Презентация на тему: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне» (урок, посвященный празднованию 75 - летия Победы в Великой Отечественной войне)
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Презентация на тему: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне» (урок, посвященный празднованию 75 - летия Победы в Великой Отечественной войне)

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
pptx
история
5 кл—10 кл
13.01.2020
Визитная карточка урока истории Учитель: Лукьянова Марина Александровна Класс: 10 Тема урока: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне» (урок, посвященный празднованию 75 - летия Победы в Великой Отечественной войне) Цель: способствовать формированию уважительного отношения к исторической памяти своего народа, патриотизма, чувства гордости за свою Родину на примере героических подвигов дедов и прадедов учащихся, ветеранов и участников Великой Отечественной войны. Задачи: 1. Обучающие: • познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны, показать, что Сталинградская и Курская битвы являются коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны; 2. Развивающие: • активизация познавательного интереса • развитие коммуникативных навыков; • развитие навыков самостоятельной работы. 3. Воспитательные: • воспитание чувства толерантности • укрепление любви к Родине • воспитание чувства уважения к героическим поступкам в военное время • воспитание чувства патриотизма Ожидаемые результаты: 1. Предметные: • давать оценку историческим событиям и процессам • знать события Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе 2. Метапредметные: • уметь анализировать факты • работать с текстом и историческими источниками, таблицей, картой • владеть навыками самостоятельной работы • организованно работать индивидуально • осознавать себя гражданином России • адекватно выражать и контролировать свою точку зрения; Развитие универсальных учебных действий: 1. Личностные: формирование и осознание чувства патриотизма, любви к Родине и уважения к ее истории. 2. Регулятивные: постановка учебной задачи (формулирование темы); принятие познавательной цели (целеполагание); контроль (оценка) своей деятельности. 3. Познавательные: Общеучебные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием основной учебной и дополнительной литературы. Логические: анализ текста, выделение и осмысление информации из текстов, документов. Тип урока: комбинированный. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная Оборудование: • Учебник: • интерактивная доска • компьютер • презентация в программе Power Point • Карта “Великая Отечественная война 1941-1945 гг.”. Ход урока 1. Организационный момент Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Рада приветствовать вас на уроке Истории России. Сегодня мы постараемся разгадать немало загадок, дать ответы на сложные вопросы. Но для начала нам необходимо вспомнить события прошлого урока. «Без прошлого нет настоящего!» 2. Опрос Домашнего задания Учитель: Над какой темой мы работали ранее? Какие основные вопросы мы рассмотрели? - Сейчас я предлагаю Вам выполнить небольшой тест по теме: «Начальный период Великой Отечественной войны. Июнь 1941 – ноябрь 1942». Возьмите в руки пульты, проверьте, ваш ли это пульт (каждому учащемуся присвоен порядковый номер пульта). Внимание на экран. Напоминаю, время для каждого ответа ограничено (30 секунд на ответ) Начинаем! 1. Операция германской армии, ставившая конечной целью захват Москвы, имела кодовое название?(4) 1) Барбаросса 2) Кольцо 3) Цитадель 4) Тайфун 2. Ставка Главного Командования была создана? (2) 1) 10 июня 1941 г. 2) 23 июня 1941 г. 3) 30 июня 1941 г. 4) 5 июля 1941 г. 3. И.В. Сталин выступил по радио с обращением к советскому народу? (2) 1) 22 июня 1941 г. 2) 3 июля 1941 г. 3) 9 июля 1941 г. 4) 15 июля 1941 г. 4. Первое крупное поражение противнику Красная Армия нанесла в сентябре 1941 г.? (3) 1) под Смоленском 2) под Брестом 3) под Ельней 4) под Севастополем 5. Ленинград был блокирован фашистскими войсками? (3) 1) в июне 1941 г. 2) в августе 1941 г. 3) в сентябре 1941 г. 4) в ноябре 1941 г. 6. Контрнаступление советских войск под Москвой началось? (3) 1) 30 сентября 1941 г. 2) 15 октября 1941 г. 3) 5 декабря 1941 г. 4) 19 декабря 1941 г. 7. Какими причинами германские генералы объясняли свое поражение под Москвой? (2) 1) упорное сопротивление Красной Армии 2) суровость русской зимы 3) помощь СССР со стороны США и Великобритании 4) преимущества в