Презентация "Наречие как часть речи " 7 класс

  • ppt
  • 01.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала NAREChIE_1425747777_71837.ppt

Познакомьтесь :

Наречие как часть речи.
Уроки по русскому языку в 7 классе.

Познакомьтесь :

Наречие как часть речи.
Уроки по русскому языку в 7 классе.

Ответьте (письменно ) на вопросы?

бояться
испугаться
спрятаться
защищаться
спасаться

Как?
Как?
Как?
Как?
Как?

Ответьте (письменно ) на вопросы?

бояться
испугаться
спрятаться
защищаться
спасаться

Как?
Как?
Как?
Как?
Как?

просить - когда?
увидеть - где?
звезд на небе - сколько?
поднимается – куда?
 уронить – с какой целью?
интересная – насколько?
быстро – насколько?

просить - когда?
увидеть - где?
звезд на небе - сколько?
поднимается – куда?
 уронить – с какой целью?
интересная – насколько?
быстро – насколько?

Из истории слова.
Поговорим об этимологии названия.
Наречие- слово старое. Оно было ещё в древнерусском языке. Если попытаться определить его происхождение, то придётся выделить в нём корень –реч- . Слово речь в древнерусском языке имело различные значения, в том числе и «говорить»(глаголить). Это значение до наших дней сохраняется в корне - реч- , входящем в слово наречие, и отражает связь наречия с глаголом.
Древние римляне эту часть речи называли adverbum, что означает «приглаголие» - находится при глаголе.
Как же оно выглядит? В отличие от других частей речи оно не умеет считать, не бывает женским, мужским или средним, нет у него никакого лица (1,2,3), нет у него вида, время для него не существует.

Из истории слова.
Поговорим об этимологии названия.
Наречие- слово старое. Оно было ещё в древнерусском языке. Если попытаться определить его происхождение, то придётся выделить в нём корень –реч- . Слово речь в древнерусском языке имело различные значения, в том числе и «говорить»(глаголить). Это значение до наших дней сохраняется в корне - реч- , входящем в слово наречие, и отражает связь наречия с глаголом.
Древние римляне эту часть речи называли adverbum, что означает «приглаголие» - находится при глаголе.
Как же оно выглядит? В отличие от других частей речи оно не умеет считать, не бывает женским, мужским или средним, нет у него никакого лица (1,2,3), нет у него вида, время для него не существует.

О наречии говорят:

Самый трудный я, друзья, Воспитать меня нельзя.  Знайте: с кем ни поведусь, Все равно не изменюсь.

О наречии говорят:

Самый трудный я, друзья, Воспитать меня нельзя.  Знайте: с кем ни поведусь, Все равно не изменюсь.

Ответьте ( письменно ) на вопросы

1. Наречие – это часть речи или член предложения?
2.На какие вопросы отвечает?
3 С какими частями речи сочетается?
4.Наречие изменяется или не изменяется?

Ответьте ( письменно ) на вопросы

1. Наречие – это часть речи или член предложения?
2.На какие вопросы отвечает?
3 С какими частями речи сочетается?
4.Наречие изменяется или не изменяется?

Наречие –это…

Часть речи
Отвечает на вопросы Как? Где? Когда? Куда? С какой целью? Сколько? Насколько? И др.
Сочетается с глаголами, существительными, прилагательными, другими наречиями.
Наречие – неизменяемая часть речи.

Наречие –это…

Часть речи
Отвечает на вопросы Как? Где? Когда? Куда? С какой целью? Сколько? Насколько? И др.
Сочетается с глаголами, существительными, прилагательными, другими наречиями.
Наречие – неизменяемая часть речи.

Письменно ответьте на вопрос:

Наречие обозначает признак (чего?)…

Письменно ответьте на вопрос:

Наречие обозначает признак (чего?)…

 
1.Сегодня дует сильный ветер.
2.Лес выглядит очень унылым.
3.Мне стало особенно холодно.
4.Чтение вслух для Мити было делом обычным.

