План урока:
1. Основание Вавилона
2. Правление царя Хаммурапи
3. Законы Хаммурапи о рабах
4. Законы Хаммурапи о богатых и бедных
Важнейшие даты:
1792–1750 гг. до н. э. — правление вавилонского царя Хаммурапи.
Термины: кодекс Хаммурапи, долговое рабство, ростовщики.
Персоналии: Хаммурапи.
В начале II тысячелетия до н. э. города Междуречья воевали за ресурсы и территории, в результате чего самым могущественным стало Вавилонское царство, достигшее расцвета при царе Хаммурапи в XVIII в. до н. э.
В конце III тысячелетия до н. э. в Междуречье началась засуха, что ослабило многие города-государства.Это позволило царям Вавилона, возникшему в XIX в. до н. э. в результате завоевания, воспользоваться ситуацией.
Вавилон был защищён длинными стенами и славился своей красотой. Городские ворота — «Врата богини Иштар», облицованные синими изразцами с изображениями животных, поражали путников. Здесь также были созданы висячие сады Семирамиды — одно из семи чудес света.
Вавилон
Висячие сады Семирамиды, одно из семи чудес света, представляли собой многоуровневые террасы, построенные в Вавилоне.
Сады состояли из 3-8 уровней и возводились на высоком основании из кирпича и дерева.
Использовалась система орошения для подачи воды из реки Евфрат.
Росли различные деревья и экзотические растения.
Цель:Сады были созданы, чтобы доставить радость и красоту, а также как символ богатства и мощи Вавилонского царства, а также, согласно легендам, чтобы угодить царице Амитис, которая скучала по зелени своей родины.
Правления царя Хаммурапи
Хаммурапи, шестой царь I династии Вавилонии, обладал неограниченной властью, его подданные считались всеми жителями страны. Даже жрецы подчинялись его воле, так как считалось, что боги даровали ему власть.
Хаммурапи был выдающимся дипломатом, полководцем и законодателем. Его правление характеризовалось сильной бюрократией: вельможи и чиновники собирали налоги и следили за населением.
При Хаммурапи значительно развилось земледелие. Оросительные каналы были приведены в порядок, а русло Евфрата расчищено, что предотвратило наводнения и увеличило урожайность.
Также строились новые дороги для торговли, по которым привозились диковинные товары.
Первый в истории письменный свод законов
Царь Хаммурапи, чтобы обеспечить порядок в государстве, издал первый в истории письменный свод законов, высеченный на черном каменном столбе и установленный на главной площади Вавилона. Законы касались всего населения, и каждый грамотный человек мог ознакомиться с ними.
На стеле изображены две фигуры: Хаммурапи, стоящий перед богом солнца Шамашем, который вручает ему знаки власти — судейский жезл и кольцо. Кодекс Хаммурапи должен был служить основой для решения жизненных и экономических споров.
Одним из примеров закона было испытание подозреваемого, которого бросали в реку: утонувший признавался виновным, а тот, кто выплывал, считался невиновным. Принцип «око за око, зуб за зуб» применялся к преступникам.
Копии кодекса были распространены по всем городам Вавилонского царства, где он стал важной частью правовой системы.
Из свода законов вавилонского царя Хаммурапи
«Я — Хаммурапи, царь справедливости, которому Шамаш даровал правду! Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных! Только для неразумного они — пустое, но мудрому они созданы для соблюдения.
Если этот человек будет относиться с почтением к моим постановлениям, которые я начертал на своей стеле, не отвергнет моих законов, не исказит моих слов, не изменит моих указов, этот человек, — пусть Шамаш сделает долгим его скипетр, как мне, пусть он руководит своими людьми в справедливости.
Если же этот человек не будет чтить мои постановления, которые я начертал на своей стеле, будет презирать мои проклятия, не побоится проклятий богов и отменит законы, которые я установил, исказит мои слова, изменит мои указы, сотрёт моё начертанное имя и напишет своё имя или же из-за этих проклятий подучит другого сделать это, то — будь то царь, будь то властитель и будь то кто-либо из людей, названных именем, — пусть великий Анум, отец богов, призвавший меня к власти, отвратит от него царский ореол, пусть он сломает его скипетр, пусть он проклянет его судьбу.
Пусть Эллиль — владыка, определяющий судьбы, веления которого неотменяемы, возвеличивший моё царство, раздует в его жилище неподавляемое восстание, губительную для него смуту; пусть определит ему в качестве судьбы тяжкое правление, краткие дни, голодные годы, беспросветную тьму, внезапную смерть, пусть он повелит своими почтенными устами погибель его города, рассеяние его людей, порабощение его царства, уничтожение в стране его имени и его названия».
Вопросы к тексту
1. Почему Хаммурапи считал, что его законы должны соблюдать все жители Вавилонии?
2. Какие наказания, по мнению Хаммурапи, ожидали правителя, который откажется исполнять его законы?
Законы Хаммурапи
На камне царь предостерег будущих правителей от нарушения или изменения законов, считая их даром богов. Вавилоняне верили, что непослушание приведет к жестоким наказаниям для страны, включая нашествие врагов, голод, наводнения и эпидемии, вызванные разгневанными богами.
Рабы в Вавилонии за людей не считались: их можно было продавать или менять, как домашних животных или иную собственность.
§ 195. Если сын ударит своего отца, то ему должно отрезать пальцы.
§ 197. Если человек сломает кость человека, то должно сломать его кость.
§ 199. Если он повредит глаз раба человека или сломает кость раба человека, то он должен отвесить половину его покупной цены.
§ 205. Если раб человека ударит кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.
§ 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный им дом обвалится и причинит смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить.
§ 231. Если строитель причинит смерть рабу хозяина дома, то он должен отдать хозяину дома раба за раба».
Законы Хаммурапи о богатых и бедных
Многие вавилоняне были богатыми, владея полями и садами, однако в городе также существовало много бедняков. Зажиточные люди давали в долг зерно разорившимся соседям с условием возвращения с излишком, становясь ростовщиками. Если бедняк не мог расплатиться, он отдавал в рабство своих детей или жену.
В то же время царь Хаммурапи заботился о том, чтобы обедневшие из-за неудачных обстоятельств жители Вавилона не становились окончательно рабами богатых людей, поэтому ограничил срок долгового рабства тремя годами. По законам Хаммурапи, по истечении трёх лет работы на хозяина должник снова получал свободу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.