вооружении Красной Армии 8. Какое событие из названных произошло весной 1942 г.? (2) 1) прорыв блокады Ленинграда 2) пал Севастополь 3) началась Сталинградская битва 4) завершилось контрнаступление советских войск под Москвой Учитель: Мы с вами вспомнили события, которые изучали на прошлом уроке. Нам необходимо подвести итоги. Ознакомитесь с содержанием «Оценочного листа» и зафиксируйте полученные результаты, которые появятся на экране. На протяжении урока фиксируйте свои успехи в листах, от этого зависит оценка на уроке. (3 мин.) ФИ_________________________________________класс____________________________ Критерий оценивания Баллы Опрос домашнего задания Обсуждение и разработка темы урока Обсуждение основных вопросов урока Работа с таблицами и документами Работа с раздаточным материалом 3. Изучение новой темы Предлагаю вам сформулировать тему нашего урока, дам Вам небольшую подсказку: «Знакомы ли вам эти кадры? Ребята, какие у вас возникают идеи, которые касаются названия нашего урока?» Слайд: 2 (На доске «Корзина идей» - иллюстрация Бессмертного полка, Военный парад на 9 Мая, иллюстрации солдата с призывом) Учащиеся предлагают различные варианты тем для урока. Слайд: 3 Тема урока: «Коренной перелом в Великой Отечественной войне» (урок, посвященный празднованию 75 летия Победы в Великой Отечественной войне) Слайд: План урока 1. Сталинградская битва. 2. Курская битва. 3. Конференция в Тегеране. Слайд:4 1. Сталинградская битва 19 ноября 1942г. – 2 февраля 1943 г. Учитель: Сталинградская битва считается одной из самых кровавых за всю историю человечества. Поскольку Сталинград был назван в честь вождя народов – Иосифа Сталина, советские воины делали все возможное, чтобы не дать противнику его захватить. 28 июля Сталин отдал приказ всеми силами удерживать Сталинград и ни на шаг не отступать назад. Ребята, сейчас поработаем с документом. Работа учеников с документом, изучают приказ, текст которого имеется у каждого на столе. Приказ народного комиссара обороны СССР 28 июля 1942 года № 227 Каждый командир, красноармеец и политработник должны понять, что наши средства не безграничны. Территория Советского государства — это не пустыня, а люди - рабочие, крестьяне, интеллигенция, наши отцы, матери, жены, братья, дети. Территория СССР, которую захватил и стремится захватить враг, — это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами, железные дороги. После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало намного меньше территории, стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 миллионов населения, более 800 миллионов пудов хлеба в год и более 10 миллионов тонн металла в год. У нас нет уже теперь преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше — значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину. Поэтому надо в корне пресекать разговоры о том, что мы имеем возможность без конца отступать, что у нас много территории, страна наша велика и богата, населения много, хлеба всегда будет в избытке. Такие разговоры являются лживыми и вредными, они ослабляют нас и усиливают врага, ибо если не прекратим отступление, останемся без хлеба, без топлива, без металла, без сырья, без фабрик и заводов, без железных дорог. Из этого следует, что пора кончить отступление. Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв. Чего же у нас не хватает? Не хватает порядка и дисциплины в ротах, батальонах, полках, дивизиях, в танковых частях, в авиаэскадрильях. В этом теперь наш главный недостаток. Мы должны установить в нашей армии строжайший порядок и железную дисциплину, если мы хотим спасти положение и отстоять Родину. Нельзя терпеть дальше командиров, комиссаров, политработников, части и соединения которых самовольно оставляют боевые позиции. Нельзя терпеть дальше, когда командиры, комиссары, политработники допускают, чтобы несколько паникеров определяли положение на поле боя, чтобы они увлекали в отступление других бойцов и открывали фронт врагу. Паникеры и трусы должны истребляться на месте. Отныне железным законом дисциплины для каждого командира, красноармейца, политработника должно являться требование – ни шагу назад без приказа высшего командования. Командиры роты, батальона, полка, дивизии, соответствующие комиссары и политработники, отступающие с боевой позиции без приказа свыше, являются предателями Родины. С такими командирами и политработниками и поступать надо, как с предателями Родины. Таков призыв нашей Родины. Выполнить этот приказ – значит отстоять нашу землю, спасти Родину, истребить и победить ненавистного врага. Вопросы: 1.