«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»
Причины СДВГ проявляются при минимальных мозговых дисфункциях (ММД) как следствие локальных повреждений головного мозга. Формирование мозговой организации от правого полушария к левому происходит с девиациями (отклонениями) и развитие «уходит в правый лоб», что отражается в гиперактивности, импульсивности. Дело в том, что концентрацию внимания обеспечивают лобные отделы левого полушария, а правое полушарие ответственно за распределения внимания. Оно воспринимает не фигуру в центре внимания, а периферию.
Во отдельных случаях СДВГ связано с наследственными факторами и больше распространено среди детей, у которых один из родителей также страдает этим расстройством.
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»
СДВГ не проходит с возрастом, как думали прежде. Основная перемена происходит в снижении гиперактивности и импульсивности, тогда как проблема внимания остается. Поэтому считают, что СДВГ существует в любом возрасте, и у взрослых тоже.
Специалисты отмечают два всплеска проявления синдрома. Первый - в 5-10 лет, приходится на период подготовки к школе и начало обучения;
Второй – в 12-15 лет, этот период совпадает с периодом полового созревания. Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и отношения к учебе.
Среди мальчиков признаки синдрома диагностируются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек. Это обусловлено более высокой уязвимостью плода мужского пола к патогенетическим воздействиям во время беременности и родов.
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»
Не во всех случаях проявления ребенком невнимательности, неусидчивости на занятиях говорит о СДВГ.
Его признаки таковы:
возникает в возрасте до 8 лет;
присутствует не менее чем в двух сферах деятельности (в школе, дома, в труде, играх);
не обусловлен психопатиями;
признаки сохраняются не менее 6 месяцев.
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»
Клинико-возрастные особенности СДВГ могут проявляться уже с первых месяцев жизни в виде:
нарушений сна;
беспричинного плача;
отказа от груди;
склонности к жидкому стулу вследствие повышенной возбудимости кишечной стенки.
С каждым годом признаки СДВГ становятся все заметнее.
Этот тип расстройства труднее выявить и диагностировать. Это дети – «мечтатели».
они как будто слушают, но на самом деле думают о чем-то другом,
легко отвлекаются,
избегают заданий, связанных с длительным умственным напряжением,
проявляют забывчивость в повседневных делах,
у них нередко имеются проблемы с речью, чтением и счетом,
наблюдается плохая двигательная координация,
затруднена техника письма,
они тревожны, переживают свой неуспех из-за низкой самооценки.
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»
Синдром дефицита внимания делится на два основных типа:
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»
Дети с таким типом расстройства более заметны, их легче диагностировать. Это дети -«попрыгунчики».
им трудно сосредоточиться долгое время на одном предмете,
они импульсивны и сверхактивны,
не способны глубоко концентрироваться при принятии решений (если мы с вами обычно даем себе некоторое время подумать о том, что будем делать в следующую минуту, то у них этот процесс очень сжат вовремени),
нередко наблюдаются расстройства поведения (есть достаточно высокий шанс превратиться в антисоциальную личность).
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»
цикличность умственной деятельности (дети могут продуктивно работать 5-15 минут, затем3-7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на педагога, затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 минут).
имеют «мерцающее сознание», могут «впадать» и «выпадать» из него, особенно при отсутствии двигательной стимуляции (при повреждении вестибулярного аппарата им необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться в «сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, дети применяют адаптивную стратегию: они активизируют центры равновесия при помощи двигательной активности. Например, отклоняясь на стуле назад так, что пола касаются только его задние ножки. Педагог требует, чтобы дети «сели прямо и не отвлекались». Но для таких детей эти два требования вступают в противоречие. Если их голова и тело неподвижны, снижается уровень активности мозга).
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»
слабое развитие тонкой моторной координации и постоянные беспорядочные, неловкие движения, вызванные несформированностью межполушарного взаимодействия и высоким уровнем адреналина в крови.
постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение.
В психическом развитии детей с СДВГ наблюдаются задержки на 1,5—1,7 года.
Вместе с тем дети с СДВГ часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему. Многочисленные исследования показывают хороший общий интеллект детей, но перечисленные особенности их статуса не способствуют его развитию.
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»
СДВГ - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз.
В настоящее время в России диагноз СДВГ по
МКБ-10 - Гиперкинетическое расстройство (нарушение активности внимания – F 90.0) может быть поставлен только по результатам специальной диагностики: сбора данных о том, как именно проявляются нарушения внимания и/или поведения у ребенка, как давно или как долго отмечаются эти нарушения. Были ли подобные нарушения у родственников и т. п.
При этом могут использоваться специальные опросники для родителей и учителей, в которых они фиксируют выраженность тех или иных особенностей поведения и внимания у детей, которые имеют эти особенности.
