ЦЕЛИ УРОКА:
Вспомнить изученный ранее материал о второстепенных членах предложения.
Научиться находить определения в предложении, правильно ставить к ним вопросы.
Выяснить, какую роль играют определения в художественном тексте.
Научиться находить согласованные и несогласованные определения в предложении, ставить к ним вопросы.
Научиться бережно относиться к природе.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
(Ф.И.Тютчев)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над солнечной поляной…
(И.Бунин)
В полях сухие стебли кукурузы,
Следы колёс и блеклая ботва.
В холодном море - бледные медузы
И красная подводная трава…
1. лес (какой?) | 1. | Л | И | Л | О | В | Ы | Й | ||
2. терем (какой?) | 2. | |||||||||
3. лес (какой?) | 3. | |||||||||
4. стеной (какой?) | 4. | |||||||||
5. в море (каком?) 5. | ||||||||||
6. над поляной (какой?) | 6. | |||||||||
7. лес (какой?) | 7. | |||||||||
8. ботва (какая?) | 8. | |||||||||
9. трава (какая?) 9. | ||||||||||
10. стебли (какие?) | 10. | |||||||||
11. медузы (какие?) | 11. |
1. лес (какой?) | 1. | Л | И | Л | О | В | Ы | Й | ||
2. терем (какой?) | 2. | Р | А | С | П | И | С | Н | О | Й |
3. лес (какой?) | 3. | Б | Г | Р | Я | Н | Ы | Й | ||
4. стеной (какой?) | 4. | В | Е | С | Е | Л | О | Й | ||
5. в море (каком?) 5. | Х | О | Л | О | Д | Н | О | М | ||
6. над поляной (какой?) | 6. | С | В | Е | Т | Л | О | Ю | ||
7. лес (какой?) | 7. | З | О | Л | О | Т | Й | |||
8. ботва (какая?) | 8. | Б | Л | Е | К | Л | А | Я | ||
9. трава (какая?) 9. | К | Р | А | С | Н | А | Я | |||
10. стебли (какие?) | 10. | С | У | Х | И | Е | ||||
11. медузы (какие?) | 11. | Б | Л | Е | Д | Н | Ы | Е |
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой – ответы просты.
Лишь не хватает волнистой черты.
(А.И.Косоговский)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ –
Красными кистями свисают крупные ягоды.
Особенно хороша на поляне ранняя осень.
В сухих листьях шуршат ежи.
За поляной был забытый старый сад.
В нём поспевали маленькие кислые яблочки.
Согласованные определения
связываются с определяемым словом согласованием,
т.е. стоят в том же роде, числе, падеже.
Например:
тоненькие берёзки, прозрачное небо
Несогласованные определения
связываются с определяемым словом
по способу управления, реже примыкания.
Например:
тени берёз, середина осени
Творческая работаВ …. лесах сухо. Медью звенят на ветру …. сосны. Стволы источают капли медового цвета. Этот ….сок живицы. Из живицы получают канифоль, без которой скрипки не будут петь так нежно и трепетно. Капля по капле собираются целые бочки. Бочки отправляют на канифольный завод. Этот завод пахнет…. побегами.
Индивидуальная работа 1) Каждая мелочь этого дня врезалась мне в память. 2) До рассвета мы просидели на застекленной терассе и говорили о разных морских чудесах. 3) Изредка казалось, что я слышу осторожный всплеск воды у прибрежного камня, похожий на затаенный вздох.
Замени: Солнечный луч, полет без пересадки, следы лисы, кавказская природа, золотая брошь, побережье Черного моря, туман перед рассветом, хрустальная ваза, березовая ветка
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.