презентация мифы древних славян

  • ppt
  • 11.11.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мифы древних славян.ppt

Миф -

это повествование, отражающее фантастические представления людей об окружающем мире,природе, человеческой сущности.

Творение мира

Была сначала везде вода;
Бог и послал доставить земли со дна морского птицу. Бог велит ей выплюнуть землю: «Да смотри, ничего не утаивай»; она так сделала и стала везде ровная земля. Только немножко земли она во рту утаила. И начала у ней та земля во рту расти. Она и взмолилась богу: «Господи, ведь я земли-то утаила, не всю выхаркнула». — «Ну, ладно делать нечего, выхаркивай остальную».
Она выхаркнула. И сделались от того горы по всей земле.

Дерево мира

Боги древних славянских мифов

РОД

творец вселенной, символизирует единство всего живого в мире

Верховный владыка Вселенной, родоначальник богов.
Сварог как олицетворение неба, то озарённого солнечными лучами, то покрытого тучами и блистающего молниями, признавался отцом солнца и огня.
Все остальные боги славянские – дети Сварога, оттого зовутся они Сварожичи.

СВАРОГ

После того как верховное божество Сварог устал от повседневных трудов и отправился на покой, главные свои дела передал он в руки сына Перуна. И стал Перун главным, а быть может, даже единовластным правителем остальных языческих богов. Был известен широко и за пределами Руси.
Перун почитался как бог грома и молний.

Перун

Перун — славянский бог грозы, бог грома и молнии.
Перуна считали покровителем воинов. А главный подвиг Перуна как раз и состоял в том, что он вернул Земле плодородие, вернул Солнце и дождь.
Перуну было посвящено животное — дикий тур.
Было у Перуна и своё дерево — дуб, и любимый цветок — ирис, который распускается, когда гремят первые грозы.

Ему противостоял Змей, воплощение злого начала, обитатель подземного царства - - крылатое, многоголовое, огнедышащее существо.

Змея называют Аспид

Крылатая змея с двумя хоботами и птичьим клювом.
Живет высоко в горах и периодически совершает опустошительные налеты на деревни.

Бог Велес (или Волос) считался вторым по значению после Перуна. А где-то его почитали больше. Был Велес-Волос мохнатый, волосатый, похожий на медведя или человека, одетого в медвежью шкуру. К нему обращались с просьбой охранить свою скотину.

Даждьбог


Древние славяне считали Даждьбога богом Солнца.

Даждьбог значит «податель всех благ». Даждьбог ездит по небу в прекрасной колеснице, запряжённой четвёркой белых златогривых лошадей с золотыми крыльями.

А солнечный свет исходит от огненного щита. Ночью он пересекает Океан на ладье, запряжённой лебедями.

Славяне верили, что бог Солнца поможет им.

Даждъбог, бог солнца и жатвы, муж богини луны, - - красивый, сильный юноша. Его называли предком русичей. Он хранил ключи земные, закрывал землю на зиму и отдавал ключи птицам, которые уносили их в вырий (ирий) - - летнее царство, страну ушедших душ. Это теплая страна у моря или за морем, куда улетали души умерших праведников. Она доступна только птицам и змеям. Весной птицы возвращали ключи, и Даждьбог открывал землю.

Сварог, бог небесного огня, бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо. Он посылал людям небесный огонь, без которого не изготовишь ни оружия, ни украшений. Сварога представляли в облике молодого плечистого кузнеца, молчаливого и строгого.

Ярило

Ярилобог оживающей природы. Этот славянский мифологический персонаж связан с идеей плодородия и весенней мощи.

Иногда Ярила представал перед людьми весной мальчиком на молодом жеребце, летом — взрослым мужчиной на крепком коне, а осенью — стариком на старом коне. Люди знали: пройдёт зима, и Ярила вернётся.

Стрибог
бог ураганного ветра, вырыва-ющего деревья с корнем.
Имя его означает «свистящий, воющий».

Олицетворение Матери Сырой Земли, а также дочь Перуна.
Она была посредницей между небом и землёй.
Считалась также богиней плодородия и покровительницей дождя.

Имя Лады можно найти в фольклоре всех славянских народов. О ней слагали песни, славили эту светлую богиню любви и веселья, красоты и плодородия.

Второе ее имя СЛАВА, от которого произошло название славян

Древние славяне поклонялись берегиням.
Берегини оберегали человека всюду: дома, в лесу, в поле, на воде, оберегали посевы, скотные дворы, детей, рассказывали им сказки (байки), пели песни, навевали сны.

Мелкие демоны
славянской мифологии

Домовой

Домовые
живут в домах и дворах.

Считалось, что если домовой полюбит хозяина, то кормит и холит его лошадей, обо всём заботится и у самого хозяина бороду заплетает в косы.

Кикимора относится к домовым. Это злой и вредный дух, маленькая гадкая бабенка в плохонькой одежонке, сморщенная, с кикой2. Днем сидит невидимкою за печкой, а проказит по ночам: сжигает куделю3, стучит, старается выжить людей, выстригает у овец шерсть, вредит курам.