 
1.Сегодня дует сильный ветер.
2.Лес выглядит очень унылым.
3.Мне стало особенно холодно.
4.Чтение вслух для Мити было делом обычным.

Проверьте себя:

 1. Признак действия.
2-3 Признак другого признака
4. Признак предмета.

Проверьте себя:

 1. Признак действия.
2-3 Признак другого признака
4. Признак предмета.

Перепишите, подчеркните наречия как члены предложения:

 Женщина рассмеялась и пошла (куда?) вниз. 
У Георгия Федоровича были глаза( какие?) навыкате и большой рот. 

Перепишите, подчеркните наречия как члены предложения:

 Женщина рассмеялась и пошла (куда?) вниз. 
У Георгия Федоровича были глаза( какие?) навыкате и большой рот. 

Составьте алгоритм нахождения в тексте наречия

1. Слово, которое сочетается с…
2. ? ,который задаем от…
3. Изменяется или нет?
4. В предложении является…

Составьте алгоритм нахождения в тексте наречия

1. Слово, которое сочетается с…
2. ? ,который задаем от…
3. Изменяется или нет?
4. В предложении является…

Из текста выписать только наречия.

В лесу стояла необычная тишина. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они постепенно превращались в чистые капли воды. День угасал торжественно, светло и тихо.
Наконец пошел густой снег. Он стремительно таял в черной воде озера, щекотал лицо, уверенно покрывал все вокруг.

Из текста выписать только наречия.

В лесу стояла необычная тишина. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Мы осторожно дышали на них, и они постепенно превращались в чистые капли воды. День угасал торжественно, светло и тихо.
Наконец пошел густой снег. Он стремительно таял в черной воде озера, щекотал лицо, уверенно покрывал все вокруг.

Ключ к заданию :

Изредка осторожно постепенно торжественно светло тихо наконец
стремительно уверенно вокруг

Критерии оценивания:

Нет ошибок-“5”
1-2 ошибки-“4”
3 и более ошибки-“3”

Ключ к заданию :

Изредка осторожно постепенно торжественно светло тихо наконец
стремительно уверенно вокруг

Критерии оценивания:

Нет ошибок-“5”
1-2 ошибки-“4”
3 и более ошибки-“3”

Выпишите наречия.

Живи красиво, весело.
Люби людей светло и простодушно.
Ищи свою дорогу с малых лет.
Уверенно вперед иди сквозь годы.
Оставь на этой лучшей из планет
свой яркий след, свои живые всходы.

Выпишите наречия.

Живи красиво, весело.
Люби людей светло и простодушно.
Ищи свою дорогу с малых лет.
Уверенно вперед иди сквозь годы.
Оставь на этой лучшей из планет
свой яркий след, свои живые всходы.

 

Группы наречий

Примеры

1.

Наречия места обозначают место совершения действия.

Вдали, вблизи, назад, издали, навстречу, сбоку.

2.

Наречия времени обозначают время совершения действия.

Вчера, сегодня, завтра, днём, ночью, утром, весной, иногда, сейчас.

3.

Наречия причины обозначают причину совершения действия.

Сгоряча, сдуру, спьяну, сослепу, поневоле, недаром.

4.

Наречия цели обозначают цель совершения действия.

Специально, нарочно, назло, наперекор, в шутку, умышленно.

 

Группы наречий

Примеры

1.

Наречия места обозначают место совершения действия.

Вдали, вблизи, назад, издали, навстречу, сбоку.

2.

Наречия времени обозначают время совершения действия.

Вчера, сегодня, завтра, днём, ночью, утром, весной, иногда, сейчас.

3.

Наречия причины обозначают причину совершения действия.

Сгоряча, сдуру, спьяну, сослепу, поневоле, недаром.

4.

Наречия цели обозначают цель совершения действия.

Специально, нарочно, назло, наперекор, в шутку, умышленно.

