Цель:
изучить методы решения некоторых, наиболее часто встречающихся, видов школьных математических нестандартных задач
Задачи:
Изучить различные методы решения нестандартных задач;
применить рассматриваемые приемы, методы и подходы при решении конкретных задач;
провести педагогический эксперимент;
развивать интерес к математике.
Инварианты
Задача 1.В каждой клетке доски 7х7 сидит гусеница. В некоторый момент все гусеницы переползают на соседние (по стороне) клетки. Обязательно ли после этого останутся пустые клетки?
Решение: Так как общее число клеток шахматной доски 7×7 клеток нечетно, то черных и белых клеток не может быть поровну. Пусть для определенности черных клеток больше. Тогда гусениц, сидящих на белых клетках, меньше, чем черных клеток. Поэтому хотя бы одна из черных клеток останется пустой, так как на черные клетки переползают только гусеницы, сидящие на белых клетках.
Задачи на движение
Задача 4. Два теплохода одновременно вышли из портов и с постоянной скоростью движутся во встречном направлении. Скорость одного теплохода 20 км/час, другого – 30 км/час. На каком расстоянии друг от друга они будут находиться ровно за один час до их встречи?
Решение:
1) 20+30=50 (км.) – расстояние друг от друга за 1 час до их встречи.
Ответ: 50 километров.
Педагогический эксперимент.
В ходе эксперимента я раздала задания с восьмью различными видами нестандартных задач своим родственникам.
Провела анализ письменных этих работ.
Тогда в результате анализа, выяснила, что
Каждый тестируемый использовал различные методы решения, какого-то единого подхода к решению задач не было. 92% тестируемых использовали графический вид представления информации (рисовали различные круги, доли и т.п.)
Вывод
Каждая задача уникальна, общих правил для решения нестандартных задач нет. Процесс решения нестандартной задачи:1) Сведение (путем преобразования или переформулирования) нестандартной задачи к другой, ей эквивалентной, но уже стандартной задаче;2) Разбиение нестандартной задачи на несколько стандартных подзадач.
Гипотеза подтвердилась: рассмотрение решения нескольких нестандартных текстовых задач позволило сделать вывод об отсутствии единого подхода к решению нестандартных математических задач, несмотря на наличие общих рекомендаций для решения того или иного вида школьных текстовых задач.
Заключение
Применение нестандартных методов решения задач по математике, довольно часто помогает быстрее и легче решить сложные задания, но что бы решать таким образом требуется нетрадиционное мышление, умение мыслить не по шаблону.
Нестандартные задачи развивают познавательные умения и навыки учащихся.
Данная тема актуальна в современном образовании. Нестандартное мышление развивает личность с творческой стороны, тренирует мышление и логику. В дальнейшей своей учебной деятельности. Я планирую реализовать идею формирования и развития субъектов учебной деятельности в процессе решения нестандартных математических задач в образовании своих родных. Я создам небольшой сборник нестандартных задач для своей младшей сестры, которая не смогла решить ни одной «нестандартной задачи».
Использованная литература:
А. Я. Канель-Белов, А. К. Ковальджи «Как решаются нестандартные задачи» - Под ред. В. О. Бугаенко. 4-е изд., МЦНМО, 2008.
Интернет-ссылки:
http://900igr.net/prezentacija/algebra/issledovatelskij-proekt-reshenie-nekotorykh-nestandartnykh-zadach-po-algebre-260629/tsel-raboty-izuchit-metody-reshenija-nekotorykh-naibolee-chasto-3.html
http://festival.1september.ru/articles/623951/
http://pptcloud.ru/pedagogika/kak-reshit-nestandartnuyu-zadachu
https://belmathematics.by/stati/293-chto-takoenestandartnaya-zadacha-po-matematike
https://belmathematics.by/stati/293-chto-takoenestandartnaya-zadacha-po-matematike
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.