Банник

Дух, живущий в банях, обычно представлялся в виде маленького старичка с длинной бородой. Как и все славянские духи, проказлив.
Если люди в бане поскальзываются, обжигаются, падают в обморок от жары, шпарятся кипятком, слышат треск камней в печи или стук в стену — все это проделки банника.

Бани были и в Риме и в Турции. Но банник - только у славян.

В банях также жила шишига — злой дух, показывающийся только тем, кто идет в баню, не помолившись. Шишига принимает образ знакомой или родственницы, зовет человека с собой париться и может запарить до смерти.

Неудачи объяснялись вмешательством злых духов: лени, отёти (крайней степени лени), окоёмов, прокуд (плутов, неслухов, проказников).

Вий — самый страшный и самый сильный представитель нечистой силы, живущей под землей, поэтому руки и ноги его -что корни дерева, весь он в земле. Веки длинные, до самой земли, сам он их поднять не может, обычно это делают летучие мыши. Как и вся нечисть, он исчезает с третьими петухами. Считалось, что Вий насылает ночные кошмары и привидения, особенно тем, у кого нечиста совесть.

Зимой леших в лесу заменя­ли гораздо более суровые калинники (от слова «калить»): Морозко, Трескунец, Карачун. Выходя из дома, человек настраивался на борьбу с непредвиденными обстоятельствами, немилосердными стихиями.
Дед Моро́з  в славянской мифологии — олицетворение зимних морозов.
Обычно изображается в красной, синей, иногда белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей.
Снегурочки у мифологического Морозки никогда не было. Её придумал А.Н.Островский.

БАБА ЯГА

Баба-яга — очень злая и старая колдунья, хотя изначально и являлась положительным божеством славян — хранительницей (берегиней) рода и традиций.
Постепенно ей стали придавать злые, демонические черты, уродливость внешнего вида и характера.

Аука

Разновидность проказливого лесного духа, маленького, пузатого, с круглыми щеками.
Не спит ни зимой, ни летом.
Любит морочить голову людям в лесу, отзываясь на их крик “Ау!” со всех сторон.
Заводит путников в глухую чащу и бросает их там

С сезонной смертью природы (наступлением зимы) связано еще одно божество подземного царства - - Кощей. Его представляли живым остовом (скелетом). «Кошь» - - кость, костлявый. Он символизировал окостенение, оцепенение от мороза всей природы в зимнюю пору.

Леший

Леший, по верованиям древних славян -- хозяин леса: широкоплечий, коренастый великан с зеленой бородой, с глазами, как звезды, сверкающими сквозь ветки, в бараньем полушубке. По ночам он дико кричит, свищет и хохочет в лесной чаще; встретив путника, старается сбить его с дороги и заставить поплутать.

В славянской мифологии злой дух, воплощение опасной и грозной водной стихии.
Чаще всего он выступал в облике мужчины с чертами животного - лапы вместо рук, рога на голове, или безобразного старика, опутанного тиной с длинной бородой.
Наши предки верили, что водяные - это потомки тех представителей нечистой силы, которых бог низвергнул с небес в реки, озера и пруды.

Русалки изображались с женским лицом и грудью, но рыбьим туловищем и хвостом. Их боялись. Ночью русалки выходят из воды и греются в
лунном свете; нападают на прохожих и щекочут их до смерти. В особо опасную русальную неделю перед Иваном Купалой (конец июня) вешали на деревья и кусты пряжу, нитки, полотенца -- «одежду», чтобы задобрить русалок.

«Солнце неустанно совершает свой путь по небу: озаряя землю днем, оставляет ее ночью во мраке; согревая весною и летом, отдает ее во власть холоду осенью и зимой. Далеко-далеко, на востоке, на самом краю света, в стране вечного лета и плодородия высится золотой дворец, в нем восседает на златотканом, пурпуровом престоле царь-Солнце. Владеет царь-Солнце двенадцатью царствами, ему прислуживают Солнцевы девы: они расчесывают его золотые кудри, убирают, поют небесные песни. Поутру выезжает Солнце на своей светозарной колеснице, запряженной белыми огнедышащими лошадьми, и совершает свой обычный путь по небесному своду.

Заря-заряница - - красная девица.
Заря -- сестра Солнца; ее часто называют Ненаглядной Красотою, царевною - - золотой косою, непокрытой красою; живет она в золотом царстве, на краю света белого - - там, где ясное солнышко из моря подымается, плавает она по морю в серебряной лодочке с золотыми весельцами. Называют ее и Марьей Моревной - - морской царевной, и царь-девицей. В ее золотом дворце, под изголовьем, хранится живая вода.

Путь в страну царь-девицы лежит через широкое море, вход туда сторожит двенадцатиглавый Змей Горыныч, испускающий из своей пасти жгучее пламя».