Презентация на тему "Разбор пробника ЕГЭ, биология"
Оценка 4.7

Презентация на тему "Разбор пробника ЕГЭ, биология"

Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
биология
9 кл—11 кл
24.12.2021
Презентация на тему "Разбор пробника ЕГЭ, биология"
Разбор пробника ЕГЭ.pptx

Пробное тестирование по биологии 11 класс

Пробное тестирование по биологии 11 класс

Пробное тестирование по биологии 11 класс Формат ЕГЭ Разбор заданий

Задание 1 Ответ: Секвенирование

Задание 1 Ответ: Секвенирование

Задание 1

Ответ: Секвенирование

Задание 2 Экспериментатор поместил эритроциты в гипотонический раствор

Задание 2 Экспериментатор поместил эритроциты в гипотонический раствор

Задание 2

Экспериментатор поместил эритроциты в гипотонический раствор NaCl. Как изменились количество воды и количество солей в клетке при достижении гомеостаза. Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения:
Увеличилась
Не изменилась
Уменьшилась

Важна последовательность!!!

Количество воды

Количество солей

1

2

Пояснение При попадании эритроцита в гипотонический раствор (концентрация солей в растворе менее 0,9%) эритроцит разбухает и лопается из-за того, что вода начинает поступать в эритроцит;…

Пояснение При попадании эритроцита в гипотонический раствор (концентрация солей в растворе менее 0,9%) эритроцит разбухает и лопается из-за того, что вода начинает поступать в эритроцит;…

Пояснение

При попадании эритроцита в гипотонический раствор (концентрация солей в растворе менее 0,9%) эритроцит разбухает и лопается из-за того, что вода начинает поступать в эритроцит; при попадании эритроцита в гипертонический раствор (концентрация солей в растворе более 0,9%) эритроцит сморщивается из-за того, что вода выходит из эритроцита и устремляется в раствор. Вода всегда стремится из области меньшего осмотического давления (меньшей концентрации солей) в область большего (большей концентрации солей).
Для достижения гомеостаза происходит выравнивание концентраций солей в растворе и клетке, количество солей при этом в клетке не меняется. Вследствие этого, вода за счёт повышенного осмотического давления выходит из клетки. (гипер).
Для достижения гомеостаза происходит выравнивание концентраций солей в растворе и клетке, количество солей при этом неизменно. Вследствие этого, вода за счёт пониженного осмотического давления поступает в клетку. (гипо)

Задание 3 В соматической клетки дрозофилы 8 хромосом

Задание 3 В соматической клетки дрозофилы 8 хромосом

Задание 3

В соматической клетки дрозофилы 8 хромосом. Какое количество Х хромосом имеет яйцеклетка дрозофилы? В ответе запишите только количество хромосом.

Задание 3 В соматической клетки дрозофилы 8 хромосом

Задание 3 В соматической клетки дрозофилы 8 хромосом

Задание 3

В соматической клетки дрозофилы 8 хромосом. Какое количество Х хромосом имеет яйцеклетка дрозофилы? В ответе запишите только количество хромосом.

Ответ: 1

Задание 4. В семье, где родители хорошо слышали, и один из них имел светлые глаза, а другой карие, родился один ребенок глухой с карими глазами,…

Задание 4. В семье, где родители хорошо слышали, и один из них имел светлые глаза, а другой карие, родился один ребенок глухой с карими глазами,…

Задание 4.

В семье, где родители хорошо слышали, и один из них имел светлые глаза, а другой карие, родился один ребенок глухой с карими глазами, а второй — хорошо слышал и имел светлые глаза. Какова вероятность дальнейшего появления глухих детей с карими глазами в семье, если известно, что ген карих глаз доминирует над светлыми, глухота — признак рецессивный, и обе пары генов находятся в разных хромосомах?
Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.
Условно обозначим для себя:
Дигибридное скрещивание ( так как 2 признака)
- цвет глаз
- наличие глухоты
2. Обозначение: А — слышащий, а — глухота
В — карие глаза, b — светлые глаза

Решение А — слышащий, а — глухота

Решение А — слышащий, а — глухота

Решение

А — слышащий, а — глухота
В — карие глаза, b — светлые глаза
Записываем схему скрещиваний и из условия задачи находим генотипы родителей.
Поскольку появился глухой ребенок, то оба родителя гетерозиготны по гену глухоты (Аа), а так как появился ребенок со светлыми глазами, то родитель, имеющий карие глаза также гетерозиготен (Вb), а родитель со светлыми глазами, соответственно, рецессивная гомозигота (bb) по данному признаку.
Р: ♀ Ааbb × ♂ АаВb
G