К чему призывал И.В.Сталин? 2. Какие меры принимались для установления дисциплины в армии? Учащиеся высказывают свое мнение по вопросам Слайд: 5 Учитель: Почти 4 месяца солдаты защищали Сталинград от нападения немецких войск. 19 ноября 1942 г. Красная Армия перешла в активное контрнаступление. В это же время меняется соотношение сил противников на Сталинградском направлении Линии сравнения Советские войска Немецкие войска Личный состав (тыс. чел.) 1134,8 1011,5 Количество танков 1560 675 Количество орудий и минометов 14934 10290 Количество самолетов 1916 1219 Вопрос для анализа: 1. Как изменилось соотношение сил и средств противников к ноябрю 1942 года? Учащиеся анализируют таблицу и дают ответы на вопрос Слайд: 6 Учитель: Советским командованием был разработан план «УРАН» по уничтожению группировки немецко-фашистских войск под Сталинградом. Силами трех фронтов • Юго-Западный фронт – командующий Н.Ф.Ватутин • Донской фронт - командующий К.К.Рокоссовский • Сталинградский фронт – командующий А.И.Еременко Учитель: Итогом грандиозной битвы под Сталинградом стал полный разгром и капитуляция немецкой армии под командованием фельдмаршала Паулюса. (2 февраля 1943, потери 100тыс немецких солдат и офицеров) Сталинградская победа ознаменовала коренной перелом в войне. Физкультминутка. Дети выполняют упражнение по показу. Вправо - влево, вправо - влево, Ты глазами посмотри. Вверх - вниз, вверх - вниз, Закрывай и отдохни. Ты зажмурься крепко - крепко, Поморгай и отдохни. А потом опять начни Учитель: Немного отдохнули, теперь продолжим изучение нового материала 2. Курская битва: 5 июля - 23 августа 1943г. Слайд: 7 Учитель: В феврале 1943 произошло наступление немецких войск и захват Донбасса, Харькова, Белгорода. Немецкая сторона разработала военную операцию «Цитадель» для нового наступления. Слайд: 8 К лету 1943 года вновь меняется соотношение сил противников, сконцентрированных на Орловско-Курском направлении Силы и средства Советский Союз Германия Личный состав (тыс. чел.) 1136 900 Количество танков и САУ 3444 2733 Количество орудий и минометов 19100 10 000 Количество самолетов 2172 2050 Слайд: 9 Учитель: 12 июля 1943 г. – крупнейшее танковое сражение под Прохоровкой (1200 танков) Перейдя в наступление, советская армия 5 августа 1943 года освободила города Орел и Белгород. В честь этого события в Москве был произведен первый победный салют. Закрепление коренного перелома произошло в сентябре 1943 года в битве за Днепр Советские войска форсировали Днепр. 6 ноября 1943 года был освобожден город Киев. Потеря Украины для Гитлера Коренной перелом в войне, начатый Сталинградской битвой завершился, военная инициатива перешла в руки Красной армии. Слайд: 10 3. Тегеранская конференция. Учитель: 1943 год оказался непростым в отношениях между союзниками. Попытка открыть второй фронт в 1942 году не удалась, союзники её перенесли на 1943 год, но и в 1943 году второй фронт не был открыт. 28 октябре 1943 года в Москве состоялась конференция министров иностранных дел СССР, США и Великобритании, на которой союзники информировали о планах открытия второго фронта, была определена дата открытия 1 мая 1944 г. За столом переговоров встретились И.В. Сталин, Ф. Рузвельт, У. Черчилль. Так завершился 1943 г. – конец второго периода Великой Отечественной войны. 4. Закрепление изученного материала Учитель: Ребята, сейчас ответьте на вопросы, которые лежат у вас на столах. Работа учащихся с раздаточным материалом. Вопрос Ответ 1. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны произошёл в: а) 1942-1943 гг., б) 1941-1942 гг., в) 1943-1944 гг., г) 1944-1945 гг. 2. Отметьте, какая из битв относится к коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны: а) за Берлин, б) под Москвой, в) Сталинградская, г) Смоленская. 3. Во время военных действий под Сталинградом 6-й немецкой армией командовал: а) Гудериан, б) Ф. Паулюс, в) Г. Гот, г) В. Лист. 4. План контрнаступления советских войск под Сталинградом назывался: а) «Тайфун», б) «Барбаросса», в) «Уран», г) «Вайс». 6.Установите соответствие: а) Донской, б) Сталинградский, в) Юго-Западный, 1) А.И. Ерёменко, 2) Н.Ф. Ватутин, 3) К.К. Рокоссовский. 8.Определите историческое место: « 12 июня 1943года в походе курской битвы произошло самое крупное танковое сражение (с обеих сторон участвовало до 1200 танков. Около какой деревни оно состоялось? А В Б В А3, Б1, В2 Прохоровка Слайд: 11 5. Домашнее задание: параграф 25

