6 за 1994 год - статья Л. В. Беспаловой «Использование зрительных диктантов» (2-ой вариант наборов в презентации – пословицы и поговорки), а также № 4 за 1992 год.
№п/п | Предложения | Число букв | Время экспозиции (с) |
| Набор №1 | | |
Набор №2 | | | |
Набор №3 | | |
Тексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко)
Набор Morphun Wordphunавторские права принадлежат Morphun, Лондон, Англия
ПРОслова
Цель: правописание и чтение
Форма работы: парная работа или индивидуальная
Изучение стиля: визуальный и кинестетический.
(краткая аннотация: набор ПРОслова-конструктор с буквами разного цвета(синего цвета согласные, красного цвета гласные, черного цвета и размером шрифта больше-Заглавные буквы)
Задание 1Цель: работа с алфавитомФорма работы: парная или групповаяЭта работа помогает отработать знание алфавита. Работу можно выполнять, как индивидуально, так и в группе.
найдите все гласные буквы и расположите их в алфавитном порядке
выбрать гласные первого (второго) ряда
выбрать йотированные гласные
найдите все согласные буквы и расположите их в алфавитном порядке
расположите буквы в алфавитном порядке
выбрать звонкие (глухие) согласные
выбрать парные (непарные) согласные
выбрать всегда твердые (мягкие) согласные
выбрать буквы, которые не обозначают звуков
Задание 2Эта работа помогает отработать знание алфавита и правописание слов. Работу можно выполнять, разделив детей на группы. Выбирается ведущий, который будет называть буквы алфавита, а группы по очереди будут составлять слова, которые начинаются на эту букву и произносить по слогам. Так составится список слов, и дети еще раз расположат слова по алфавиту. Дополнительный вопрос: -На какие буквы мы не смогли составить слова?
АИСТ
БАРАН
ВОЛК
ГРИБ
ДОМ
ЕЖ
Задание 3Составьте свои имена, имена ваших родителей (обратить внимание детей на написание полных и кратких мужских и женских имен). Задание помогает запомнить правописание имен собственных.
Задание 4Помогает проверить правильность запоминания и правописания слов. - Найдите из списка слова, которые пишутся с заглавной буквы (имена существительные, собственные) и составьте их. –Какие слова (имена существительные) можно писать и с маленькой буквы, и с большой?
(Н,н)адежда,
(П,п)олина,
(С,с)ережка,
(М,м)аша,
(К,к)от,
(М,м)ышка,
(П,п)оле
(Г,г)ород,
(К,к)ороль,
(М,м)алина,
(В,в)ера,
(Г,г)алка,
(В,в)оробей
Задание 5 Помогает проверить правильность запоминания и правописания слов.
- Найдите из списка слова, которые пишутся с маленькой буквы (имена существительные, нарицательные) и составьте их. Дополнительный вопрос: -Какие слова (имена существительные) можно писать и с маленькой буквы , и какие с большой буквы?
(Н,н) адежда
(П,п) олина
(С,с) ережка
(К,к) от
(М,м) ышка
(Г,г) ород
(К,к) ороль
(М,м) алина
(Г,г) алка
(В,в) оробей
(М,м) ашина
Задание 6
- Составь слова, используя слоги из разных столбиков (задание помогает запомнить правописание слов со слогами –чу, -щу, -ча, -ща). Можно предложить ребятам выполнить это задание в любом стиле. Целые слова, слог и части слова или дети предложат свои варианты (роща, щука, чаща, чудо, щавель, чулан, чужой, плачу)
Задание 7
Работа со словарными словами. Помогает проверить правильность запоминания правописания слов. Проводится работа с загадками, с изображением этих слов или на слух. - Отгадайте загадку и составьте отгадку, поставьте ударение, укажите количество слогов, назовите гласные, согласные звуки. - Какие слова мы называем словарными?- Какой частью речи являются все эти слова?- Найдите среди этих слов имена существительные (одушевленные, неодушевленные)
Задание 8
Индивидуальная форма работы. Лингвистическое задание правило правописания разделительного мягкого знака. - Замените следующие словосочетания одним словом и составьте эти слова (учитель диктует, а дети составляют)
Можно предложить ребятам выполнить это задание в любом стиле. Целые слова, слоги и разделительный мягкий знак или дети предложат свои варианты (как кроссворд)
Задание 9
форма работы парная или групповая.
Составить цепочку из 5 словарных слов, где последняя буква слова является первой для другого слова.Задание помогает запомнить правописание словарных слов в любом классе начальной школы.
-Какие слова мы называем словарными?
В своей работе использую специальные игры и упражнения, способствующие развитию памяти, выработке устойчивости внимания, усидчивости ребенка.На основе одного текста можно использовать несколько приемов:1. Скрыта нижняя часть строки
Подобранные упражнения и приемы позволяют восполнить пробелы учащихся в усвоении фонематических, лексических и грамматических компонентов речи.Дети с удовольствием выполняют задания такого вида, как индивидуально, так и в парах, и в подгруппах. Все, что делается с удовольствием, приводит к более высоким результатам.
Желаю успеха!
Спасибо за внимание!
Используемая литератураЖурналы «Начальная школа»№ 8 за 1990 год (статья «Резервы обучения чтению» - тексты 1-го варианта),№ 6 за 1994 год (статья «Использование зрительных диктантов…» - тексты 2-го варианта).
Набор Morphun Wordphun (ПРОслова)авторские права принадлежат Morphun, Лондон, Англия
https://childdevelop.ru/generator/letters/speedreading.html#preview - Генератор заданий «Скорочтение»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.