Презентация на тему: "Лексические нормы. Лексические ошибки и их устранение"

  • pptx
  • 14.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Лексические нормы.pptx

Лексические нормы. Лексические ошибки и их устранение

Габитова Т.Н.

Понятие о языковой норме.

Языковая норма- это правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка, т.е. правила произношения, словоупотребления, использования традиционно сложившихся грамматических, стилистических и других языковых средств, принятых в общественно-языковой практике.

Понятие о языковой норме.

Различают нормы:
орфоэпические (произносительные, акцентологические, интонационные);
словообразовательные;
лексические;
грамматические ( морфологические, синтаксические);
правописания (орфографические и пунктуационные).

Понятие о языковой норме.

Характерные особенности нормы литературного языка:
относительная устойчивость;
распространенность;
общеупотребительность;
общеобязательность;
соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.



Общее понятие о лексических нормах русского языка.


Лексические нормы- это правила употребления слов, а также устойчивых словосочетаний в точном соответствии с их значениями.


Лексические ошибки и их устранение.

1.Незнание лексического значения слова.
Например:
Ионыч гарцует на бричке с ленивым кучером на козлах.
Гарцевать- молодецки ездить верхом.
Не осуществились наши замыслы на успех.
Замысел- задуманный план действий, деятельности, намерение.

Лексические ошибки и их устранение.

2.Смешение паронимов.
Паронимы- это слова, сходные по звучанию, но совершенно разные по значению: эффектный - эффективный;
искусный- искусственный;
элементный-элементарный.
Например:
На ней было красное эффективное платье.

Лексические ошибки и их устранение.

3.Нарушение лексической сочетаемости.
Например:
Большинство времени ушло на подготовку к экзаменам.
Уровень культуры нашего народа растет из года в год.
Молодежи необходимо постоянно работать над собой, т.е повышать свой кругозор.

Лексические ошибки и их устранение.

Нарушение лексической сочетаемости.

Неправильно

Правильно

Играть значение
Иметь роль
Львиная часть
Одержать успехи

Носить значение
Тратить нервы
Играть главную скрипку
Заварился сыр-бор

Иметь значение
Играть роль
Львиная доля
Добиться успехов
Одержать победу
Носить характер
Трепать нервы
Играть первую скрипку
Загорелся сыр-бор

Лексические ошибки и их устранение.

4. Плеоназмы.
Плеоназмы- это обороты речи, в которых без надобности повторяются слова, частично или полностью совпадающие по значениям или такие, в которых значение одного слова уже входит в состав другого.
Например, человек двадцать людей; своя автобиография; коренной абориген.

Лексические ошибки и их устранение.

5. Тавтология.
Тавтология- это повторение того же самого другими словами, либо употребление лишних однокоренных слов.
Например, образное изображение; жители живут; неотложная экстренная помощь.

Лексические ошибки и их устранение.

6. Немотивированное использование высокой книжной лексики.
Например:
Она двадцать лет трудилась на посту санитарки.
Мы обязались к концу года возвести коровники.

Лексические ошибки и их устранение.

7.Неоправданное использование иноязычной лексики.
Например:
Срок выполнения заказа может быть пролонгирован.
Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

Лексические ошибки и их устранение.

8.Использование канцеляризмов в чуждом контексте.
Это в основном слова и выражения, имеющие типичную для официально-делового стиля окраску (где они вполне уместны и даже необходимы).
Например, входящие-исходящие; мы, нижеподписавшиеся…; имеет место согласно приказу….

Лексические ошибки и их устранение.

9.Анахронизмы.
Это неправильное соотнесение событий с явлениями времени.
Например, Герасим имел маленькую жилплощадь (каморку для жилья).

Лексические ошибки и их устранение.

10.Речевые штампы.
Речевыми штампами обычно называются любые примелькавшиеся, надоевшие и безвкусные выражения, являющиеся результатом небрежного отношения к речи.
Например, на данном этапе; целиком и полностью; нельзя не отметить; за истекший период времени.