Презентация на тему "Рисуночная терапия в работе с детьми дошкольного возраста"
Оценка 5

Презентация на тему "Рисуночная терапия в работе с детьми дошкольного возраста"

Оценка 5
Презентации учебные
pptx
детская психология
02.08.2020
Презентация на тему "Рисуночная терапия в работе с детьми дошкольного возраста"
Risunochnaya_terapia.pptx

Рисуночная терапия

Рисуночная терапия

Рисуночная терапия

Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием

Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием

Изотерапия — терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. Используется в настоящее время для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах.
Рисуночная психотерапия — самая популярная терапия из разновидностей арт-терапии. Воздействие на психику человека оказывается с помощью графических изображений и рисунков. Изображения используются как для осознания проблемы, так и для ее решения. В случае, когда пациент занимается поиском себя, он может попробовать сам рисовать различные образы. Человек может быть участником творческого процесса и сторонним наблюдателем. Лечебный эффект очевиден и в том, и в другом случае. Противопоказания к проведению коррекции на основе метода рисуночной терапии в своей основе связаны с выраженными отставаниями в сформированности изобразительной деятельности и отсутствии мотивации к изобразительной деятельности.
Представители: з. Фрейд, К.Г. Юнг, М. Наумбург, Э. Крамер.

Основная цель рисуночной терапии состоит в том, чтобы с помощью художественных средств передать свое эмоциональное состояние и освободиться от сильных переживаний

Основная цель рисуночной терапии состоит в том, чтобы с помощью художественных средств передать свое эмоциональное состояние и освободиться от сильных переживаний

Основная цель рисуночной терапии состоит в том, чтобы с помощью художественных средств передать свое эмоциональное состояние и освободиться от сильных переживаний.

В ходе занятий психолог реализует ряд функций:

Ø эмпатическое принятие ребенка,
Ø создание атмосферы психологического комфорта и безопасности на занятии, психологическая поддержка;
Ø постановка задачи, ее структурирование и обеспечение принятия и сохранения ребенком; помощь в поиске формы выражения темы, заданной ребенку.
Ø Психолог также обеспечивает ребенка необходимыми для создания рисунка средствами, отражает и вербализует те чувства и переживания ребенка, которые он проявляет в процессе рисования и отражает в своем рисунке.

Условно выделяются 5 типов заданий , используемых в рисуночной терапии: 1

Условно выделяются 5 типов заданий , используемых в рисуночной терапии: 1

Условно выделяются 5 типов заданий, используемых в рисуночной терапии:
1. Игры-упражнения с изобразительным материалом, связанные с экспериментированием с различными материалами с целью изучения их свойств и возможностей. Упражнения стимулируют интерес и потребность к изобразительной деятельности, снимают защитные барьеры (например, упражнения «рисование пальцами», «исследование цветов» и др.);
2. Упражнения на развитие образного восприятия, воображения и символической функции, направленные на конструирование целостного осмысленного образа из неоформленных стимулов (например, «завершение рисунка» и др.);
3. Предметно-тематический тип арттерапевтических заданий, позволяющих исследовать эмоционально-личностные проблемы клиента и включающих выполнение рисунков на свободную и заданную темы. В рисунках на заданную тему символизируются модели реальных или воображаемых ситуаций, заданных психологом (например, «Я дома», «что я люблю», «мой сон» и др.). Рисование на свободную тему является недирективным вариантом данного типа заданий, так как выбор темы, материала и т.Д. Осуществляет клиент, которого просят, не планируя заранее рисунок, полностью выразить себя в нем;
4. Образно-символический тип арттерапевтических заданий, позволяющих ребенку переосмыслить значение тех событий, которые являются объектом рисования. Задания даются в виде абстрактных понятий (например, «счастье», «зло», «радость», «дорога жизни» и др.), Что требует от клиента использования символизации в целях реализации задания;
5. Игры-задания на совместную деятельность позволяют решать задачу оптимизации коммуникации как со сверстниками, так и с родителями и другими значимыми взрослыми. Упражнения могут включать задания перечисленных выше типов, также имеются специфические задания данного типа (например, «совместное рисование», «портреты членов группы» и др.)

Выделяются четыре основных этапа рисуночной терапии: 1

Выделяются четыре основных этапа рисуночной терапии: 1

Выделяются четыре основных этапа рисуночной терапии:
1. Ориентировочный этап, направленных на адаптацию ребенка к условиям занятия, знакомство с материалами, возможностями и правилами их использования;
2. Выбор темы рисования и эмоциональное включение ребенка в процесс;
3. Поиск адекватной формы выражения, связанный с экспериментированием и поиском формы;
4. Развитие формы в направлении более полного и глубокого самовыражения, конкретизации проблемы, путей ее преодоления, переход к решению конфликтной ситуации в символической форме.

