Презентация на тему: "Морфемика и словообразование"

  • ppt
  • 14.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Морфемика и словообразование.ppt

Морфемика

Словообразование

Выполнила студентка группы 21С
Чернова А.Ю
Проверил преподаватель
Габитова Т.Н

Содержание презентации

Что изучает словообразование.
Понятие производной, непроизводной и производящей основы

Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов. Изучая словообразование, можно понять способы развития языка в целом. Ведь язык, на котором мы говорим, постоянно изменяется, всё, что происходит в обществе, получает отражение в языке через новые слова и значения слов, а главный источник появления новых слов в языке – это словообразование.

Основа того слова, от которого образуется новое, называется производящей.
Основа образованного слова называется производной, и само слово с этой основой называется производным.
Основа же слова, которое ни от чего не образовано (т. е. основа, равная корню), называется непроизводной, само слово также называется непроизводным.

Например, в слове дом основа непроизводная. Если мы хотим от этого слова образовать существительное с уменьшительным значением с помощью суффикса -ик (дом + -ик - домик), тогда основа дом выступает как производящая, а основа нового слова домик – оказывается производной.

Способы словообразования

Приставочный способ

Приставочный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову приставок. Приставочным способом могут образовываться разные части речи. При этом производящее и производное слова всегда относятся к одной и той же части речи. Наиболее активно этот способ используется в словообразовании глаголов.

Примеры

со + ученик соученик (существительное)


пре + большойпребольшой (прилагательное)


пере + бежать → перебежать (глагол)


от + нынеотныне (наречие)

Производящая
основа

Производная
основа

Производящая
основа

Производящая
основа

Производящая
основа

Производная
основа

Производная
основа

Производная
основа

Суффиксальный способ

Суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе суффиксов. Этим способом образуются слова, относящиеся к различным частям речи.

Примеры

комната + -к- комнатка

комната + -н- комнатный

свет + -л- светлый

светлый + -еньк- светленький

светлый + -е светлеть

Производящая основа

Производящая основа

Производящая основа

Производящая основа

Производящая основа

Производная основа

Производная основа

Производная основа

Производная основа

Производная основа

Приставочно-суффиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящей основе одновременно приставки и суффикса.

Примеры

не- + избежать + -н- неизбежный

под- +слепой + -оват- подслеповатый

по- + французский + и по-французски

со- + курс + ник → сокурсник

в- + читать + ся → вчитаться

Производящая основа

Производящая основа

Производящая основа

Производящая основа

Производящая основа

Производная основа

Производная основа

Производная основа

Производная основа

Производная основа

Часто такие слова образуются на базе сочетаний предлога с существительным. При этом добавляется суффикс, а бывшие предлоги становятся приставками:

Постфиксальный способ

Постфиксальный способ словообразования – образование слов путем присоединения к производящему слову постфикса. Производное и производящее слова относятся к одной и той же части речи.
С помощью постфикса -ся образуются глаголы (увлечь → увлечься, учить → учиться, сломать → сломаться)
С помощью постфиксов -то, -либо, -нибудь – неопределённые местоимения и местоименные наречия (кто → кто-то, чей → чей-либо, какой → какой-нибудь, где → где-то, когда → когда-либо, как → как-нибудь).

Договоримся называть
постфиксальный способ образования
называть суффиксальным

Бессуффиксный способ

Бессуффиксный способ словообразования – образование существительных от глаголов и прилагательных без присоединения каких-либо суффиксов (или Нулевая суффиксация).

Для образования существительных от глаголов (часто со значением действия) и от прилагательных (часто со значением признака), как правило, используется суффиксальный способ: изучать – изучение, рисовать – рисование, ходить – ходьба; белый – белизна, тёмный – темнота, слабый – слабость.
Однако нередко основа существительных с подобным значением совпадает с основой глагола или прилагательного (переносить – перенос, выходить – выход, зелёный – зелень, сухой – сушь). Тем не менее, такие существительные считаются производными от соответствующих глаголов и прилагательных (а не наоборот), поскольку значение действия является первичным для глагола, а признака – для прилагательного. Иногда от одной основы можно образовать существительное и суффиксальным, и бессуффиксным способом: переписать – переписывание, перепись; синий – синева, синь.

заплывать → заплыв


рассветать → рассвет


зелёный → зелень

Производящая
основа

Производящая
основа

Производящая
основа

Производная
основа

Производная
основа

Производная
основа

Сложение

Сложение – образование слов путем соединения двух или более основ или слов. Слова, образованные этим способом, называют сложными. Выделяются следующие разновидности сложения:
Сложение слов: диван-кровать, кресло-качалка.
Сложение основ с помощью интерфиксов: носорог, пылесос, полуслепой.
Сложение сокращённых основ, в результате чего получается сложносокращённое слово, или аббревиатура. Аббревиатура имеет то же значение, что и исходное словосочетание. Этот способ в русском языке характерен только для существительных. Наиболее частые случаи – это сложение начальных букв слов (МГУ, вуз), сложение слогов или частей слов полного названия (продмаг, спецкор) и сложение начальной части слова с целым словом (стенгазета, главврач, полдыни, пол-арбуза).

Сложение основ может сопровождаться одновременным присоединением суффикса: земледелие, пятиэтажный.

Сравните:
Пароходный ← пароход + н (суффиксальный)

Белоснежный ← белый снег + н (сложение)

Переход в другую часть речи

Переход в другую часть речи – способ словообразования, при котором слово или отдельная форма слова, принадлежащего к определенной части речи, начинает осмысляться как слово, относящееся другой части речи.
При этом фонетический облик слова остается прежним, но в его грамматических свойствах происходят изменения, сопровождающие переход в другую часть речи.

Примеры:
больной (прил. в форме м. рода) → больной (сущ.),
приёмная (прил. в форме ж. рода) → приёмная (сущ.), лёжа (дееприч.) → лёжа (наречие),
весной (сущ. в форме тв. падежа) → весной (наречие).

Словообразовательный анализ

позволяет узнать, от чего и с
помощью чего образовано данное
производное слово, другими словами,
при нем анализируемое производное
слово делится на две части:
производящую основу и
словообразовательную морфему.

В обеденный перерыв сотрудники поели и отправились за мороженым.

Обеденный ← обед
Перерыв ← перерывать
Сотрудники ← труд
Поели ← ели
Отправились ← отправили
Мороженое (сущ.) ← мороженое (прил.)

Порядок словообразовательного разбора

Поставить анализируемое слово в начальную форму
Подобрать к анализируемому слову производящее слово; объяснить значение производного слова через значение производящего; обозначить производящую основу
Указать словообразующую морфему
Указать способ словообразования
Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть (например, чередование гласных и согласных)

Список литературы

Е.А.Земская. Современный русский язык. Словообразование. М., 1973.
И.Г.Милославский. Как разобрать и собрать слово. М., 1994.
Энциклопедия для детей. Русский язык. Языкознание. М.: Аванта+, 1998.