презентация на тему: Работа с одарёнными детьми

  • ppt
  • 13.07.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала работа с одарёнными детьми.ppt

Внеурочная деятельность с одаренными детьми по русскому языку и литературе (фрагмент презентации)




«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В. А. Сухомлинский.




















Учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Школы № 7 города Ангрена
Дусматова Х. А.

Цель моей работы с одаренными детьми:


- выявление доминирующих способностей у детей;
- оказание помощи в выборе принципа рациональных путей их личностного развития и обучение навыкам социальной адаптации;
- предупреждение развития одаренности по скрытому типу.

«Одаренный ребенок – это...»

Под одаренными детьми нами понимаются дети, которые отличаются высокими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной или социальной.

Каждый ребенок неповторим, но при всем индивидуальном своеобразии реальных проявлений детской одаренности существует много черт, характерных для большинства одаренных детей.

Категории одаренных в умственном отношении детей:

- дети с необыкновенно высоким уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
- дети с признаками специальной умственной одаренности (профильная одаренность);
- дети потенциально одаренные, обладающие яркой познавательной активностью и незаурядными умственными резервами, но не достигшие успехов в учении и пока себя не проявившие.

Диагностика одаренности

Выявление одаренных детей должно проходить поэтапно.
На первом этапе я выявляю одаренных детей, учитывая высокие показатели ребенка по русскому языку и литературе.

Второй этап диагностический.  На этом этапе провожу индивидуальную оценку возможностей ребенка: результаты олимпиад, уровень исследовательских и творческих работ (стихи собственного сочинения, проза и т.д.). Создается банк данных одаренных учащихся, персональные портфолио.

Диагностика одаренности

В психологии принято различать общую и специальную одаренность.
Общая (интеллектуальная) – умственная, интеллектуальная одаренность проявляется во многих видах и областях деятельности, в том числе и в учении.
Специальная (академическая, художественная, творческая) – это одаренность в отдельных видах деятельности (решение сложных олимпиадных заданий по русскому языку и литературе; участие в исследовательских конкурсах; сочинение стихов и прозы и т.д.). Проводить диагностическую работу учителю необходимо для выявления талантливых детей.

Одарённые дети и учебная деятельность

В учебной деятельности одарённые дети отличаются тем, что:
- хотят добиваться успехов в учёбе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой;
- способны к самостоятельным действиям благодаря приобретённым ранее умственным навыкам;
- умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений;
- - постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжёлые переживания в случае невозможности их достижения;
- могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи»;
- способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации;
- урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.

Качества, необходимые учителю для работы с одарёнными детьми

1) Разбираться в психологических особенностях одаренных детей, учитывать их потребности и интересы;

2) быть доброжелательным и чутким;

3) уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;

4) быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;

5) быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами;

6) иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию.

Формы работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Урочная деятельность:
1) проектная деятельность; 2) нетрадиционные уроки с применением технологий творческой мастерской, критического мышления; 3) самостоятельная работа (с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня); 4) работа в группе.
Внеурочная деятельность:
1) предметные недели; 2) научно-практические конференции; 3) олимпиады по предмету; 4) участие в конкурсах исследовательских работ; 5) участие в конкурсах кружка 6) конкурсы рисунков; 7) музыкально-литературные гостиные.

Банк данных одаренных детей


Участие учащихся в
школьных, городских
олимпиадах и
конкурсах по
литературе и
русскому языку

Мероприятия
(русский язык и литература)

2015-2016

2016-2017

2017-2018

Школьная олимпиада

10

14

Городские литературные чтения

2

4

3

Городская олимпиада

3

Мероприятие кружка «Знайки»

18

Месячник русского языка

32

35

42

«Состязание знаний»

2

1

Спасибо за внимание!