Презентация на тему: "Функциональная грамотность в начальной школе . Первые шаги, чтобы стать по – настоящему грамотным человеком"

  • pptx
  • 03.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Функциональная грамотность в начальной школе..pptx

Функциональная грамотность в начальной школе

«Первые шаги, чтобы стать по – настоящему грамотным человеком»

Функциональная грамотность - это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом ( оформить счет в банке, прочитать инструкция, заполнить анкету обратной связи и т д), то есть это тот уровень грамотности, который дает возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Задача образования состоит не в передаче объема знаний, не на определении уровня освоения учебных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Направления

Формы работы с обучающимися по реализации функциональной грамотности


индивидуальный и дифференцированный подход;
графический конспект;
групповые занятия с сильными учащимися;
кружки по интересам;
занятия исследовательской и проектной деятельностью;
участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня;
создание детских портфолио.

Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями
(Изучать, искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело)

Педагогические технологии

-проблемно-диагностическая технология освоения новых знаний;
-технология формирования типа правильной читательской деятельности (Н.Н. Светловская);
-технология проектной деятельности;
-обучение на основе «учебных ситуаций»;
-уровневая дифференциация обучения;
-информационные и коммуникационные технологии;
- технология оценивания учебных достижений учащихся

Функциональная грамотность младшего школьника (Н.Ф.Виноградова)

Ребенок должен обладать:
–– готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся
окружающим миром;
–– возможностью решать различные (в том числе нестандартные)
учебные и жизненные задачи;
–– способностью строить социальные отношения;
–– совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку
своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.

Примерный перечень умений и навыков школьников в развитии функциональной грамотности


Использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.
Выявлять особенности естественнонаучного исследования.
Делать выводы, формулировать ответ в понятной форме.
Уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления.
Уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы.
Понимать методы научных исследований.
Выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.
Перечислять явления, факты, события.
Сравнивать объекты, события, факты.
Объяснять явления, события, факты.
Характеризовать объекты, события, факты.
Анализировать события, явления и т.д.
Видеть суть проблемы.
Составлять конспект, план и т.д.

Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности

-наличие ситуационной значимости контекста;
-необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка, на язык предметной области;
-новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения

Для развития функциональной грамотности школьников необходимо включать в содержание любой темы школьного курса задания:
- на развитие общеучебных навыков и умений;
- на формирование знания учебного материала;
- на формирование навыков и умений ;
- на формирование понимания изучаемого материала;
- на развитие внимания;
- на развитие мировоззрения.

Формирование функциональной грамотности на уроке

Логические приемы

Примеры заданий

1.     уровень – знание

Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать

2.     уровень – понимание

Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому

3.     уровень – использование

Применить, проиллюстрировать, решить

4.     уровень – анализ

Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия

5.     уровень – синтез

Создать, придумать дизайн, разработать, составить план

6.     уровень – оценка

Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

Читательская грамотность

Тема

Предмет изучения

Формируемые умения

Виталий Бианки.
Лис и мышонок

Содержание сказки.
Качество: осторожность, предусмотрительность.

– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;
– давать характеристику героям;
– определять последовательность событий и рассказывать сказку;
– составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;
– различать научно-познавательный текст и художественный;
– определять, чему учит сказка.

Математическая грамотность

Тема

Предмет изучения

Формируемые умения

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца

Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники

– Определять количество предметов при счёте;
– составлять и решать выражения с ответом 5;
– решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;
– соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники;
– решать задачу в два действия.

Финансовая грамотность

Тема

Предмет изучения

Формируемые умения

За покупками

Цена, товар, спрос.

– Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;
– анализировать информацию и объяснять, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже;
– рассуждать об умении экономно тратить деньги.

Естественнонаучная грамотность

Тема

Предмет изучения

Формируемые умения

Как Иванушка хотел попить водицы

Вода, свойства воды.

– Наблюдать над свойством воды – прозрачность;
– определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром;
– определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;
– объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать;
– определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности;
– использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;
– делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.

Особенности заданий для оценки
функциональной грамотности

-Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний, например, по математике
-В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся
-Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни
-Ситуация требует осознанного выбора модели поведения
-Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны
-Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики и др.)
-Используются иллюстрации: рисунки, таблицы