Аb, ab

AB, Ab
aB, ab

Решетка Пеннета Мужские Женские гаметы

Решетка Пеннета Мужские Женские гаметы

Решетка Пеннета

Мужские
Женские
гаметы

AB
 

Ab

aB
 

ab

Аb

ААBb
слух, кар

AAbb
слух, свет

AaBb
слух,кар

Aabb
слух, свет

ab

AaBb
слух, кар

Aabb
слух, свет

aaBb
глух, кар

aabb
глух, свет

Вероятность появления второго ребенка с генотипом ааВв (глухой с карими глазами) — 1/8 (12,5%) (появление первого ребенка с данным сочетанием признаков никак не влияет на вероятность появления второго с таким же сочетанием).
! Сначала получаем - 0,125 — это доля единицы, чтобы узнать вероятность в процентах, нужно 0,125 умножить на 100.

Задание 5. Каким номером на рисунке обозначена фаза мейоза, в которую наиболее удобно проводить кариотипирование (цитогенетическое исследование)?

Задание 5. Каким номером на рисунке обозначена фаза мейоза, в которую наиболее удобно проводить кариотипирование (цитогенетическое исследование)?

Задание 5.

Каким номером на рисунке обозначена фаза мейоза, в которую наиболее удобно проводить кариотипирование (цитогенетическое исследование)?

Что это за исследование? Кариотипирование – цитогенетическое исследование, изучение хромосомного набора человека, позволяющее обнаружить отклонения в структуре и числе хромосом

Что это за исследование? Кариотипирование – цитогенетическое исследование, изучение хромосомного набора человека, позволяющее обнаружить отклонения в структуре и числе хромосом

Что это за исследование?

Кариотипирование – цитогенетическое исследование, изучение хромосомного набора человека, позволяющее обнаружить отклонения в структуре и числе хромосом. 
Оно помогает выявить нарушения хромосом, вероятно, не влияющие на здоровье человека, но тем не менее важные для планирования будущей беременности и для здоровья будущего ребенка (патологии плода, аномалии развития).

Задание 5. Каким номером на рисунке обозначена фаза мейоза, в которую наиболее удобно проводить кариотипирование (цитогенетическое исследование)?

Задание 5. Каким номером на рисунке обозначена фаза мейоза, в которую наиболее удобно проводить кариотипирование (цитогенетическое исследование)?

Задание 5.

Каким номером на рисунке обозначена фаза мейоза, в которую наиболее удобно проводить кариотипирование (цитогенетическое исследование)?

Ответ: 2 либо 6

Задание 6 Ответ: 414312

Задание 6 Ответ: 414312

Задание 6

Ответ: 414312

Задание 7 Все перечисленные ниже понятия и процессы, кроме трёх, используют для описания световой стадии фотосинтеза в клетке растения

Задание 7 Все перечисленные ниже понятия и процессы, кроме трёх, используют для описания световой стадии фотосинтеза в клетке растения

Задание 7

Все перечисленные ниже понятия и процессы, кроме трёх, используют для описания световой стадии фотосинтеза в клетке растения. Определите три понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны
1) перемещение электронов
2) фотолиз воды
3) окисление НАДФ·Н
4) восстановление углерода водородом
5) фотофосфорилирование
6) окислительное фосфорилирование

Ответ: 346

Задание 8 Установите последовательность действий селекционера для получения гетерозисных организмов

Задание 8 Установите последовательность действий селекционера для получения гетерозисных организмов

Задание 8

Установите последовательность действий селекционера для получения гетерозисных организмов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) получение гомозиготных линий
2) многократное самоопыление родительских растений
3) подбор исходных растений с определёнными признаками
4) получение высокопродуктивных гибридов
5) скрещивание организмов двух разных чистых линий
Сначала мы выясняем что такое гетерозис?

Гетерозис – это особое свойство организмов, которое характеризуется повышением выносливости, силы, производительности у потомков первого поколения в сравнении с родителями

Гетерозис – это особое свойство организмов, которое характеризуется повышением выносливости, силы, производительности у потомков первого поколения в сравнении с родителями

Гетерозис – это особое свойство организмов, которое характеризуется повышением выносливости, силы, производительности у потомков первого поколения в сравнении с родителями. Каждое следующее поколение становится слабее, теряя полезные качества вплоть до полного исчезновения.
Поскольку при последующем скрещивании гибридов первого поколения эффект гетерозиса уменьшается, применяют следующие методы для его сохранения:
В растениеводстве – создание полиплоидных организмов;
в животноводстве – искусственный партеногенез (развитие неоплодотворенного яйца под действием внешних факторов), скрещивание гибридов с родительскими формами.