Группы наречий

Примеры
 

наречия выражают оценку.

Грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно.

наречия определяют меру или степень проявления действия или признака.

Много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, трижды, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно, мало-помалу.

Наречия образа и способа действия указывают на способ совершения действия.

Бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка.

Группы наречий

Примеры
 

наречия выражают оценку.

Грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно.

наречия определяют меру или степень проявления действия или признака.

Много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, трижды, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно, мало-помалу.

Наречия образа и способа действия указывают на способ совершения действия.

Бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка.

Найдите наречие, задайте вопрос, определите группу наречия.

Портфель обиженно ворчал: – Такой-сякой! Бездельник! Куда он без меня умчал? Сегодня ж – понедельник!

Найдите наречие, задайте вопрос, определите группу наречия.

Портфель обиженно ворчал: – Такой-сякой! Бездельник! Куда он без меня умчал? Сегодня ж – понедельник!

1 группа. Ясным днём сосульки плачут – Солнце плавит им бока, Ночью тёмной слёзы прячут – Предвесенняя тоска. Ручейки повеселели, Бодро, радостно журчат. Ночью шепчут еле-еле Или вовсе крепко спят. Скоро с зимушкой прощаться – Уж к концу идёт февраль. Вам хочу, друзья, признаться: Мне её немножко жаль.

2 группа Утром было солнечно И совсем тепло. Озеро широкое по двору текло. В полдень подморозило, Вновь зима пришла, Затянулось озеро Корочкой стекла. Всё в природе правильно и мудро,
Поры года движутся подряд,
Я встречаю солнечное утро,
Ощущаю жизни аромат.

1 группа. Ясным днём сосульки плачут – Солнце плавит им бока, Ночью тёмной слёзы прячут – Предвесенняя тоска. Ручейки повеселели, Бодро, радостно журчат. Ночью шепчут еле-еле Или вовсе крепко спят. Скоро с зимушкой прощаться – Уж к концу идёт февраль. Вам хочу, друзья, признаться: Мне её немножко жаль.

2 группа Утром было солнечно И совсем тепло. Озеро широкое по двору текло. В полдень подморозило, Вновь зима пришла, Затянулось озеро Корочкой стекла. Всё в природе правильно и мудро,
Поры года движутся подряд,
Я встречаю солнечное утро,
Ощущаю жизни аромат.

Синквейн

Тема (1слово сущ)___________________
Описание (два прилагательных)__________________________
Действие (три глагола)_________________________________
Чувство (фраза из 4-х слов)________________
Главное, идея (синоним темы)___________

Синквейн

Тема (1слово сущ)___________________
Описание (два прилагательных)__________________________
Действие (три глагола)_________________________________
Чувство (фраза из 4-х слов)________________
Главное, идея (синоним темы)___________

Домашнее задание

Н -
А-
Р-
Е-
Ч-
И-
Е-

Домашнее задание

Н -
А-
Р-
Е-
Ч-
И-
Е-

Проверь себя( вставь пропущенные буквы, найди 3 наречия, задай вопрос, определи группу наречий): (1 урок)

Я пош…л вправо, через кусты. Между тем ночь пр…бл…жалась и р…сла, как гр…зовая туча; казалось, вместе с в…черними парами отовсюду поднималась и лилась темнота. Мне попалась какая(то) (не)пролазная, заросшая доро…ка; я отправился по ней вперед.

Проверь себя( вставь пропущенные буквы, найди 3 наречия, задай вопрос, определи группу наречий): (1 урок)

Я пош…л вправо, через кусты. Между тем ночь пр…бл…жалась и р…сла, как гр…зовая туча; казалось, вместе с в…черними парами отовсюду поднималась и лилась темнота. Мне попалась какая(то) (не)пролазная, заросшая доро…ка; я отправился по ней вперед.

