Презентация на тему: "Морфемика и словообразование"
Оценка 4.7

Презентация на тему: "Морфемика и словообразование"

Оценка 4.7
ppt
14.05.2020
Презентация на тему: "Морфемика и словообразование"
Морфемика и словообразование.ppt

Морфемика Словообразование Выполнила студентка группы 21С

Морфемика Словообразование Выполнила студентка группы 21С

Морфемика

Словообразование

Выполнила студентка группы 21С
Чернова А.Ю
Проверил преподаватель
Габитова Т.Н

Содержание презентации Что изучает словообразование

Содержание презентации Что изучает словообразование

Содержание презентации

Что изучает словообразование.
Понятие производной, непроизводной и производящей основы

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов. Изучая словообразование, можно понять способы развития языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, всё, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.

Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей

Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей

Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей.
Основа образованного слова называется производной, и само слово с этой основой называется производным.
Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.

Например, в слове дом основа непроизводная

Например, в слове дом основа непроизводная

Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик (дом + -ик - домик), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – оказывается производной.

Способы словообразования

Способы словообразования

Способы словообразования

Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок

Приставочный способ Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок

Приставочный способ

Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи. При этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

Примеры со + ученик → соученик (существительное) пре + больш ой → пребольш ой ( прилагательное) пере + бежа ть → перебежа ть (глагол) от…

Примеры со + ученик → соученик (существительное) пре + больш ой → пребольш ой ( прилагательное) пере + бежа ть → перебежа ть (глагол) от…

Примеры

со + ученик соученик (существительное)


пре + большойпребольшой (прилагательное)


пере + бежать → перебежать (глагол)


от + нынеотныне (наречие)

Производящая
основа

Производная
основа

Производящая
основа

Производящая
основа

Производящая
основа

Производная
основа

Производная
основа

Производная
основа

Суффиксальный способ Суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе суффиксов

Суффиксальный способ Суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе суффиксов

Суффиксальный способ

Суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе суффиксов. Этим способом образуются слова, относящиеся к различным частям речи.

Примеры комнат а + -к- → комнатк а комнат а + -н- → комнатн ый свет + -л- → светл ый светл ый + -еньк-…

Примеры комнат а + -к- → комнатк а комнат а + -н- → комнатн ый свет + -л- → светл ый светл ый + -еньк-…

Примеры

комната + -к- комнатка

комната + -н- комнатный

свет + -л- светлый

светлый + -еньк- светленький

светлый + -е светлеть

Производящая основа

Производящая основа

Производящая основа

Производящая основа

Производящая основа

Производная основа

Производная основа

Производная основа

Производная основа

Производная основа

Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе одновременно приставки и суффикса

Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе одновременно приставки и суффикса

Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе одновременно приставки и суффикса.

Примеры не- + избеж ать + -н- → неизбежн ый под- + слеп ой + -оват- → подслеповат ый по- + французск ий + и…

Примеры не- + избеж ать + -н- → неизбежн ый под- + слеп ой + -оват- → подслеповат ый по- + французск ий + и…

Примеры

не- + избежать + -н- неизбежный

под- +слепой + -оват- подслеповатый

по- + французский + и по-французски

со- + курс + ник → сокурсник

в- + читать + ся → вчитаться

Производящая основа

Производящая основа

Производящая основа

Производящая основа

Производящая основа

Производная основа

Производная основа

Производная основа

Производная основа

Производная основа

Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным

Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным

Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

Постфиксальный способ Постфиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову постфикса

Постфиксальный способ Постфиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову постфикса

Постфиксальный способ

Постфиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи.
С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь → увлечься, учить → учиться, сломать → сломаться)
С помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределённые местоимения и местоименные наречия (кто → кто-то, чей → чей-либо, какой → какой-нибудь, где → где-то, когда → когда-либо, как → как-нибудь).

Договоримся называть
постфиксальный способ образования
называть суффиксальным

Бессуффиксный способ Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов (или

Бессуффиксный способ Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов (или

Бессуффиксный способ

Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов (или Нулевая суффиксация).

Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изуч ени…

Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изуч ени…

Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба; белый – белизна, тёмный – темнота, слабый – слабость.
Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зелёный – зелень, сухой – сушь). Тем не менее, такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.

Производящая основа Производящая основа

Производящая основа Производящая основа

заплывать → заплыв


рассветать → рассвет


зелёный → зелень

Производящая
основа

Производящая
основа

Производящая
основа

Производная
основа

Производная
основа

Производная
основа

Сложение Сложение – образование слов путем соединения двух или более основ или слов

Сложение Сложение – образование слов путем соединения двух или более основ или слов

Сложение

Сложение – образование слов путем соединения двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
Сложение сокращённых основ, в результате чего получается сложносокращённое слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза).

Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие , пятиэтажный

Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие , пятиэтажный

Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный.

Сравните:
Пароходный ← пароход + н (суффиксальный)

Белоснежный ← белый снег + н (сложение)

Переход в другую часть речи Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова, принадлежащего к определенной части речи,…

Переход в другую часть речи Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова, принадлежащего к определенной части речи,…

Переход в другую часть речи

Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова, принадлежащего к определенной части речи, начинает осмысляться как слово, относящееся другой части речи.
При этом фонетический облик слова остается прежним, но в его грамматических свойствах происходят изменения, сопровождающие переход в другую часть речи.

Примеры:
больной (прил. в форме м. рода) → больной (сущ.),
приёмная (прил. в форме ж. рода) → приёмная (сущ.), лёжа (дееприч.) → лёжа (наречие),
весной (сущ. в форме тв. падежа) → весной (наречие).

Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, при нем анализируемое производное слово делится на две части:…

Словообразовательный анализ позволяет узнать, от чего и с помощью чего образовано данное производное слово, другими словами, при нем анализируемое производное слово делится на две части:…

Словообразовательный анализ

позволяет узнать, от чего и с
помощью чего образовано данное
производное слово, другими словами,
при нем анализируемое производное
слово делится на две части:
производящую основу и
словообразовательную морфему.

В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым

В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым

В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым.

Обеденный ← обед
Перерыв ← перерывать
Сотрудники ← труд
Поели ← ели
Отправились ← отправили
Мороженое (сущ.) ← мороженое (прил.)

Порядок словообразовательного разбора

Порядок словообразовательного разбора

Порядок словообразовательного разбора

Поставить анализируемое слово в начальную форму
Подобрать к анализируемому слову производящее слово; объяснить значение производного слова через значение производящего; обозначить производящую основу
Указать словообразующую морфему
Указать способ словообразования
Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть (например, чередование гласных и согласных)

Список литературы Е.А.Земская.

Список литературы Е.А.Земская.

Список литературы

Е.А.Земская. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973.
И.Г.Милославский. Как разобрать и собрать слово. М., 1994.
Энциклопедия для детей. Русский язык. Языкознание. М.: Аванта+, 1998.

Скачать файл