Ответ: 32154

Задание 9 Выберите три верных ответа из шести

Задание 9 Выберите три верных ответа из шести

Задание 9

Выберите три верных ответа из шести. Лишайники размножаются
1) спорами
2) кусочками слоевища
3) особыми образованиями, состоящими из клеток водоросли и гриба
4) простым делением пополам
5) мейозом
6) шизогонией
Пояснение:
Споры лишайникового гриба, выбрасываемые из перитециев и апотециев, прорастают в гифы, которые, переплетаясь, образуют зачаточный таллом лишайника, или прототаллом. При определенных условиях из него возникает настоящий лишайник. Однако сочетание необходимых для этого условий в природе встречается редко.
Более важны для размножения лишайников образования, в которых одновременно присутствуют гифы гриба и клетки водоросли. Это соредии и изидии. Они служат для размножения лишайника как целого организма. Попав в благоприятные условия, они дают начало непосредственно новому таллому. Соредии и изидии встречаются чаще у листоватых и кустистых лишайников.
Многие лишайники не образуют апотециев, соредий и изидий и размножаются участками таллома, которые легко отламываются от хрупких в сухую погоду лишайников ветром или животными и ими же переносятся. Особенно широко распространено размножение лишайников участками таллома в арктических областях.

Ответ: 123

Задание 10 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМ

Задание 10 ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМ

Задание 10

ХАРАКТЕРИСТИКА

ОРГАНИЗМ

А) образует споры
Б) клеточная стенка включает муреин
В) не имеет постоянной формы тела
Г) молекула ДНК расположена в цитоплазме
Д) отграничена от внешней среды цитоплазматической мембраной

1) Дифтерийная палочка
2) Амёба обыкновенная

 

Установите соответствие между характеристикой клетки и организмом, клетка которого соответствует данной характеристике.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Д

Дифтерийная палочка (прокариот): образует споры, клеточная стенка включает муреин, молекула ДНК расположена в цитоплазме (нуклеоид).
Амёба обыкновенная (эукариот): не имеет постоянной формы тела, отграничена от внешней среды цитоплазматической мембраной.

Ответ: 11212

Задание 11 Установите последовательность таксономических единиц в классификации тюльпана начиная с наибольшей

Задание 11 Установите последовательность таксономических единиц в классификации тюльпана начиная с наибольшей

Задание 11

Установите последовательность таксономических единиц в классификации тюльпана начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) Лилиецветные
2) Растения
3) Цветковые, или Покрытосеменные
4) Лилейные
5) Однодольные
6) Тюльпан
Ответ: 235146.

Задание 12 Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны

Задание 12 Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны

Задание 12

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие структуры кровеносной и выделительной систем участвуют в образовании первичной и вторичной мочи?
1) почечная лоханка
2) мочеточник
3) капсула в нефроне
4) капиллярный клубочек
5) извитой каналец
6) мочевой пузырь
Чем отличается первичная и вторичная моча?

Презентация на тему "Разбор пробника ЕГЭ, биология"

Презентация на тему "Разбор пробника ЕГЭ, биология"

Задание 12 Ответ: 345

Задание 12 Ответ: 345

Задание 12

Ответ: 345

Задание 13 ФУНКЦИИ ЖЕЛЁЗ ЖЕЛЕЗЫ

Задание 13 ФУНКЦИИ ЖЕЛЁЗ ЖЕЛЕЗЫ

Задание 13

ФУНКЦИИ ЖЕЛЁЗ

ЖЕЛЕЗЫ

А) секреция половых гормонов
Б) контроль деятельности желёз внутренней секреции
В) регуляция обмена солей и углеводов
Г) секреция гормона роста
Д) секреция адреналина
Е) секреция норадреналина

1) гипофиз
2) надпочечники

A

Б

В

Г

Д

Е

Установите соответствие между функциями желез внутренней секреции и железами, которые эти функции выполняют
 
 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Пояснение Гипофиз: контроль деятельности желёз внутренне секреции, регуляция обмена солей и углеводов, секреция гормона роста

Пояснение Гипофиз: контроль деятельности желёз внутренне секреции, регуляция обмена солей и углеводов, секреция гормона роста

Пояснение

Гипофиз: контроль деятельности желёз внутренне секреции, регуляция обмена солей и углеводов, секреция гормона роста. Надпочечники: секреция половых гормонов, секреция адреналина, секреция норадреналина.
Синтезируются половые гормоны в основном в стероидобразующих клетках половых желез и корой надпочечников. Биосинтез половых гормонов контролируется гонадотропными гормонами гипофиза. Гонадотропные гормоны — возбуждают развитие половых желез и увеличивают секрецию половых гормонов, влияют на развитие вторичных половых признаков. Половые гормоны — андроген, эстроген, прогестерон, выделяются сетчатой зоной коры надпочечников.

