Для поддержания локомотивов в исправном состоянии на железных дорогах России распоряжением ОАО «РЖД» №ЗР от 17.01.2005 г. установлена система технических обслуживании и текущих ремонтов, производимых после выполнения установленных норм пробега или определенного времени их работы. Для повышения качества, ускорения и удешевления ремонта локомотивов проводится концентрация, кооперирование и специализация деповского ремонта локомотивов, внедрение агрегатного метода ремонта с широким применением поточных форм организации производства и сетевого планирования.
При агрегатном методе основные узлы и агрегаты не ремонтируются во время нахождения локомотива в ремонте, а заменяются заранее отремонтированными или новыми.
Для электровозов, тепловозов и моторвагонного подвижного состава установлены следующие виды планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта: технические обслуживания ТО-1, ТО-2, ТО-3, ТО-4, ТО-5, текущие ремонты ТР-1, ТР-2, ТР-3, а также средний (СР) и капитальный (КР) ремонты.
Техническое обслуживание — комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности локомотива.
Техническое обслуживание ТО-1, ТО-2 и ТО-3 является периодическим и предназначено для контроля технического состояния узлов и систем локомотива в целях предупреждения отказов в эксплуатации. Постановка локомотивов на техническое обслуживание ТО-4, ТО-5 планируется по необходимости. Капитальный ремонт локомотива (КР) — ремонт, выполняемый для восстановления эксплуатационных характеристик, исправности локомотива и его ресурса, близкого к полному. Капитальный ремонт локомотивов выполняется на локомотиворемонтных заводах ОАО «РЖД» или в сторонних организациях, осуществляющих ремонт локомотивов.
Техническое обслуживание ТО-1 выполняется локомотивной бригадой при приемке-сдаче и экипировке локомотива, при остановках на железнодорожных станциях. Техническое обслуживание ТО-2 выполняется, как правило, работниками пунктов технического обслуживания локомотивов (ПТОЛ). Техническое обслуживание ТО-3 выполняется, как правило, в ремонтном локомотивном депо.
Техническое обслуживание ТО-4 выполняется с целью поддержания профиля бандажей колесных пар в пределах, установленных Инструкцией по формированию, ремонту и содержанию колесных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм.
Техническое обслуживание ТО-5 проводится с целью подготовки локомотива к постановке в запас или резерв железной дороги, а также при вводе его в эксплуатацию по прибытию его из запаса или локомотиворемонтного завода.
Ремонт — это комплекс операций по восстановлению исправности, работоспособности и ресурса локомотива.
Текущий ремонт локомотива — ремонт, выполняемый для обеспечения или восстановления работоспособности локомотива и состоящий в замене и восстановлении отдельных узлов и систем.
Текущие ремонты ТР-1, ТР-2, ТР-3 выполняются, как правило, в специализированных по видам ремонта и сериям локомотивов ремонтных локомотивных депо.
Средний ремонт локомотива (СР) — ремонт, выполняемый для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса локомотива.
Нормы периодичности технического обслуживания и ремонта тепловозов магистральных серий, использующихся в грузовом и пассажирском движении
Нормы продолжительности и трудоемкости технического обслуживания и ремонта локомотивов устанавливаются начальником железной дороги дифференцированно по каждому локомотивному депо с учетом фактического уровня технологической оснащенности и других особенностей конкретного локомотивного депо на основании средних для ОАО «РЖД» норм продолжительности и трудоемкости технического обслуживания и ремонта локомотивов.
Нормы продолжительности технического обслуживания и ремонта тепловозов
При текущих ремонтах производится ревизия, замена или восстановление отдельных узлов и деталей, а также регулировки и испытания, гарантирующие работоспособность локомотива между соответствующими ремонтами. В отличие от технического обслуживания, при котором узлы и детали обычно не разбирают, при текущих и капитальных ремонтах осмотр узлов и деталей производят с разборкой, поврежденные детали восстанавливают или заменяют новыми.
Для содержания, обслуживания и ремонта локомотивов, депо и локомотиворемонтные заводы располагают специализированными цехами и мастерскими, складами, административно-хозяйственными помещениями, необходимым путевым развитием и устройствами для разворота локомотива.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.