В соответствии с основными стадиями развития детской изобразительной деятельности

В соответствии с основными стадиями развития детской изобразительной деятельности

В соответствии с основными стадиями развития детской изобразительной деятельности В. Крамер (1975) выделяет четыре типа изображений, значимых для рисуночной терапии:
1. Каракули - бесформенные, хаотические линии, примитивные, незавершенные формы.
2. Схемы и полусхемы, представляющие собой конвенциональные стереотипные изображения.
3. Пиктограммы, т.е. схемы, обогащенные выражением индивидуальности ребенка, его позицией по отношению к миру. Пиктограммы, хотя и выражают аффективное отношение ребенка к миру, еще недостаточно открыты для коммуникации с миром, требуют для своего понимания объяснений и интерпретации рисунка самим автором.
4. Художественные образы, обладающие эстетической ценностью. Опредмечивающие аффект в форме, понятной зрителю без дополнительных разъяснений автора.
Наиболее благоприятным для решения коррекционных задач является четвертый тип изображения - художественные образы, позволяющие в полной мере реализовать все преимущества искусства и творчества.

Для правильной интерпретации значения рисунков детей необходимо учитывать следующие условия:

Для правильной интерпретации значения рисунков детей необходимо учитывать следующие условия:

Для правильной интерпретации значения рисунков детей необходимо учитывать следующие условия:
Уровень развития изобразительной деятельности ребенка, для чего необходимо просмотреть рисунки, выполненные ребенком ранее (дома, в детском саду, школе и т.Д.).
Особенности самого процесса рисования (выбор темы, сохранение ее на протяжении процесса рисования или ее трансформация; последовательность выполнения от­дельных частей рисунка; спонтанные речевые высказывания; характер эмоциональных реакций; наличие пауз в процессе рисования и т.Д.).
Динамику изменения рисунков на одну и ту же тему либо рисунков близкого содержания на протяжении од­ного коррекционного занятия или в ходе коррекционного процесса. Даже стереотипное воспроизведение ребенком одного и того же рисунка на протяжении одного или нескольких занятий становится активной ориентировкой и исследованием конфликтной аффектогенной ситуации, т.Е. Представляет значительный шаг вперед.
В рисунке ребенка могут преобладать различные типы изображения, отражающие не только возрастную динамику изобразительной деятельности, но и индивидуальные особенности личностного переживания ребенком своих отношений с миром на момент создания рисунка. Имеет значение также анализ активности ребенка и способов использования художественных материалов.

Обычно темы охватывают: Отношения к самому себе, к своей семье («я в прошлом», «я такой, какой есть», «мой обычный день», «я дома», «мой мир», «ситуации,…

Обычно темы охватывают: Отношения к самому себе, к своей семье («я в прошлом», «я такой, какой есть», «мой обычный день», «я дома», «мой мир», «ситуации,…

Обычно темы охватывают:
Отношения к самому себе, к своей семье («я в прошлом», «я такой, какой есть», «мой обычный день», «я дома», «мой мир», «ситуации, в которых я чувствую себя неуверенно», «я и мои дети», «моя главная проблема в общении с детьми»).
Абстрактные понятия («одиночество», «страх», «любовь», «три желания», «остров счастья»).
Отношения в группе («что я хотел и что получил от работы в группе», «что я дал группе»).


На занятиях по рисуночной терапии используют разнообразные методики:

На занятиях по рисуночной терапии используют разнообразные методики:

На занятиях по рисуночной терапии используют разнообразные методики:
Каждый рисует самостоятельно то, что хочет. Обсуждая рисунок, сначала о рисунке высказывается вся группа, а потом автор;
На одном листе рисует пара участников, тема рисунка задается, вербальные контакты между рисующими исключаются. После обсуждается содержание рисунка, отношения друг к другу в процессе рисования;
Вся группа рисует на одном листе бумаги на заданную тему. По окончанию работы обсуждается вклад каждого в работу и взаимоотношения членов группы в процессе работы;
Дополнительное рисование. Один начинает, другой продолжает рисунок и т.д.

Список литературы: Копытин А.И

Список литературы: Копытин А.И

Список литературы:
Копытин А.И. Арт-терапия. Христоматия.
Копытин А.И. Практикум по арт-терапии.
Интернет-ресурсы.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.08.2020