Ответ: 211122.

Задание 14 Установите правильную последовательность расположения оболочек и структур глаза человека, в обратном порядке, начиная с сетчатки

Задание 14 Установите правильную последовательность расположения оболочек и структур глаза человека, в обратном порядке, начиная с сетчатки

Задание 14

Установите правильную последовательность расположения оболочек и структур глаза человека, в обратном порядке, начиная с сетчатки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) роговица
2) стекловидное тело
3) радужная оболочка
4) задняя водянистая камера
5) сетчатка
6) хрусталик

Последовательность расположения оболочек и структур глаза человека, в обратном порядке, начиная с сетчатки: сетчатка → стекловидное тело → хрусталик → задняя водянистая камера → радужная…

Последовательность расположения оболочек и структур глаза человека, в обратном порядке, начиная с сетчатки: сетчатка → стекловидное тело → хрусталик → задняя водянистая камера → радужная…

Последовательность расположения оболочек и структур глаза человека, в обратном порядке, начиная с сетчатки: сетчатка → стекловидное тело → хрусталик → задняя водянистая камера → радужная оболочка → роговица.

Ответ:526431.

Задание 15 Известно, что австралийская ехидна — яйцекладущее млекопитающее, добывающее термитов и муравьев своим длинным языком

Задание 15 Известно, что австралийская ехидна — яйцекладущее млекопитающее, добывающее термитов и муравьев своим длинным языком

Задание 15

Известно, что австралийская ехидна — яйцекладущее млекопитающее, добывающее термитов и муравьев своим длинным языком. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
 
1) Ехидна весит до 5 кг и имеет размеры до 50 см.
2) Ехидну впервые описали в 1792 году, ошибочно причислив к муравьедам.
3) Первую ехидну обнаружили в муравейнике, где она своим длинным липким языком, вытягивающимся на 18 см из узкой вытянутой морды, ловила муравьев.
4) Передние лапы ехидны укорочены, пальцы снабжены мощными плоскими когтями, приспособленными для разламывания стенок термитников и рытья земли.
5) Ехидна перемещает яйцо из клоаки в выводковую сумку, где имеются млечные железы без сосков, поэтому детеныши слизывают молоко с шерсти матери.
6) При опасности ехидна сворачивается в шар, пряча живот и выставляя наружу колючки.
Нужно найти признаки, что ехидна - яйцекладущее млекопитающее

Задание 15 Известно, что австралийская ехидна — яйцекладущее млекопитающее, добывающее термитов и муравьев своим длинным языком

Задание 15 Известно, что австралийская ехидна — яйцекладущее млекопитающее, добывающее термитов и муравьев своим длинным языком

Задание 15

Известно, что австралийская ехидна — яйцекладущее млекопитающее, добывающее термитов и муравьев своим длинным языком. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
 
1) Ехидна весит до 5 кг и имеет размеры до 50 см.
2) Ехидну впервые описали в 1792 году, ошибочно причислив к муравьедам.
3) Первую ехидну обнаружили в муравейнике, где она своим длинным липким языком, вытягивающимся на 18 см из узкой вытянутой морды, ловила муравьев.
4) Передние лапы ехидны укорочены, пальцы снабжены мощными плоскими когтями, приспособленными для разламывания стенок термитников и рытья земли.
5) Ехидна перемещает яйцо из клоаки в выводковую сумку, где имеются млечные железы без сосков, поэтому детеныши слизывают молоко с шерсти матери.
6) При опасности ехидна сворачивается в шар, пряча живот и выставляя наружу колючки.
Нужно найти признаки, что ехидна - яйцекладущее млекопитающее

Ответ: 345

Задание 16 Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции

Задание 16 Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции

Задание 16

Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции.
 
ПРИСОСОБЛЕНИЕ 
А) роющие лапы крота
Б) редукция пальцев на ногах копытных
В) возникновение полового размножения
Г) появление шерсти у млекопитающих
Д) развитие плотной кутикулы на листьях растений, обитающих в пустыне
Е) мимикрия у насекомых
НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
 1) ароморфоз
2) идиоадаптация
 
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Презентация на тему "Разбор пробника ЕГЭ, биология"

Презентация на тему "Разбор пробника ЕГЭ, биология"

Задание 16 Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции

Задание 16 Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции

Задание 16

Установите соответствие между характером приспособления и направлением органической эволюции.
 
