Презентация мастер-класса по профилактике дисграфии и дислексии
Оценка 4.9

Презентация мастер-класса по профилактике дисграфии и дислексии

Оценка 4.9
pptx
12.01.2021
Презентация мастер-класса по профилактике дисграфии и дислексии
ПРОслова (1).pptx

Подготовила: учитель-логопед Крюкова

Подготовила: учитель-логопед Крюкова


10 эффективных упражнений
для формирования у детей
навыка беглого чтения,
профилактики дисграфии и дислексии

Подготовила: учитель-логопед Крюкова В.В.
МАОУ гимназия №49 города Тюмени

Цель: Восполнение пробелов в усвоении фонематических, лексических и грамматических компонентов языковой системы и совершенствование их использования детьми в процессе спонтанной и обусловленной речевой деятельности

Цель: Восполнение пробелов в усвоении фонематических, лексических и грамматических компонентов языковой системы и совершенствование их использования детьми в процессе спонтанной и обусловленной речевой деятельности

Цель: Восполнение пробелов в усвоении фонематических, лексических и грамматических компонентов языковой системы и совершенствование их использования детьми в процессе спонтанной и обусловленной речевой деятельности. Осознание школьниками основных закономерностей протекания фонематических процессов -совершенствование у учащихся фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

Скорость чтения – один из самых важных факторов, влияющих на успеваемость учеников

Скорость чтения – один из самых важных факторов, влияющих на успеваемость учеников

Скорость чтения – один из самых важных факторов, влияющих на успеваемость учеников.

Часто технику чтения тормозит слаборазвитая оперативная память. Развивать оперативную память можно с помощью зрительных диктантов, методику и тексты которых разработал профессор И.Т. Федоренко. (Если ребенок, прочитав предложение из 6-8 слов, забывает первое слово, значит оперативная память у него развита слабо.)
Суть заключается в том, что за отведённое время учащимся предлагается запомнить предложение с определённым количеством букв, а потом его записать. Ежедневно наращивается длина предложений.

Описание такой работы можно найти, например, в статье В.Н. Зайцева «Резервы обучения чтению» (журнал «Начальная школа», №8/1990, с. 52-62), в статье Л. Игнатьевой «Хотеть недостаточно, надо действовать» (газета «Начальная школа», №8/1997, с. 3-4, 13-14) и т.д.

Методика работы с данными диктантами

Методика работы с данными диктантами

Методика работы с данными диктантами. Предлагаются 18 наборов по 6 предложений в каждом. На один набор из 6 предложений уходит около 5 – 8 минут урока. Только после того, как почти все дети успевают запомнить текст (через 2-4 дня, в зависимости от уровня класса), можно переходить к следующему набору. При щелчке на значок предложение появится. Через заданное время (время точно соответствует рекомендациям профессора И. Т. Федоренко) предложение само исчезнет. Красным цветом выделены «опасные места» в словах. Дети читают МОЛЧА, «глазами», стараясь запомнить. После исчезновения предложение записывают. Следующее предложение появится по щелчку учителя на значок с цифрой «2» и т. д.

Писать зрительные диктанты нужно ежедневно, иначе эффекта не будет!

Писать зрительные диктанты нужно ежедневно, иначе эффекта не будет!

Писать зрительные диктанты нужно ежедневно, иначе эффекта не будет! Время работы со всеми наборами – около 2-х месяцев. Предложения можно заменить равноценными с одинаковым количеством букв. Из личного опыта рекомендую начинать работу со зрительными диктантами (наборы с 1-го по 8-ой) во 2 полугодии 2 класса. Лучше писать на листочках, чтобы исключить возможность списывания. Листочки сдаются, после проверки не возвращаются, результаты доводятся до сведения детей в устной форме (желательно – только положительные результаты). Подробнее о данной методике можно прочитать в журналах «Начальная школа»: № 8 за 1990 год - статья В. Н. Зайцева «Резервы обучения чтению» (1-ый вариант наборов в презентации), № 6 за 1994 год - статья Л. В. Беспаловой «Использование зрительных диктантов» (2-ой вариант наборов в презентации – пословицы и поговорки), а также № 4 за 1992 год.

Предложения Число букв Время экспозиции (с) 1 2 3 4 5 6

Предложения Число букв Время экспозиции (с) 1 2 3 4 5 6

№ п/п

Предложения

Число букв

Время экспозиции (с)

 
1 2 3 4 5 6

Набор №1
Тает снег. Идёт дождь. Небо хмурое. Коля заболел. Запели птицы. Поле опустело.

 
8 9 10 11 11 12

 
4 4 5 5 5 6

Набор №2
Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берез.

 
12 13 13 14 14 15

 
6 6 6 7 7 8

Набор №3
Прилетели птички. Ярко светит солнце. Лида вытерла доску. Весело бегут ручьи. Подул резкий ветер. Зоя прилежно учится.