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»
Среди наиболее доступных непсихологических методов исследования головного мозга следует выделить ЭЭГ (электроэнцефалографию) в том числе:
Клиническую ЭЭГ
ЭЭГ пробы с интеллектуальной нагрузкой;
ЭЭГ исследования Вызванных Потенциалов головного мозга (ВП);
ЭЭГ картирование головного мозга (maping - мэпинг);
Однако специальные психологические и инструментальные методы диагностики позволяют уточнить диагноз и оценить выраженность проявлений данного расстройства.
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»
Дети с СДВГ имеют достаточно развитые компенсаторные механизмы, для включения которых должны соблюдаться определенные условия:
обеспечение родителями и педагогами эмоционально-нейтрального развития и обучения. (Проблему гиперактивности невозможно решить: волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями, дисциплинарными мерами воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций);
соблюдение режима, достаточное время для сна;
обучение по личностно-ориетированной программе без интеллектуальных перегрузок (необходимость учета индивидуальных способностей и качеств личности);
соответствующая медикаментозная поддержка (поставить диагноз и определить индивидуальную медикаментозную форму лечения может только врач);
Эффективные результаты коррекции СДВГ достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические программы.
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»
Нейропсихологическая коррекция детей с СДВГ должна включать:
растяжки (нормализуют гипертонус и гипотонус мышц);
дыхательные упражнения (улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность);
глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, разноправленные движения глаз активизируют процесс обучения. );
упражнения для языка и мышц челюсти;
перекрестные (реципрокные) телесные упражнения (обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий и мышечных зажимов);
упражнения для развития мелкой моторики рук;
упражнения для релаксации и визуализации,
упражнения для развития коммуникативной и когнитивной (познавательной) сферы;
упражнения с правилами.
массаж (особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин)
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»
В работе с детьми с СДВГ возможно использование следующих приемов:
Осуществление гиперактивным ребенком контроля за другими детьми (дежурный на занятии, ведущий в игре, помощник инструктора и т. д.).
Использование часов на занятиях и осуществление контроля гиперактивным ребенком за временем (хранитель времени).
Использование ритмов с большими паузами или ритмичной музыки.
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»
Коррекционно-развивающая работа наиболее эффективна при участии родителей в проведении занятий в группе и дома. Дополнительными приемами, которыми родители могут воспользоваться для коррекции ребенка, могут служить:
1. Ритмирование правого полушария — занятия ритмикой, хореографией, лыжами, теннисом, верховой ездой.
2. Активизация работы стволовых отделов головного мозга — плавание, ныряние, прыжки на батуте, дыхательная гимнастика.
3. Развитие межполушарного взаимодействия — восточные единоборства (особенно ушу-таолу), кинезиологические упражнения (развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения), вязание.
4. Снятие импульсивности и гиперактивности — упражнения с песком, водой и глиной; контрастный душ, обливания.
5. Развитие устойчивости внимания.
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»
длительная сортировка и нанизывание бусинок;
развитие способности к произвольному переключению внимания – чтение алфавита, перемежающегося со счетом:
построчное прослеживание взглядом листа и последовательное зачеркивание букв «к» и «р»:
а, 1, б, 2, в, 3, г, 4, д, 5, е, 6, ё, 7, ж, 8, з, 9, и, 10, и,
11, к, 12, л, 13, м, 14, и, 15, о, 16, п, 17, р, 18, с, 19,
т, 20, у, 21, ф, 22, х, 23, ц, 24, ч, 25, ш, 26, щ, 27, ъ,
28, ы, 29, ь, 30, э, 31, ю, 32, я, 33
А с ч к л ь д р к б ю ж з х р ь о а у й ч б ъ х з р с я р б ю ж ш щ з е м а в ч ц б р т и а с к ь л р ю д з р ь т м к л ю э з ь м к в у ф р н к р т ч ы з э ю р к и м р е к у ы р ь б д т ю х з к р т в с ч к и т ь б д ж з щ р о к т ь д з р ь н к м а с б л д ж ю р к а м и ь б ю д ж щ г н к п т р а с м ж э з ь р т и м к в с а к р т ь о р к м и т ь б л р к р а к л ш о р ы ц ф р к м и т ь о р н е к
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»
прослеживание взглядом линии от начала до конца, когда она переплетается с другими линиями. Например, лабиринты, нарисованные американским художником Айзеком Тэйером, которые приводятся ниже.
«Синдром дефицита внимания с гиперактивностью»
Коррекцнонно-развивающая техника «Скорая помощь».
Цель:
— элиминация (исключение) эмоционального напряжения;
— развитие межполушарных связей;
— развитие внимания, самоконтроля;
— улучшение работоспособности.
Инструкция: Верхняя буква каждой строки проговаривается вслух. Нижняя буква обозначает движение руками: Л — левая рука поднимается в левую сторону;
П — правая рука поднимается в правую сторону; В — обе руки поднимаются вверх.
Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, а затем от последней буквы к первой. Можно изготовить плакат или индивидуальные карточки с буквами:
А Б В Г Д Е Ж З И
Л П П В Л В Л П В
К Л М Н О П Р С Т
Л Л П Л Л П В П Л
У Ф Х Ц Ч Ш Я
П В Л В В П Л
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.