ПРИСОСОБЛЕНИЕ 
А) роющие лапы крота
Б) редукция пальцев на ногах копытных
В) возникновение полового размножения ( у многих представителей живых организмов, что повышает их уровень организации)
Г) появление шерсти у млекопитающих (один из первых признаков группы этих животных -отличие, произошло усложнение)
Д) развитие плотной кутикулы на листьях растений, обитающих в пустыне
Е) мимикрия у насекомых
НАПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
 1) ароморфоз
2) идиоадаптация
 
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ: 221122.

Задание 17 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны

Задание 17 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны

Задание 17

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из приведённых ниже примеров верны для пищевой цепи выедания?
1) начинается с растительного опада
2) последним звеном в цепи являются редуценты
3) с одного трофического уровня на другой передаётся около 10% энергии
4) продуценты в цепи отсутствуют
5) присутствуют продуценты и консументы
6) длина цепи зависит от продуктивности экосистемы

Типы пищевых цепей

Пастбищные (цепи выедания)

Детритные (цепи разложения)

Пояснение

Пояснение

Пояснение

Задание 17 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны

Задание 17 Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны

Задание 17

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из приведённых ниже примеров верны для пищевой цепи выедания?
1) начинается с растительного опада
2) последним звеном в цепи являются редуценты
3) с одного трофического уровня на другой передаётся около 10% энергии
4) продуценты в цепи отсутствуют
5) присутствуют продуценты и консументы
6) длина цепи зависит от продуктивности экосистемы

Типы пищевых цепей

Пастбищные (цепи выедания)

Детритные (цепи разложения)

Ответ: 356

Задание 18 Установите соответствие между примерами организмов и способами гетеротрофного питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Задание 18 Установите соответствие между примерами организмов и способами гетеротрофного питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Задание 18

Установите соответствие между примерами организмов и способами гетеротрофного питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 
ПРИМЕР 
А. мукор
Б. болгарская палочка
В. туберкулёзная палочка
Г. спорынья
Д. сенная палочка
СПОСОБ
1. сапротрофы
2. паразиты 
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Сначала, вспомним классификацию по способам питания

Презентация на тему "Разбор пробника ЕГЭ, биология"

Презентация на тему "Разбор пробника ЕГЭ, биология"

Задание 18 Установите соответствие между примерами организмов и способами гетеротрофного питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Задание 18 Установите соответствие между примерами организмов и способами гетеротрофного питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

Задание 18

Установите соответствие между примерами организмов и способами гетеротрофного питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 
ПРИМЕР 
А. мукор (плесневый гриб)
Б. болгарская палочка (лактобактерия)
В. туберкулёзная палочка (бактерия или палочка Коха)
Г. спорынья (гриб)
Д. сенная палочка (почвенная бактерия)
СПОСОБ
1. сапротрофы
2. паразиты 

Ответ: 11221

Задание 19 Установите последовательность процессов, происходящих при синтезе белка

Задание 19 Установите последовательность процессов, происходящих при синтезе белка

Задание 19

Установите последовательность процессов, происходящих при синтезе белка.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) вхождение в рибосому второй тРНК
2) присоединение первой тРНК
3) образование пептидной связи
4) прикрепление рибосомы к иРНК
5) сдвиг рибосомы на один триплет

Здесь важно помнить, что синтез белка состоит из разных этапов. В данном случае этап – трансляция!
Пояснение: После выхода иРНК из ядра она присоединяется к рибосоме. Далее в функциональный центр рибосомы заходит первая тРНК, несущая аминокислоту метионин. Затем в рибосому заходит вторая тРНК со следующей аминокислотой. Метионин присоединяется ко второй аминокислоте, и образуется дипептид. В следующий момент рибосома сдвигается на один триплет, первая тРНК покидает рибосому, но заходит третья тРНК с новой аминокислотой. Весь процесс повторяется, и белковая цепь становится все длиннее.
Ответ: 42135

Задание 20 Проанализируйте таблицу «Пищеварение в тонком кишечнике человека»

Задание 20 Проанализируйте таблицу «Пищеварение в тонком кишечнике человека»

Задание 20

Проанализируйте таблицу «Пищеварение в тонком кишечнике человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Пищеварение в тонком кишечнике человека 












Список терминов и понятий: 
1) клетчатка
2) крахмал
3) нуклеиновые кислоты
4) сахароза
5) трипсин
6) пепсин
7) инсулин
8) глицерин и высшие карбоновые кислоты

