Функциональная грамотность в начальной школе
«Первые шаги, чтобы стать по – настоящему грамотным человеком»
Функциональная грамотность - это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом ( оформить счет в банке, прочитать инструкция, заполнить анкету обратной связи и т д), то есть это тот уровень грамотности, который дает возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Задача образования состоит не в передаче объема знаний, не на определении уровня освоения учебных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Формы работы с обучающимися по реализации функциональной грамотности
индивидуальный и дифференцированный подход;
графический конспект;
групповые занятия с сильными учащимися;
кружки по интересам;
занятия исследовательской и проектной деятельностью;
участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня;
создание детских портфолио.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями |
Педагогические технологии
-проблемно-диагностическая технология освоения новых знаний;
-технология формирования типа правильной читательской деятельности (Н.Н. Светловская);
-технология проектной деятельности;
-обучение на основе «учебных ситуаций»;
-уровневая дифференциация обучения;
-информационные и коммуникационные технологии;
- технология оценивания учебных достижений учащихся
Функциональная грамотность младшегошкольника (Н.Ф.Виноградова)
Ребенок должен обладать:
–– готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся
окружающим миром;
–– возможностью решать различные (в том числе нестандартные)
учебные и жизненные задачи;
–– способностью строить социальные отношения;
–– совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку
своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию.
Примерный перечень умений и навыков школьников в развитии функциональной грамотности
Использовать естественнонаучные знания в жизненных ситуациях.
Выявлять особенности естественнонаучного исследования.
Делать выводы, формулировать ответ в понятной форме.
Уметь описывать, объяснять и прогнозировать естественнонаучные явления.
Уметь интерпретировать научную аргументацию и выводы.
Понимать методы научных исследований.
Выявлять вопросы и проблемы, которые могут быть решены с помощью научных методов.
Перечислять явления, факты, события.
Сравнивать объекты, события, факты.
Объяснять явления, события, факты.
Характеризовать объекты, события, факты.
Анализировать события, явления и т.д.
Видеть суть проблемы.
Составлять конспект, план и т.д.
Основные критерии отбора заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
-наличие ситуационной значимости контекста;
-необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка, на язык предметной области;
-новизна формулировки задачи, неопределенность в способах решения
Для развития функциональной грамотности школьников необходимо включать в содержание любой темы школьного курса задания:
- на развитие общеучебных навыков и умений;
- на формирование знания учебного материала;
- на формирование навыков и умений ;
- на формирование понимания изучаемого материала;
- на развитие внимания;
- на развитие мировоззрения.
Формирование функциональной грамотности на уроке
Логические приемы | Примеры заданий |
1. уровень – знание | Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать |
2. уровень – понимание | Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому |
3. уровень – использование | Применить, проиллюстрировать, решить |
4. уровень – анализ | Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия |
5. уровень – синтез | Создать, придумать дизайн, разработать, составить план |
6. уровень – оценка | Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать |
Читательская грамотность
Тема | Предмет изучения | Формируемые умения |
Виталий Бианки. | Содержание сказки. | – Определять жанр произведения; |
Математическая грамотность
Тема | Предмет изучения | Формируемые умения |
Про курочку Рябу, золотые и простые яйца | Счёт предметов, составление и решение выражений, задачи. Многоугольники | – Определять количество предметов при счёте; |
Финансовая грамотность
Тема | Предмет изучения | Формируемые умения |
За покупками | Цена, товар, спрос. | – Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос; |
Естественнонаучная грамотность
Тема | Предмет изучения | Формируемые умения |
Как Иванушка хотел попить водицы | Вода, свойства воды. | – Наблюдать над свойством воды – прозрачность; |
Особенности заданий для оценки
функциональной грамотности
-Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний, например, по математике
-В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся
-Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни
-Ситуация требует осознанного выбора модели поведения
-Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны
-Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области (математики и др.)
-Используются иллюстрации: рисунки, таблицы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.