УРОК – динамичная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая для решения задач образования, воспитания и развития ученика.
От чего зависит эффективность урока?
Тщательная и всесторонняя подготовка учителя.
Конкретность поставленной цели и задач.
Выбор типа урока.
Продуманность форм и методов обучения. Обучение через открытие!
Сотрудничество учителя и ученика.
Использование разнообразных средств обучения (учебники и учебные пособия, наглядные средства, технические средства, средства Интернета).
Моторная плотность урока, использование всего времени урока с максимальной продуктивностью.
Активная работа учащихся.
Творчество
Дифференцированная и индивидуальная работа.
Эмоциональная атмосфера на уроке (положительный эмоциональный настрой в начале урока, эмоциональная подача материала).
Создание ситуации успеха.
формы и виды деятельности учащихся:
Пресс-конференция, дискуссия, телемост, путешествие, гостиная, аукцион идей;
КВН, ролевая игра, игры «взятие крепости», «крестики-нолики», «морской бой», «конкурс вралей», «письма от Мюнхгаузена»;
Лекция, беседа, фронтальный опрос, ответы на вопросы учителя, на вопросы учебника, конспектирование, пересказ текста;
Групповая работа, работа в парах, совместная деятельность по достижению цели урока, самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка;
Составление кроссвордов и дидактических материалов;
Музыкальная пауза и физкультминутка;
Тестирование и программирование.
Пути и средства повышения эффективности урока:
использование личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании (развитие творческой активности и самостоятельности обучающихся);
использование новых образовательных технологий (проблемно – диалогическое обучение, технология оценивания образовательных достижений учащихся, технология формирования типа правильной читательской деятельности);
чёткая организация урока: определение целей урока, вида урока, выбор методов и приёмов обучения в соответствии с поставленными целями и возможностями обучающихся, определение структуры урока;
учёт индивидуальных особенностей учащихся (работа с учащимися, имеющими высокий уровень учебно– познавательной деятельности, и с учащимися с низкой учебной мотивацией);
проведение мониторинга качества знаний;
постоянное повышение педагогического мастерства учителя (чтение педагогической литературы, посещение уроков коллег, занятия на курсах повышения квалификации и т.д.);
улучшение материальной базы учебного заведения, кабинетов.
Какие факторы могут помешать эффективности урока?
Непродуманность организационных моментов, этапов урока;
неумелое распределение времени на уроке;
неумелое использование оборудования;
однообразие применяемых методов;
слабая материально – техническая база;
нарушение учащимися дисциплины;
конфликт между педагогом и учащимися;
разный темп работы учащихся;
разный уровень умственного развития учащихся;
недостаточное развитие общеучебных умений и навыков (умение работать с учебником и дополнительной литературой, умение выделять главное, сравнивать факты, явления, события, высказывать суждения, обобщать, умение слушать друг друга, умение правильно оформлять и вести тетрадь и др.);
загруженность учителя (как следствие, недостаток времени на подготовку к уроку);
человеческий фактор (ученик опоздал на урок, заболел, плохое настроение и т.д.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.