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

Расщепляемые вещества

Название ферментов

Образующиеся соединения

жиры

липаза

_______(В)

белки (пептиды)

______________(Б)

аминокислоты

__________(А)

амилаза

глюкоза

Ответ:258

Задание 21 Проанализируйте график, отражающий пищевую специализацию животного, на котором по оси

Задание 21 Проанализируйте график, отражающий пищевую специализацию животного, на котором по оси

Задание 21

Проанализируйте график, отражающий пищевую специализацию животного, на котором по оси Х обозначен характер питания данного организма, а по оси У – относительное количество перечисленных животных в %, составляющих рацион питания этого организма.

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1) Более половины рациона животного составляют крупные грызуны.
2) Животное — крупный хищник, стоящий в конце пищевой цепи.
3) Животное ведёт стайный образ жизни.
4) Животное относится к всеядным.
5) Населяет разнообразные открытые и наполовину открытые ландшафты.

Ответ: 25 или 52

Задание 22 В 1881 году Л. Пастер провел следующий эксперимент

Задание 22 В 1881 году Л. Пастер провел следующий эксперимент

Задание 22

В 1881 году Л. Пастер провел следующий эксперимент. Он ввел 25 овцам ослабленную форму возбудителя сибирской язвы, и все животные выжили. Спустя несколько недель вирулентный штамм бактерий сибирской язвы был введен двум группам животных: 25 ранее иммунизированным овцам и 25 неиммунизированным. Через три дня из первой группы животных от сибирской язвы погибла только одна овца, из второй группы погибли все животные. Объясните результаты эксперимента. Действие какого препарата Л. Пастер проверял в данном эксперименте? Какой иммунитет развивался у животных при введении этого препарата? Почему животные из первой группы преимущественно выживали? С чем связана гибель животных из второй группы? Какой параметр в данном эксперименте задавался самим экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)?
Нам нужно знать препарат.
Вид иммунитета.
В связи с чем произошло выживание особей в 1 и 2 группах.
Зависимая и независимая переменная.

Пояснение В 1881 году Л. Пастер провел следующий эксперимент

Пояснение В 1881 году Л. Пастер провел следующий эксперимент

Пояснение

В 1881 году Л. Пастер провел следующий эксперимент. Он ввел 25 овцам ослабленную форму возбудителя сибирской язвы, и все животные выжили. Спустя несколько недель вирулентный штамм бактерий сибирской язвы был введен двум группам животных: 25 ранее иммунизированным овцам и 25 неиммунизированным. Через три дня из первой группы животных от сибирской язвы погибла только одна овца, из второй группы погибли все животные. Объясните результаты эксперимента. Действие какого препарата Л. Пастер проверял в данном эксперименте? Какой иммунитет развивался у животных при введении этого препарата? Почему животные из первой группы преимущественно выживали? С чем связана гибель животных из второй группы? Какой параметр в данном эксперименте задавался самим экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)?

Препарат, содержащий ослабленный возбудитель, - вакцина!
Вирулентность  отражает степень патогенности различных изолятов или штаммов конкретного патогенного вида.
Иммунизация (свободный, избавленный) — возникновение специфического иммунного ответа иммунной системы организма против возбудителя инфекции у конкретного индивидума и в целом возникновение устойчивости к инфекционным заболеваниям групп людей (животных) путём формирования популяционного иммунитета.
2. При введении вакцины у животных развивается искусственный активный иммунитет.
3. У овец из первой группы после действия вакцины в крови содержались антитела к возбудителю сибирской язвы, поэтому они выжили при введении вирулентного штамма.
4.  У животных второй группы иммунитет к сибирской язве не был сформирован, поэтому они погибли.
5. Независимая переменная (задаваемая экспериментатором) — предварительная вакцинация или ее отсутствие.
6. Зависимая переменная (изменяющаяся в ходе эксперимента) — формирование иммунитета к сибирской язве или его отсутствие.

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

Ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержитбиологических ошибок

3

Ответ включает в себя четыре из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок

2

Ответ включает в себя три из названных выше элементов, которые не содержат биологических ошибок

1

Все иные ситуации, не соответствующие правилам выставления 3, 2 и 1 балла.ИЛИ
Ответ неправильный

0

Задание 23 На рисунке изображён археоптерикс — вымершее животное, обитавшее 150—147 млн лет назад

Задание 23 На рисунке изображён археоптерикс — вымершее животное, обитавшее 150—147 млн лет назад

Задание 23

На рисунке изображён археоптерикс — вымершее животное, обитавшее 150—147 млн лет назад. Используя фрагмент «Геохронологической таблицы», определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм?
Это животное учёные считают переходной формой. Назовите классы, к которым можно отнести изображённое животное. Какие черты внешнего строения позволяют отнести его к этим классам?