 
15 16 16 16 16 17

 
8 8 8 8 8 8

Тексты зрительных диктантов (по И.Т. Федоренко)

Набор №2 Трещат морозы.

Набор №2 Трещат морозы.

Набор №2

Трещат морозы.

Я ищу землянику.

Я ищу землянику.

Я ищу землянику.

В лесу росла ель.

В лесу росла ель.

В лесу росла ель.

Наступила осень.

Наступила осень.

Наступила осень.

Дни стали короче.

Дни стали короче.

Дни стали короче.

В лесу много берёз.

В лесу много берёз.

В лесу много берёз.

Трещат морозы. Я ищу землянику

Трещат морозы. Я ищу землянику

Трещат морозы. Я ищу землянику. В лесу росла ель. Наступила осень. Дни стали короче. В лесу много берёз.

Набор Morphun Wordphun авторские права принадлежат

Набор Morphun Wordphun авторские права принадлежат

Набор Morphun Wordphun авторские права принадлежат Morphun, Лондон, Англия

ПРОслова
Цель: правописание и чтение
Форма работы: парная работа или индивидуальная
Изучение стиля: визуальный и кинестетический.
(краткая аннотация: набор ПРОслова-конструктор с буквами разного цвета(синего цвета согласные, красного цвета гласные, черного цвета и размером шрифта больше-Заглавные буквы)

Задание 1 Цель: работа с алфавитом

Задание 1 Цель: работа с алфавитом

Задание 1 Цель: работа с алфавитом Форма работы: парная или групповая Эта работа помогает отработать знание алфавита. Работу можно выполнять, как индивидуально, так и в группе.

найдите все гласные буквы и расположите их в алфавитном порядке
выбрать гласные первого (второго) ряда
выбрать йотированные гласные
найдите все согласные буквы и расположите их в алфавитном порядке
расположите буквы в алфавитном порядке
выбрать звонкие (глухие) согласные
выбрать парные (непарные) согласные
выбрать всегда твердые (мягкие) согласные
выбрать буквы, которые не обозначают звуков

Задание 2 Эта работа помогает отработать знание алфавита и правописание слов

Задание 2 Эта работа помогает отработать знание алфавита и правописание слов

Задание 2 Эта работа помогает отработать знание алфавита и правописание слов. Работу можно выполнять, разделив детей на группы. Выбирается ведущий, который будет называть буквы алфавита, а группы по очереди будут составлять слова, которые начинаются на эту букву и произносить по слогам. Так составится список слов, и дети еще раз расположат слова по алфавиту. Дополнительный вопрос: -На какие буквы мы не смогли составить слова?

АИСТ
БАРАН
ВОЛК
ГРИБ
ДОМ
ЕЖ

Задание 3 Составьте свои имена, имена ваших родителей (обратить внимание детей на написание полных и кратких мужских и женских имен)

Задание 3 Составьте свои имена, имена ваших родителей (обратить внимание детей на написание полных и кратких мужских и женских имен)

Задание 3 Составьте свои имена, имена ваших родителей (обратить внимание детей на написание полных и кратких мужских и женских имен). Задание помогает запомнить правописание имен собственных.

Задание 4 Помогает проверить правильность запоминания и правописания слов

Задание 4 Помогает проверить правильность запоминания и правописания слов

Задание 4 Помогает проверить правильность запоминания и правописания слов. - Найдите из списка слова, которые пишутся с заглавной буквы (имена существительные, собственные) и составьте их. –Какие слова (имена существительные) можно писать и с маленькой буквы, и с большой?


(Н,н)адежда,
(П,п)олина,
(С,с)ережка,
(М,м)аша,
(К,к)от,
(М,м)ышка,
(П,п)оле
(Г,г)ород,
(К,к)ороль,
(М,м)алина,
(В,в)ера,
(Г,г)алка,
(В,в)оробей

Задание 5 Помогает проверить правильность запоминания и правописания слов

Задание 5 Помогает проверить правильность запоминания и правописания слов

Задание 5 Помогает проверить правильность запоминания и правописания слов.

- Найдите из списка слова, которые пишутся с маленькой буквы (имена существительные, нарицательные) и составьте их. Дополнительный вопрос: -Какие слова (имена существительные) можно писать и с маленькой буквы , и какие с большой буквы?
(Н,н) адежда
(П,п) олина
(С,с) ережка
(К,к) от
(М,м) ышка
(Г,г) ород
(К,к) ороль
(М,м) алина
(Г,г) алка
(В,в) оробей
(М,м) ашина

Задание 5 - Составь слова, используя слоги из разных столбиков

Задание 5 - Составь слова, используя слоги из разных столбиков

Задание 5 - Составь слова, используя слоги из разных столбиков

Задание 6 - Составь слова, используя слоги из разных столбиков (задание помогает запомнить правописание слов со слогами –чу, -щу, -ча, -ща)

