Медицина – область науки и практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, а также на предупреждение и лечение заболеваний.
Медицина
(лат. medicus – лечебный,
врачебный).
Вначале считалось, что здоровьем человека, его жизнью и смертью управляют боги.
Живые организмы развиваются по законам природы и, познав их, можно использовать эти законы на благо людей.
Гераклит
(544—483 до н. э.)
Аристотель ( 384 – 322 до н. э.)
Изучал органы животных и человека;
обратил внимание, что живые существа отличаются от тел неживой природы чёткой и строгой организацией;
ввёл термины «организм» и «аорта»;
понял, что душевная деятельность человека есть свойство его тела и существует до тех пор, пока живёт тело;
создатель трудов по философии и психологии.
Гиппократ ( ок. 460 – ок. 370 до н. э.)
Внёс большой вклад в развитие медицины и гигиены;
Гиппократ – «отец медицины»;
определил принцип врачевания – «не навреди»;
изучал влияние природных факторов на здоровье людей;
нашёл причины болезней;
создал учение о четырёх темпераментах человека и типах телосложения.
Клавдий Гален ( ок. 130 – ок. 200)
Описал органы животных;
подробно изучил строение костей, мышц и суставов обезьяны и предположил, что человек устроен сходным образом;
более 400 трудов по физиологии и медицине;
труд «О частях человеческого тела».
Идеология, господствовавшая в Средневековье (конец V — XIV века), мало способствовала развитию науки.
В эпоху Возрождения (XIV— XVII века)
началось пробуждение.
Леонардо да Винчи ( 1452 – 1519)
Великий итальянский художник и учёный;
изучал, описывал и зарисовывал строение тела человека.
Андреас Везалий ( 1514 – 1564)
Составил научное описание строения органов и систем организма;
труд «О строении человеческого тела»;
установил, что левый и правый желудочки сердца человека не сообщаются между собой.
Уильям Гарвей ( 1578 – 1657)
Основоположник физиологии и эмбриологии;
выяснил значение различных отделов сердца;
описал большой и малый круги кровообращения.
Рене Декарт ( 1596 – 1650)
Открыл рефлекс.
Становлению научной медицины (XVIII — XIX века) способствовали достижения естествознания и техники.
Учёные изучили строение клеток и тканей;
установили природу нервного импульса;
проникли в тайны работы мозга;
разработали лекарства и смогли победить болезни.
Николай Иванович Пирогов ( 1810 – 1881)
Внёс огромный вклад в развитие хирургии;
применил эфир для наркоза, а йод и спирт – для предупреждения нагноения ран;
использовал гипсовую повязку при переломах.
Иван Петрович Павлов ( 1849 – 1936)
Известный физиолог;
создатель учения о ВНД и о процессах регуляции пищеварения.
Иван Михайлович Сеченов
( 1829 – 1905)
Сеченов И.М. – «отец русской физиологии»;
работа «Рефлексы головного мозга».
Гигиена – раздел медицины о создании условий для сохранения и укрепления здоровья.
Гигиена (греч. hygieinos – здоровый).
изучает влияние санитарного состояния среды, условий жизни и труда на здоровье человека;
разрабатывает меры профилактики заболеваний;
обеспечение оптимальных условий жизнедеятельности;
сохранение здоровья и продление жизни.
Методы гигиены:
клинические (выяснение причин массовых заболеваний);
физиологические (установление приспособительных возможностей организма к неблагоприятным условиям среды;
лабораторные (анализ проб воздуха, воды).
Санитарные врачи:
выясняют нет ли вредных излучений, не опасны ли для здоровья воздух, вода, пища и почва;
следят за чистотой в помещениях;
изучают влияние на людей животных.
Гигиенисты устанавливают предельно допустимые концентрации веществ (ПДК).
Санитарные врачи следят за соблюдением этих норм.
ПДК (хлора) = 0,5 мг/л.
В стране действуют: санитарно-эпидемиологические центры (СЭЦ); санитарно-эпидемиологические станции (СЭС).
Их задача: несение санитарной службы в пределах определённого региона.
Инспектор СЭЦ может остановить работу предприятия и закрыть торговые точки, где не соблюдаются санитарные нормы и гигиенические правила.
Санитарные врачи устанавливают источники заболеваний и при необходимости объявляют карантин.
Карантин – запрещение или ограничение выезда или въезда на территорию, где появилась опасная инфекция.
КАРАНТИН
Эпидемия – широкое (массовое) распространение инфекционной (заразной) болезни.
Анатомия – наука о строении организма и его органов.
Анатомия (греч. anatome – рассечение).
Методы анатомии:
аутопсия (вскрытие трупов);
рентгеноскопия;
УЗИ;
томография;
моделирование работы органов.
Анатомия изучает не только внутреннее строение человека, но и особенности внешнего строения (рост, вес, пропорции тела).
В древности учёные широко использовали метод вскрытия мёртвого тела и изучение его органов.
Рембрандт. «Урок анатомии доктора Тюльпа» , 1632 г.
«Урок анатомии доктора Виллема ван дер Меера»
Физиология – наука о жизненных функциях организма и его органов.
Физиология
(греч. physis – природа,
logos – учение).
Функция органа – это его работа.
Методы физиологии:
наблюдение;
эксперимент.
Эксперимент – опыт, искусственное воспроизведение какого-нибудь явления при определённых условиях с целью эксперимента.
Острые опыты приводили к гибели животных;
хронические эксперименты позволяют изучать деятельность практически
здорового организма;
инструментальные методы.
собака с фистулой
желудка
Психология изучает поведение человека.
Психология (лат. psyche – душа, logos – учение).
Поведение зависит от биологических и социальных факторов.
Методы психологии:
наблюдение;
анкетирование;
эксперимент.
Каждая наука имеет самостоятельное значение
и тесно связана с другими науками.
Медицина – наука о сохранении и
укреплении здоровья людей, о
предупреждении и лечении
заболеваний.
Анатомия – наука о строении человека
и его органов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.