Пояснение Для того, чтобы ответить на вопросы необходимо воспользоваться соответсвующими колонками

Пояснение Для того, чтобы ответить на вопросы необходимо воспользоваться соответсвующими колонками

Пояснение

Для того, чтобы ответить на вопросы необходимо воспользоваться соответсвующими колонками Геохронологической таблицы и произвести элементарные математические подсчеты.

Эра: указан период обитания археоптерикса: 150—147 млн лет назад. Производим вычисления с помощью второй колонки, в которой указано начало периодов. Мезозойская начало 230 млн лет назад, а Кайнозойская 67 млн лет назад. Значит, Археоптерикс жил в Мезозойскую эру.
 
Период: берем начало эры 230 млн лет назад вычитаем продолжительность Периодов, - Триасовый 230-35=195 млн лет назад;
минус Юрский 195-58=137 млн лет назад. Получается что Археоптерикс жил в Юрском периоде.
Предка определяем по 4 колонке (или пользуемся своими знаниями).

Ответ 23 задания Элементы ответа: 1)

Ответ 23 задания Элементы ответа: 1)

Ответ 23 задания

Элементы ответа:
1) Эра – Мезозойская; Период – Юрский;
2) к рептилиям животное можно отнести на основании наличия челюсти с зубами, длинного хвоста и развитых пальцев;
3) к птицам животное можно отнести на основании наличия перьевого покрова и крыльев

Критерии оценивания ответа на задание

Баллы

Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальное количество баллов

3

Задание 24 Найдите три ошибки в приведённом тексте

Задание 24 Найдите три ошибки в приведённом тексте

Задание 24

Найдите три ошибки в приведённом тексте.
Укажите номера предложений, в которых
сделаны ошибки, исправьте их.

У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ.
Они дышат, питаются, растут и размножаются.
При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
Растения интенсивно растут только в первые годы жизни.
В цикле развития растения происходит смена полового и бесполого поколений.
Размножение и распространение растений осуществляются только с помощью семян.

Пояснение ответа:


1) Ошибка в 3 предложении. При дыхании они поглощают кислород и выделяют углекислый газ.
2) Ошибка в 4 предложении. Растения интенсивно растут в течение всей жизни.
3) Ошибка в 6 предложении. Размножение и распространение растений осуществляются НЕ только с помощью семян. Растения могут размножаться спорами, или вегетативно.

Критерии оценивания выполнения задания

Баллы

В ответе указаны и исправлены все ошибки. Ответ не содержит лишней неверной информации.

3

В ответе указаны две—три ошибки, но исправлены только две. За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не снижаются.

2

В ответе указаны одна—три ошибки, но исправлена только одна. За неправильно названные и исправленные ошибки баллы не снижаются.

1

Ответ неправильный: ошибки определены и исправлены неверно.ИЛИ
Указаны одна–три ошибки, но не исправлена ни одна из них

0

Максимальный балл

3

Задание 25 1) Мозговой отдел преобладает над лицевым 2)

Задание 25 1) Мозговой отдел преобладает над лицевым 2)

Задание 25

1) Мозговой отдел преобладает над лицевым
2) Не выражены надбровные дуги
3) Хорошо развит подбородочный выступ (что указывает на формирование членораздельной речи)
4) Нижняя челюсть менее массивная, чем у человекообразных обезьян
5) Череп человека не имеет костных гребней и сплошных надбровных дуг
6) Лоб высокий, челюсти слабые, клыки маленькие

Чем отличается скелет головы человека от скелета головы человекообразных обезьян? Укажите не менее четырех отличий.

Задание 26 Ученые считают, что перевыпас скота, частые пожары в степных и полупустынных районах

Задание 26 Ученые считают, что перевыпас скота, частые пожары в степных и полупустынных районах

Задание 26

Ученые считают, что перевыпас скота, частые пожары в степных и полупустынных районах Земли служат основной причиной опустынивания этих территорий. Объясните, почему?
Опустынивание земель – это явление разрушительного характера, в процессе которого плодородные земли в сухих субгумидных, полузасушливых и засушливых районах деградируют и превращаются в лишенные растительности и влаги пустыни. Опустынивание негативно влияет на уровень экономической и/или биологической продуктивности ранее плодородных земель.