Задание 6 - Составь слова, используя слоги из разных столбиков (задание помогает запомнить правописание слов со слогами –чу, -щу, -ча, -ща)

Задание 6

- Составь слова, используя слоги из разных столбиков (задание помогает запомнить правописание слов со слогами –чу, -щу, -ча, -ща). Можно предложить ребятам выполнить это задание в любом стиле. Целые слова, слог и части слова или дети предложат свои варианты (роща, щука, чаща, чудо, щавель, чулан, чужой, плачу)

Задание 7 Работа со словарными словами

Задание 7 Работа со словарными словами

Задание 7

Работа со словарными словами. Помогает проверить правильность запоминания правописания слов. Проводится работа с загадками, с изображением этих слов или на слух. - Отгадайте загадку и составьте отгадку, поставьте ударение, укажите количество слогов, назовите гласные, согласные звуки. - Какие слова мы называем словарными? - Какой частью речи являются все эти слова? - Найдите среди этих слов имена существительные (одушевленные, неодушевленные)

Задание 8 Индивидуальная форма работы

Задание 8 Индивидуальная форма работы

Задание 8

Индивидуальная форма работы. Лингвистическое задание правило правописания разделительного мягкого знака. - Замените следующие словосочетания одним словом и составьте эти слова (учитель диктует, а дети составляют)
Можно предложить ребятам выполнить это задание в любом стиле. Целые слова, слоги и разделительный мягкий знак или дети предложат свои варианты (как кроссворд)

Задание 9 форма работы парная или групповая

Задание 9 форма работы парная или групповая

Задание 9

форма работы парная или групповая.
Составить цепочку из 5 словарных слов, где последняя буква слова является первой для другого слова. Задание помогает запомнить правописание словарных слов в любом классе начальной школы.
-Какие слова мы называем словарными?

Задание 10 Найдите слова, добавив начало первого слова и конец второго

Задание 10 Найдите слова, добавив начало первого слова и конец второго

Задание 10

Найдите слова, добавив начало первого слова и конец второго.

Задание11. Заполните клеточки

Задание11. Заполните клеточки

Задание11.

Заполните клеточки. Соберите на парте эти слова.
Крупная птица (аист)
Исполнитель ролей в кино, театре (актер)
Приятный запах (аромат)
-На какие вопросы отвечают эти слова?

В своей работе использую специальные игры и упражнения, способствующие развитию памяти, выработке устойчивости внимания, усидчивости ребенка

В своей работе использую специальные игры и упражнения, способствующие развитию памяти, выработке устойчивости внимания, усидчивости ребенка

В своей работе использую специальные игры и упражнения, способствующие развитию памяти, выработке устойчивости внимания, усидчивости ребенка. На основе одного текста можно использовать несколько приемов: 1. Скрыта нижняя часть строки

Скрыта верхняя часть строки 3

Скрыта верхняя часть строки 3

2. Скрыта верхняя часть строки 3. Текст без пробелов

Текст со случайными символами 5

Текст со случайными символами 5

4. Текст со случайными символами 5. Текст с переставленными буквами

6. Зеркальный текст

6. Зеркальный текст

6. Зеркальный текст

Работа с таблицами Шульте

Работа с таблицами Шульте

Работа с таблицами Шульте

Упражнение «Найди неправильные буквы»

Упражнение «Найди неправильные буквы»

Упражнение «Найди неправильные буквы»

Подобранные упражнения и приемы позволяют восполнить пробелы учащихся в усвоении фонематических, лексических и грамматических компонентов речи

Подобранные упражнения и приемы позволяют восполнить пробелы учащихся в усвоении фонематических, лексических и грамматических компонентов речи

Подобранные упражнения и приемы позволяют восполнить пробелы учащихся в усвоении фонематических, лексических и грамматических компонентов речи. Дети с удовольствием выполняют задания такого вида, как индивидуально, так и в парах, и в подгруппах. Все, что делается с удовольствием, приводит к более высоким результатам.



Желаю успеха!
Спасибо за внимание!

Используемая литература Журналы «Начальная школа» № 8 за 1990 год (статья «Резервы обучения чтению» - тексты 1-го варианта), № 6 за 1994 год (статья «Использование…

Используемая литература Журналы «Начальная школа» № 8 за 1990 год (статья «Резервы обучения чтению» - тексты 1-го варианта), № 6 за 1994 год (статья «Использование…

Используемая литература Журналы «Начальная школа» № 8 за 1990 год (статья «Резервы обучения чтению» - тексты 1-го варианта), № 6 за 1994 год (статья «Использование зрительных диктантов…» - тексты 2-го варианта).

Набор Morphun Wordphun (ПРОслова) авторские права принадлежат Morphun, Лондон, Англия

https://childdevelop.ru/generator/letters/speedreading.html#preview - Генератор заданий «Скорочтение»

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2021