Государственное образовательное учреждение луганской народной республики«Молодогвардейская средняя общеобразовательная школа №7» Учитель русского языка и литературы Симоненко Наталья николаевна
«Кластер как один из эффективных приемов технологии развития критического мышления в рамках проекта по изучению темы «Причастие»
Цель:
рассказать о возможностях использования приема «кластер».
Задачи:
познакомить с понятием технология развития критического мышления;
раскрыть особенности приема «кластер»;
показать использование этих приемов в работе на уроках русского языка.
Направления:
приобретение и использование учащимися знаний, полученных в повседневной жизни в ходе своего или на основе чужого опыта;
развитие познавательного интереса, творческих способностей, стремления к самостоятельному приобретению знаний, основываясь на жизненных интересах и потребностях своего ребёнка;
воспитание толерантности.
Что даёт применение технологии?
умение работать в группе;
умение графически оформить
текстовый материал;
умение творчески интерпретировать
имеющуюся информацию;
умение распределить информацию по
степени новизны и значимости;
умение обобщить полученные знания;
формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Приемы технологии развития
критического мышления:
синквейны;
чтение с остановками;
инсерт – чтение с пометами
прием «Верите ли вы, что…»;
мозговой штурм;
таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;
работа с вопросниками;
написание творческих работ; эссе;
создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;
логическая цепочка;
уголки;
кластер.
Кластер
От английского cluster.
1. Кисть, рой, пучок, созвездие, гроздь.
2. Группа (a cluster of people).
Объединенный по каким-либо подобным признакам.
Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов.
На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
Технология составления кластера
1. Ключевое слово или понятие.
2. Запись слов вокруг ключевого слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
3. Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом создаются ассоциативные цепочки.
4. Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
Постараться построить как можно больше связей.
Не следовать по заранее определенному плану.
Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен:
на доске;
на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания;
желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры.
Это позволит выделить определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Рекомендации по составлению кластера
1. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения.
2. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены.
3. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи.
4. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними.
В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.
Как и у каждой методики у методики составления кластера есть свои плюсы и минусы.
Плюсы:
Кластер развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивает интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Минусы:
Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум во время составления кластера.
Этот метод требует от педагога дополнительной подготовки к уроку – составление схем, заготовка конвертов, карточек.
Выводы
Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности.
Повышают мотивацию учащихся.
Формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства.
Дарят им ощущение творческой свободы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.