Основные причины деградации и опустынивания земель
1. Дефицит водных ресурсов.
2. Вырубка лесов.
3. Изменения климата
4. Увеличение поголовья скота.
Те территории с плодородными землями, на которых выпасают животных, очень быстро истощаются, не получают достаточного количества влаги и начинают терять растительность. Увеличение поголовья и перепас скота негативно влияет на экосистему и существенно её меняет, что становится причиной деградации ранее плодородных земель.


Пояснение.1) Частые пожары уничтожают растительный покров, а органические и минеральные вещества почвы переходят в газообразное состояние и уносятся с ветром, а это обедняет почву.
2) При перевыпасе скота растения не успевают возобновляться и оголяется почва. Эти территории расширяются, усиливается водная и ветровая эрозия.
3) Открытые территории быстрее нагреваются, усиливается испарение, что истощает подземные воды и увеличивает засоление почвы. На открытых территориях изменяется направление воздушных масс, уменьшаются осадки, ускоряется процесс опустынивания.

Задание 27 Фрагмент цепи иРНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:

Задание 27 Фрагмент цепи иРНК имеет следующую последовательность нуклеотидов:

Задание 27

Фрагмент цепи иРНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦУАЦААГГЦУАУ. Определите последовательность нуклеотидов на ДНК, антикодоны соответствующих тРНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода.

Задание 27 Нам известна последовательность фрагмента цепи иРНК!

Задание 27 Нам известна последовательность фрагмента цепи иРНК!

Задание 27

Нам известна последовательность фрагмента цепи иРНК!
Теперь мы можем найти последовательность цепей ДНК ( сначала транскрибируемую, далее смысловую) по принципу комплементарности.
Зная последовательность нуклеотидов иРНК, легко найдем тРНК. Мы используем следующие правила перевода иРНК в тРНК: А-У, У-А, Г-Ц, Ц-Г. ( антипараллельность)
Обратите внимание, что антикодоны тРНК мы разделяем запятыми, в отличие кодонов иРНК. Это связано с тем, что тРНК представляют собой отдельные молекулы (в виде клеверного листа), а не линейную структуру (как ДНК, иРНК).
4. Находим аминокислотную последовательность (пользуясь таблицей генетического кода (иРНК)) по тому фрагменту молекулы белка, что дана изначальна в задании. А это цепь иРНК!

Решение:

ДНК


иРНК

Антикодоны тРНК: ГАУ, ГУУ, ЦЦГ, АУА
Белок: лей-глн-гли-тир

ЦТА-ЦАА-ГГЦ-ТАТ(смысл) 2

ГАТ-ГТТ-ЦЦГ-АТА (транс) 1

ЦУА-ЦАА-ГГЦ-УАУ

Задание 28 У дрозофилы доминантные гены , контролирующие серую окраску тела и развитие щетинок , локализованы в одной хромосоме

Задание 28 У дрозофилы доминантные гены , контролирующие серую окраску тела и развитие щетинок , локализованы в одной хромосоме

Задание 28

У дрозофилы доминантные гены, контролирующие серую окраску тела и развитие щетинок, локализованы в одной хромосоме. Рецессивные аллели этих генов, обусловливающие чёрную окраску тела и отсутствие щетинок, находятся в другой, гомологичной хромосоме. Какое по генотипам и фенотипам потомство и в каком процентном соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной серой самки, имеющей развитые щетинки, с чёрным самцом, не имеющим щетинок, при условии, что у самки 50 % гамет были кроссоверными?
Кроссоверные гаметы — гаметы, в процессе образования которых произошел кроссинговер.

Задание 28 Условие: 3 закон Менделя

Задание 28 Условие: 3 закон Менделя

Задание 28

Условие: 3 закон Менделя
А- серая
а- чёрная
В- щетинки
в- без щетинок
Гомологическая хромосома -это хромосомы, которые содержат одинаковые гены в одном и том же порядке вдоль своих хромосомных плеч.



Задача:
1) P: ♀ АаВв × ♂ аавв
G АВ/, Ав, аВ, ав/ ав
2) F1 AaBв – серые с щет.
Аавв – серые без щет
ааВв – чёрные с щет
аавв – чёрные без щет

3) Отношение 1:1:1:1: или по 25 % особей с каждым из указанных фенотипов.


В данном случае между генами A и B произошел кроссинговер, их сцепление нарушилось. В результате образовались кроссоверные гаметы Ab, aB - которые привели к образованию особей с со смешанными признаками (Aabb, aaBb). Вероятность рождения в этой семье ребенка, больного обеими аномалиями, составляет ¼ (25%).

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2021