Презентация Наш мир – не случайность, не хаос - есть система во всем. Пищевые цепи питания в природе.

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 26.08.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Пищевая цепь - ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при котором происходит перенос вещества и энергии путем поедания одних особей другими.В презентации даются описания пищевых цепочек
Иконка файла материала цепи.pptx

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
с. Грушевского Александровского района
Ставропольского края


Наш мир – не случайность, не хаос - есть система во всем. Пищевые цепи питания в природе.


Автор работы: Горгосова Любовь Николаевна - учитель биологии


Цель: дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе - пищевых цепочках.
Задачи:
- расширять знания детей о взаимосвязи растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга;
- формировать умения составлять пищевые цепочки, обосновывать их;
- развивать речь детей, отвечая на вопросы учителя; - обогащать словарь новыми словами: взаимосвязь в природе, звено, цепочка, пищевая цепочка;
- развивать внимание детей, логическое мышление;
- способствовать воспитанию интереса к природе, любознательности.

Орел, стремясь из-под небес стрелою, грозит голубке смертью злою; Голубка ж, как овца, должна, кормясь, губить ростки и семена. Охотнице-сове, средь ночи темной, не жаль певца любви и неги томной, А соловей съедает светляка, не посмотрев на прелесть огонька. Светляк же, ночи светоч оживленный, вползая вверх, цветок съедает сонный"

Пищевая цепь - ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при котором происходит перенос вещества и энергии путем поедания одних особей другими.

Начальное звено в цепи питания- зеленые растения (автотрофы) - продуценты органических веществ.
Растительноядные животные поедают растения , их в свою очередь- животные-хищники. Это консументы - гетеротрофы- потребители готовых органических веществ.
Отмершими частями растений, животных питаются редуценты (разрушители),которые разлагают органические вещества до неорганических.

Пищевые взаимосвязи организмов



продуценты консументы


редуценты

Консументы

животные
1 порядка- травоядные

Консументы животные
2 порядка- плотоядные

Консументы животные 3порядка- падальщики

Все компоненты пищевых цепей распределяются на трофические уровни. Трофический уровень – это звено в цепи питания. Первый трофический уровень - зеленые растения (продуценты),
Второй трофический уровень- растительноядные животные (консументы 1 порядка)
Третий трофический уровень - мелкие хищники (консументы 2 порядка)
Четвертый трофический уровень - крупные хищники (консументы 3 порядка)
Пятый трофический уровень - организмы, потребляющие мертвое органическое вещество -почвенные бактерии, грибы (редуценты)

Правило 10 процентов (правильно экологической пирамиды: не более 10 % энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему), рассчитайте сколько кг понадобится для фитопланктона, чтобы выросла одна щука весом 10 кг? (пищевая цепь: фитопланктон → зоопланктон → карась→щука)
Пояснение. Количество растительного вещества, служащего основой цепи питания, примерно в 10 раз больше, чем масса растительноядных животных, и каждый последующий пищевой уровень также имеет массу, в 10 раз меньшую. Это правило известно как правило Линдемана, или правило 10 процентов.
При расчете массы и энергии снизу вверх - убираем по одному нулю при переходе на каждый уровень, а если движемся сверху вниз – добавляем по одному нулю.
 10  · 10  ·  10  · 10= 10000 кг

Пример пищевой пирамиды

Сети питания
В природе все цепи питания не изолированы друг от друга, они сложно переплетаются и, соединяясь, образуют пищевую сеть.

Значение пищевой цепи

1. Исследования пищевой цепи помогают понять кормовые отношения и взаимодействие между организмами в любой экосистеме.
2. Благодаря им, есть возможность оценить механизм потока энергии и циркуляцию веществ в экосистеме, а также понять движение токсичных веществ в экосистеме.
3. Изучение пищевой цепи позволяет понять проблемы биоусиления.
В любой пищевой цепи, энергия теряется каждый раз, когда один организм потребляется другим. В связи с этим, должно быть намного больше растений, чем растительноядных животных. Автотрофов существует больше, чем гетеротрофов, и поэтому большинство из них являются растительноядными, нежели хищниками. Хотя между животными существует острая конкуренция, все они взаимосвязаны. Когда один вид вымирает, это может воздействовать на множество других видов и иметь непредсказуемые последствия.