Государственное образовательное учреждение луганской народной республики«Молодогвардейская средняя общеобразовательная школа №7» Учитель русского языка и литературы Симоненко Наталья николаевна
«Кластер как один из эффективных приемов технологии развития критического мышления в рамках проекта по изучению темы «Причастие»
Цель:
рассказать о возможностях использования приема «кластер».
Задачи:
познакомить с понятием технология развития критического мышления;
раскрыть особенности приема «кластер»;
показать использование этих приемов в работе на уроках русского языка.
Критическое мышление - это:
1. Открытое мышление, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный опыт.
2. Отправная точка для развития творческого мышления.
Направления:
Что даёт применение технологии?
Приемы технологии развития
критического мышления:
синквейны;
чтение с остановками;
инсерт – чтение с пометами
прием «Верите ли вы, что…»;
мозговой штурм;
таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;
работа с вопросниками;
написание творческих работ; эссе;
создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;
логическая цепочка;
уголки;
кластер.
Кластер
На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов.
На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Прием кластера может применяться на любой из стадий.
Технология составления кластера
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
Этапы работы по обучению составления кластера
Используется:
При систематизации, повторении материала;
При работе с текстом;
При повторении в начале урока;
При введении в тему;
При сборе необходимого языкового материала;
При контроле.
Правила оформления кластера на уроке
Рекомендации по составлению кластера
При изучении темы «Причастие», рассматриваем следующие вопросы:
Причастие как часть речи
Строение причастия
Правописание –нн-/-н- в причастиях
НЕ с причастиями
Две формы причастия: краткая и полная
Краткая форма причастия и прилагательного
Как и у каждой методики у методики составления кластера есть свои плюсы и минусы.
Плюсы:
Кластер развивает мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учит учащихся самостоятельно добывать знания, развивает интерес к предмету, позволяет активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Минусы:
Дети начальной школы имеют свои особенности. Они не могут руководить своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне рабочий шум во время составления кластера.
Этот метод требует от педагога дополнительной подготовки к уроку – составление схем, заготовка конвертов, карточек.
Выводы
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.