Проверь себя( вставь пропущенные буквы, найди 3 наречия, задай вопрос, определи группу наречий): (2 урок)

Всё кругом быстро чернело и ут…хало, — одни перепела изр…дка кр…чали. (Не)большая ночная птица, (не)слышно и ни…ко мчавшаяся на своих мя…ких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.

Проверь себя( вставь пропущенные буквы, найди 3 наречия, задай вопрос, определи группу наречий): (2 урок)

Всё кругом быстро чернело и ут…хало, — одни перепела изр…дка кр…чали. (Не)большая ночная птица, (не)слышно и ни…ко мчавшаяся на своих мя…ких крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону.

Проверь себя( вставь пропущенные буквы, найди 3 наречия, задай вопрос, определи группу наречий): (3 урок)

Я быстро отошел от тени высохш…о куста и побрел меж…й. Уже я с трудом разгляд…вал отдален(нн)ые предметы; поле (не)ясно б…лело вокруг.

Проверь себя( вставь пропущенные буквы, найди 3 наречия, задай вопрос, определи группу наречий): (3 урок)

Я быстро отошел от тени высохш…о куста и побрел меж…й. Уже я с трудом разгляд…вал отдален(нн)ые предметы; поле (не)ясно б…лело вокруг.

Идеш (ь), и глухо, невесело отд…ются мои шаги в застывающем воздух... Бл…стевшее небо стало опять с…неть — но то г…рела с…нева ночи. Звездочки начали заж…гаться. Посмотриш(ь) и н…чего не увид…ш(ь).

Проверь себя( вставь пропущенные буквы, найди 3 наречия, задай вопрос, определи группу наречий): (4 урок)

Идеш (ь), и глухо, невесело отд…ются мои шаги в застывающем воздух... Бл…стевшее небо стало опять с…неть — но то г…рела с…нева ночи. Звездочки начали заж…гаться. Посмотриш(ь) и н…чего не увид…ш(ь).

Проверь себя( вставь пропущенные буквы, найди 3 наречия, задай вопрос, определи группу наречий): (4 урок)

Степени сравнения наречий

Солнце чуть повыше Встало над двором, Слёзы из-под крыши Хлынули ручьём. Бедные сосульки Плакали весной, Делаясь всё меньше С каждою слезой.

Степени сравнения наречий

Солнце чуть повыше Встало над двором, Слёзы из-под крыши Хлынули ручьём. Бедные сосульки Плакали весной, Делаясь всё меньше С каждою слезой.

Напиши степени сравнения наречий:

Звонко-
Тонко-
Высоко-
Радостно-
Бодро-
Крепко-
Тепло-
Хорошо-



Напиши степени сравнения наречий:

Звонко-
Тонко-
Высоко-
Радостно-
Бодро-
Крепко-
Тепло-
Хорошо-



Домашнее задание:

Составить рассказ с записанными наречиями.

Домашнее задание:

Составить рассказ с записанными наречиями.

Не и Ни в наречиях.

Назовите часть речи, объясните написание.
Ничто, некто, никого, некому, нечему, не о чем, ни с кем.

Назовите части речи, сравните с левым столбиком, попробуйте объяснить написание
Нигде, несколько, некогда, никогда, ничуть.
сделайте вывод.

Не и Ни в наречиях.

Назовите часть речи, объясните написание.
Ничто, некто, никого, некому, нечему, не о чем, ни с кем.

Назовите части речи, сравните с левым столбиком, попробуйте объяснить написание
Нигде, несколько, некогда, никогда, ничуть.
сделайте вывод.

На место многоточий вставьте слова.

1) Знание – родник, который …  не исчерпаешь.
2) Языком и туда, и сюда, а делами не годится...
3) Приходится вертеться, если …  деться.
4) Кругом шелестела листва, пели птицы, а спасения ждать было… 
5) Она …  не походила на свою сестру.
6) Вот отец выбежал на просеку, которую …  сам прорубил.
Слова для справки : никуда, неоткуда, некуда, никак, никогда, некогда.

На место многоточий вставьте слова.

