Северо-Казахстанская область, Мамлютский район
КГУ «Леденёвская средняя школа» Ученица 10 класса Валяева Ольга
•
• Направление:
«Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты»
18 октября в Казахстане отмечается День духовного согласия. Этот день провозглашает общечеловеческие ценности приоритетными в межэтнических и межконфессиональных отношениях, что является гарантом мира, единства и согласия в нашем государстве.
В Казахстане наиболее широко распространены религии христианство и мусульманство. Их Священные писания - это Библия и Коран.
Представляем Вашему вниманию научный проект на тему: "Сравнение Библии и Корана: единые общечеловеческие ценности как основа христианства и мусульманства".
Цель исследования:
1. Теоретическая часть: посредством сравнения и анализа текстов Корана и Библии доказать, что основой мировоззрения и мусульман, и христиан являются единые общечеловеческие ценности.
2. Практическая часть: показать необходимость информирования школьников о содержании Корана и Библии.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие ЗАДАЧИ:
1. Проанализировать тексты Корана и Библии.
2. Отобрать и систематизировать сходное и общее в текстах.
3. Показать важность информирования людей о тех знаниях, которые дают Коран и Библия.
4. На основе данных исследования создать основной ПРОДУКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – методические рекомендации, тему, раздел или учебного пособия по религиоведению.
В качестве ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ выступает предположение: несмотря на то, что христианство и ислам утверждают, что их Священное Писание и пророк единственно истинные, в их основе лежит один источник, одинаковая информация, единые общечеловеческие ценности.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: тексты Корана и Библии.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: общее и сходное в текстах Священных Писаний
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Общетеоретические: сравнительный анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, классификация, аналогия и перенос.
2. Социально-психологические: констатирующий эксперимент, анкетирование.
1 ЭТАП - изучение текстов Писаний, научно-популярной литературы, сбор информации из различных источников, выработка гипотезы.
2 ЭТАП - анализ материала: выделение общего и сходного в текстах, классификация, систематизирование отобранного материала по тематическим группам.
3 ЭТАП - выработка конкретных выводов, подтверждающих гипотезу, по каждой тематической группе.
4 ЭТАП - проведение констатирующего эксперимента в 7, 8, 10 и 11 классах (анкетирование по вопроснику) с целью определения уровня знания учащимися текстов Корана и Библии.
5 ЭТАП - выработка общих выводов и рекомендаций.
Одним из приоритетов государственной политики Казахстана является поддержка единства, мира и согласия в нашем полиэтническом и многоконфессиональном государстве. Но мир и согласие в обществе зависит от нравственности каждого человека.
Нравственные законы изложены в Священных писаниях, их основа – важнейшие единые общечеловеческие ценности. Поэтому сегодня так важно знать религиозные заповеди, изложенные в Коране и Библии.
Актуальность и новизна нашего исследования состоят в том, что для молодежи сегодня открытие религии становится новым, важным и необходимым условием саморазвития.
На основе материалов исследования возможна разработка темы, раздела или пособия по школьному курсу религиоведения с целью приобщения школьников к мировым общечеловеческим нравственным ценностям как гаранту благополучного нравственного и духовного развития.
Анализируя и сравнивая тексты Библии и Корана, мы пришли к выводу, что в них много общего и сходного, а именно:
1. Объект, к которому направлена информация обоих текстов – душа человека. Основа душевных качеств – религиозное мировоззрение (гл.2.1).
2. Рассматривая главные заповеди мусульманства и христианства, мы пришли к выводу, что они одинаковы по смыслу, т.е. в их основе лежат единые общечеловеческие ценности (гл.2.2).
1. Нет Бога, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища, Ему принадлежит власть, Ему хвала и Он всё может [4. Сура «Та ха», аят 14, с.34]
2. Лучшее (проявление Ислама) состоит в том, чтобы ты кормил людей и приветствовал всех, кого знаешь и кого не знаешь [2. Гл.39. Сура «Женщины», 36, с.171].
1. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим».
2. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» [1. Гл.22, 35-39].
3. Все представленные в Писаниях нравственные душевные качества, и положительные (восхваляемые) и отрицательные (порицаемые), одинаковы. ЭТО: Кротость (хильм), проявление терпения (анат), доброта (рифк), необходимость отстранения от сквернословия, злословия и пустословия, миротворчество, высокомерие, а также другие (гл.2.3).
Это означает, что в основе христианства и мусульманства лежат единые общечеловеческие ценности.
4. В текстах Корана и Библии упоминаются имена одних и тех же пророков (посланников), а также совпадают и другие имена: Адам – Адам, Нух – Ной, Ибрахим – Авраам, Исмаил –
Измаил, Исхак – Исаак, Лут – Лот, Йакуб – Иаков, Йусуф – Иосиф, Муса – Моисей, Харун –
Аарон, Давуд – Давид, Сулейман – Соломон,
Ильяс – Илия, Аль-Йаса – Елисей, Йунус – Иона, Аййуб – Иов, Закарийа – Захария, Йахйа
– Иоанн, Иса – Иисус, Марьям – Мария, Джибриль – Гавриил, а также другие имена, названия и слова (гл. 2.4).
