Внеурочная деятельность с одаренными детьми по русскому языку и литературе (фрагмент презентации)
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В. А. Сухомлинский.
Учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Школы № 7 города Ангрена
Дусматова Х. А.
Цель моей работы с одаренными детьми:
- выявление доминирующих способностей у детей;
- оказание помощи в выборе принципа рациональных путей их личностного развития и обучение навыкам социальной адаптации;
- предупреждение развития одаренности по скрытому типу.
«Одаренный ребенок – это...»
Под одаренными детьми нами понимаются дети, которые отличаются высокими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной или социальной.
Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует много черт, характерных для большинства одаренных детей.
Категории одаренных в умственном отношении детей:
- дети с необыкновенно высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
- дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);
- дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.
Диагностика одаренности
Выявление одаренных детей должно проходить поэтапно.
На первом этапе я выявляю одаренных детей, учитывая высокие показатели ребенка по русскому языку и литературе.
Второй этап диагностический. На этом этапе провожу индивидуальную оценку возможностей ребенка: результаты олимпиад, уровень исследовательских и творческих работ (стихи собственного сочинения, проза и т.д.). Создается банк данных одаренных учащихся, персональные портфолио.
Диагностика одаренности
В психологии принято различать общую и специальную одаренность.
Общая (интеллектуальная) – умственная, интеллектуальная одаренность проявляется во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении.
Специальная (академическая, художественная, творческая) – это одаренность в отдельных видах деятельности (решение сложных олимпиадных заданий по русскому языку и литературе; участие в исследовательских конкурсах; сочинение стихов и прозы и т.д.). Проводить диагностическую работу учителю необходимо для выявления талантливых детей.
Одарённые дети и учебная деятельность
В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем, что:
Качества, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми
1) Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;
2) быть доброжелательным и чутким;
3) уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;
4) быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;
5) быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;
6) иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию.
Формы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
Урочная деятельность:
Банк данных одаренных детей
Участие учащихся в
школьных, городских
олимпиадах и
конкурсах по
литературе и
русскому языку
Мероприятия | 2015-2016 | 2016-2017 | 2017-2018 |
Школьная олимпиада | 10 | 14 | |
Городские литературные чтения | 2 | 4 | 3 |
Городская олимпиада | 3 | ||
Мероприятие кружка «Знайки» | 18 | ||
Месячник русского языка | 32 | 35 | 42 |
«Состязание знаний» | 2 | 1 |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.