1) Знание – родник, который …  не исчерпаешь.
2) Языком и туда, и сюда, а делами не годится...
3) Приходится вертеться, если …  деться.
4) Кругом шелестела листва, пели птицы, а спасения ждать было… 
5) Она …  не походила на свою сестру.
6) Вот отец выбежал на просеку, которую …  сам прорубил.
Слова для справки : никуда, неоткуда, некуда, никак, никогда, некогда.

Написание не с наречиями.

Назовите часть речи, объясните написание.

(Не)лепый –
(Не)ласковый –
(Не)тихий, а громкий-
Совсем (не)веселый,
Ничуть (не)вежливый.

Назовите часть речи, объясните написание.

(Не)лепо –
(Не)ласково –
(Не)тихо, а громко-
Совсем (не)весело-
Ничуть (не)вежливо-

Сделайте вывод

Написание не с наречиями.

Назовите часть речи, объясните написание.

(Не)лепый –
(Не)ласковый –
(Не)тихий, а громкий-
Совсем (не)веселый,
Ничуть (не)вежливый.

Назовите часть речи, объясните написание.

(Не)лепо –
(Не)ласково –
(Не)тихо, а громко-
Совсем (не)весело-
Ничуть (не)вежливо-

Сделайте вывод

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(Н_)кому н_ известно, приблизиться (не)заметно, (не)искренне вздохнуть, вести себя (не)принужденно, поступить (не)обдуманно, (не)медленно принять меры, н…где не видно, н_чем (не) измерить, н_когда (не) предполагал, н_чего (не) пойму, н_ с чем (не)соглашусь, н_как (не)удавалось преодолеть, н_откуда взять.

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

(Н_)кому н_ известно, приблизиться (не)заметно, (не)искренне вздохнуть, вести себя (не)принужденно, поступить (не)обдуманно, (не)медленно принять меры, н…где не видно, н_чем (не) измерить, н_когда (не) предполагал, н_чего (не) пойму, н_ с чем (не)соглашусь, н_как (не)удавалось преодолеть, н_откуда взять.

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.(1 гр)

1) (Не)легко дышится, когда ты не на Родине.
2) На чужбине чу…ству…шь себя (не)лепо, путником, которому (н_)где приклонить голову.
3) (Н_)откуда ждать утешения, (н_)куда (н_)тянет.

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.(1 гр)

1) (Не)легко дышится, когда ты не на Родине.
2) На чужбине чу…ству…шь себя (не)лепо, путником, которому (н_)где приклонить голову.
3) (Н_)откуда ждать утешения, (н_)куда (н_)тянет.

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.(2 гр)

1) (Н_)как (н_)превозмочь усталости.
2)) (Н_)чуть (н_)хочется уходить.
3)На встречах с писателем н…когда (не) было (не)весело.

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.(2 гр)

1) (Н_)как (н_)превозмочь усталости.
2)) (Н_)чуть (н_)хочется уходить.
3)На встречах с писателем н…когда (не) было (не)весело.

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.(3 гр)

(Н_)чуть (н_) боюсь.
(Н_)сколько (н_) страшно.
Совсем (не)грус…но,
Куплю (не)дорого,
Засмеялся (не)громко, а как(то) ш…потом.

Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.(3 гр)

(Н_)чуть (н_) боюсь.
(Н_)сколько (н_) страшно.
Совсем (не)грус…но,
Куплю (не)дорого,
Засмеялся (не)громко, а как(то) ш…потом.

Домашнее задание:

Ознакомьтесь с двумя группами отрицательных наречий и составьте с каждым из этих наречий предложения.
Негде – нигде.
Некуда – никуда.
Неоткуда – ниоткуда.
Некогда – никогда.
… – никак.

Домашнее задание:

Ознакомьтесь с двумя группами отрицательных наречий и составьте с каждым из этих наречий предложения.
Негде – нигде.
Некуда – никуда.
Неоткуда – ниоткуда.
Некогда – никогда.
… – никак.