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Презентация Microsoft PowerPoint.pptx

Урок истории

Корзина идей

«Коренной перелом в Великой Отечественной войне»

План


1. Сталинградская битва.
2. Курская битва.
3. Конференция в Тегеране.

Сталинградская битва 17 июля 1942 – 2 февраля 1943

Сталинградская битва считается одной из самых кровавых за всю историю человечества. Поскольку Сталинград был назван в честь вождя народов – Иосифа Сталина, советские воины делали все возможное, чтобы не дать противнику его захватить. 28 июля Сталин отдал приказ всеми силами удерживать Сталинград и ни на шаг не отступать назад. 19 ноября 1942 г. Красная Армия перешла в активное контрнаступление.

Линии сравнения

Советские войска  

Немецкие войска

Личный состав (тыс. чел.)

             1134,8

            1011,5

Количество танков

              1560

             675

Количество орудий и минометов

              14934

             10290

Количество самолетов

              1916

             1219

Сталинградская битва

Юго-Западный фронт – командующий Н.Ф.Ватутин
Донской фронт - командующий К.К.Рокоссовский
Сталинградский фронт – командующий А.И.Еременко

2 февраля 1943 г. советские солдаты полностью разгромили фашистов.

Курская битва 5 июля - 23 августа 1943



Курская битва или Битва за Курскую дугу – одно из решающих сражений в ходе Великой Отечественной войны. Немецкая сторона разработала военную операцию «Цитадель», пытаясь уничтожить советскую армию.

Курская битва 5 июля - 23 августа 1943

Силы и средства

     Советский Союз

       Германия

Личный состав (тыс. чел.)

             1136

             900

Количество танков и САУ

             3444

2733

Количество орудий и минометов

             19100

            10 000

Количество самолетов

  2172

            2050

Курская битва 5 июля - 23 августа 1943


12 июля 1943 г. – крупнейшее танковое сражение под Прохоровкой (1200 танков)
Советская армия 5 августа 1943 г. освободила города Орел и Белгород.
6 ноября 1943 г. был освобожден город Киев.


Конференция в Тегеране

Домашнее задание

Прочитать параграф 25, ответить на вопросы после параграфа, с.247

скачать по прямой ссылке