.
Самостоятельная работа – это планируемая учебно-профессиональная, учебно-исследовательская деятельность обучающихся, осуществляемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя или мастера производственного обучения
Учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине, профессиональному модулю выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством педагога.
Внеаудиторная самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве педагога, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа в современном образовательном процессе рассматривается как форма организации обучения, которая способна обеспечивать самостоятельный поиск необходимой информации, творческое восприятие и осмысление учебного материала в ходе аудиторных занятий, разнообразные формы познавательной деятельности студентов на занятиях и во внеаудиторное время, развитие аналитических способностей, навыков контроля и планирования учебного времени, выработку умений и навыков рациональной организации учебного труда.
Примеры аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы
Аудиторная самостоятельная работа:
- конспектирование лекций;
- выполнение и разбор заданий (в часы практических занятий);
- выполнение и защита лабораторных работ (во время проведения лабораторных работ);
- выполнение курсовых работ и выпускной квалификационной работы в рамках получения консультаций педагогов;
- обобщение опыта в процессе прохождения и оформления результатов практик.
Внеаудиторная самостоятельная работа
подготовка к семинарам и практическим занятиям, лабораторным работам (включая публичные выступления, деловые игры, круглые столы, текущий контроль и т.д.);
- выполнение домашних заданий (в виде решения отдельных задач проведения типовых расчетов, расчетно-компьютерных и индивидуальных работ отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.);
- подготовка творческих работ (докладов, контрольных работ (рефератов), эссе и групповых проектов);
- конспектирование и реферирование литературы;
- самостоятельный поиск информации в Интернете.
Формы организации учебной деятельности
Индивидуальная – при решении вопросов, связанных с конкретными трудностями студента;
Групповая – при решении вопросов актуальных для всей студенческой группы;
Корпоративная- сочетающая индивидуальную С.Р., объединяющую затем результаты в общий результат
Классификация видов самостоятельной работы по целевому признаку
Цель | Тип урока | Виды самостоятельной работы |
Овладение знаниями | Урок изучения нового материала | конспектирование текста; |
Классификация видов самосто
Цель | Тип урока | Виды самостоятельной работы |
Закрепление и систематизация знаний | Урок закрепления | Поиск информации в сети; |
Классификация видов самосто
Цель | Тип урока | Виды самостоятельной работы |
| | - решение задач и упражнений по образцу; |
Классификация видов самосто
Цель | Тип урока | Виды самостоятельной работы |
Формирование общих и профессиональных | Урок | - поиск информации в сети; |
Задачи педагога по планированию и организации самостоятельной работы:
- составление плана самостоятельной работы по дисциплине;
- обеспечение условий организации самостоятельной работы: наличие и доступность справочных, учебно-методических материалов; технических средств;
- разработка и выдача заданий для самостоятельной работы;
- проведение инструктажа по выполнению самостоятельной работы, организация консультаций по выполнению заданий (устный инструктаж, письменная инструкция).
- контроль за ходом выполнения и результатом самостоятельной работы обучающихся.
Все разделы подробно изложены в методических указания по выполнению самостоятельной работы раскрывают теоретико-методологические характеристики и способы организации самостоятельной работы. Методические указания направлены на совершенствование деятельности педагогических работников по планированию, организации и контролю выполнения самостоятельной работы обучающихся.
Пример титульного листа методических указаний
Государственное бюджетное образовательное учреждение
профессионального образования
«Севастопольский архитектурно-строительный техникум»
Методические указания
по выполнению самостоятельных работ
ПМ.01 Участие в проектировании зданий и сооружений
МДК.01.01 «Строительные материалы и изделия»
Специальность «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»
отделение очное
Пример листа содержания методических указаний
Содержание
Пояснительная записка…………………………… …......4
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов……… ...5
Организация и руководство аудиторной самостоятельной работы …………..6
Организация и руководство внеаудиторной самостоятельной работы ……….7
Методические рекомендации по изучению теоретических основ дисциплин………………………………………......8
Методические рекомендации по выполнению
лабораторно-практических работ……….......................9
Методические рекомендации по выполнению рефератов…………………....9
Формы промежуточного, рубежного и итогового контроля….........................11
Создание презентаций 13
Тематика рефератов, сообщений, презентаций……20
Самостоятельная работа – важная, неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса, значимость которой в последнее время постоянно возрастает.
Перед педагогическими кадрами стоят задачи формирования условий для приобретения обучающимися навыков самостоятельной работы.
Использование разработанных методических рекомендаций позволит повысить эффективность самостоятельной работы обучающихся в ПОО, в том числе их готовность к самостоятельному получению знаний, освоению общих и профессиональных компетенций.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.