5. В текстах Писаний повторяются все основные запреты. Мы рассмотрели запреты на употребление в пищу недозволенных продуктов.
Коран:
«Всевышний сказал: «Скажи: «Из того, что дано мне в откровение, я нахожу запрещённым употреблять в пищу только мертвечину, пролитую кровь и мясо свиньи, которая является скверной, а также недозволенное мясо животных, заколотых не ради Аллаха» [4. «аль-Анам», 145, с.168]
Библия:
«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им:
Скажите сынам Израилевым: вот животные, которые можно вам есть из всего скота на земле;
Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жуёт жвачку, ешьте;
Только сих не ешьте из жующих жвачку и имеющих копыта: Верблюда, потому что он жуёт жвачку, но копыта у него нераздвоенны; нечист он для вас;…
И свиньи, потому что копыта у неё раздвоены и на копытах разрез глубокий, но она не жуёт жвачки; нечиста она для вас;
Мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь, нечисты они для вас.
[6. Гл.11, 2-8]
6. Многие притчи, истории и рассказы в Библии и Коране одинаковы по смыслу и повторяются
(мы рассмотрели притчу о десяти девах, притчу о талантах, рассказы о Конце света) (гл.
2.5).
7. И в Коране, и в Библии утверждается, что Вселенная создана Словом Божиим. В основе всего лежит не материя, а дух, Божественная информация. Единая Божественная информация – вот исток общечеловеческих нравственных ценностей, которые являются основой религиозного мировоззрения (гл.2.6)
1.Какие общечеловеческие нравственные ценности Вы можете назвать?
2.Когда в нашей стране отмечается День духовного согласия и что он означает?
3. Знаете ли вы религии?
4. У каждой религии есть своё Священное Писание (собрание постулатов, правил и норм нравственности) и пророк -посланник Бога, который донес людям содержание Священного писания)
1) Как называется Священное Писание у мусульман? Назовите имя пророка мусульман.
2) Как называется Священное Писание у христиан? Назовите имя христианского пророка.
5.Знаете ли вы главные заповеди мусульманской религии? Назовите их.
6.Знаете ли вы главные заповеди христианской религии? Назовите их.
7.Хотели бы вы узнать больше о мусульманстве и христианстве?
1 вопрос. Какие общечеловеческие нравственные ценности вы можете назвать? (Назвали: 11 класс – 2 %, 10 класс – 4 %,
Ряд 1. 11 класс Ряд 3Ряд 1 Ряд 2 Ряд 3 Ряд 4. 7-8 классы
Ряд 2. 10 класс
3 вопрос. Знаете ли вы религии? (11 класс – знают 62 % уч-ся, 10 класс – 30 %, 7-8 классы – 10 %)
Ряд 1. 11 класс Ряд 1 Ряд 2 Ряд 3 Ряд 4Ряд 3. 7-8 классы
Ряд 2. 10 класс
7 вопрос. Хотели бы вы узнать больше о мусульманстве и христианстве? ( 11 класс – 88%, 10 класс – 82%, 7-8 классы
1
Ряд1. 11 класс Ряд3. 7-8 классы
Ряд2. 10 классы
По результатам проведённого констатирующего эксперимента (анкетирование по вопроснику) в 78,10 и 11 классах, мы пришли к выводам:
1. От среднего к старшему звену наблюдается оскудевание словарно-понятийного запаса учащихся категории нравственности и общечеловеческих ценностей, таких слов, как прощение, благодарность, милосердие, любовь, доброта, терпение, дружба, единение и др. Этому мы предполагаем две причины:
1. Старшее звено более равнодушно.
2. В среднем звене идёт становление личности, поэтому нравственные категории для них важнее, чем для учащихся старшего звена.
• От среднего к старшему звену наблюдается возрастание процентного соотношения по знанию мировых религий. Это мы объясняем тем, что старшеклассники изучают предмет «Светскость и основы религиоведения», поэтому знают религии.
• Никто из учащихся не назвал ни одной из главных заповедей христианства и мусульманства. Таким образом, познания школьников являются поверхностными.
• Большинство учащихся желают узнать больше о Коране и Библии:
• 7 класс: 56 - %, 10 класс – 82%, 11 класс – 88 %.
Таким образом, исходя из наших выводов, мы подтвердили нашу гипотезу: несмотря на то, что христианство и ислам утверждают, что их Священное Писание и пророк единственно истинные, в их основе лежит один источник, одинаковая информация, единые общечеловеческие ценности.
В виду актуальности содержания Корана и
Библии как носителей единых общечеловеческих ценностей, как источника и гаранта формирования правильного мировоззрения у подрастающего поколения, изучение текстов Священных Писаний действительно является новым и необходимым для современной молодёжи.
На основании вышесказанного, выводов по проведённому исследованию, мы предлагаем ввести для изучения данную тему, раздел в учебное пособие по религиоведению в организациях образования Республики Казахстан.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.