Презентация "Особенности проведения нетрадиционных форм уроков в начальной школе"

  • pptx
  • 19.11.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала нетрад.формы обучения.pptx

Особенности проведения нетрадиционных форм уроков в начальной школе

Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я пойму.
(Древняя китайская мудрость)

Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

Нестандартный урок- это « импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру»

Основные задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС НОО

общекультурное развитие;
личностное развитие;
развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся;
формирование умения учиться;
развитие коммуникативной компетентности.

Цель нетрадиционных уроков:

отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения,

что ведет к реализации основного закона
педагогики –
закона об активности обучения.

Нетрадиционные формы обучения предполагают:

• использование коллективных форм работы;
• привитие интереса к предмету;
• развитие умений и навыков самостоятельной работы;
• активизацию деятельности учащихся;
• при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
• более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
• становление новых отношений между учителем и учениками.

Признаки нетрадиционного урока

Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования НИТ.
Выполняются творческие задания.
Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
Планируется урок заранее.

Наиболее распространенные типы нестандартных уроков

Уроки «погружения»
Уроки - деловые игры
Уроки - пресс- конференции
Уроки- соревнования
Уроки КВН
Театрализованные уроки
Компьютерные уроки
Уроки с групповыми формами работы
Уроки взаимообучения учащихся
Уроки творчества
Уроки- аукционы
Уроки, которые ведут учащиеся
Уроки-зачеты
Уроки- сомнения
Уроки - творческие отсчеты
Уроки- формулы
Уроки- конкурсы
Бинарные уроки

Уроки- обобщения
Уроки- фантазии
Уроки- игры
Уроки- «суды»
Уроки поиска истины
Уроки- лекции «Парадоксы»
Уроки- концерты
Уроки- диалоги
Уроки «Следствие ведут знатоки»
Уроки - ролевые игры
Уроки- конференции
Интегрированные уроки
Уроки семинары
Уроки – «круговая тренировка»
Межпредметные уроки
Уроки- экскурсии
Уроки – игры «Поле чудес».

Классификация уроков на нетрадиционной основе

Основания

Цели

Формы

Изменённые способы организации

Развитие осмысленного отношения к знаниям

защита знаний, защита идей, урок вдвоём, урок-встреча.

Опора на фантазию

Становление творческих способностей при работе с содержанием учебного материала

урок-сказка, урок творчества: уроки изобретательства, урок - творческий отчёт, комплексно-творческий отчёт, урок-выставка, урок-«удивительное рядом», урок фантастического проекта, урок-рассказ об учёных: урок-бенефис, урок-сюрприз, урок-подарок от Хоттабыча.

Имитация каких – либо занятий или видов работ

Расширение кругозора

экскурсия, заочная экскурсия, прогулка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, поездка на поезде, защита проектов.

Состязательно-игровая основа

Стимулирование познавательного интереса

урок-игра, урок КВН, «Что? Где? Когда?», урок-эстафета, конкурс, соревнование, урок-журнал, урок-викторина.

Трансформация стандартных способов организации

Развитие нестандартных умений учебной работы

парный опрос, экспресс-опрос, урок защиты читательского формуляра

Оригинальная организация учебного материала

Становление способностей к учебному общению, сопереживанию

уроки взаимного обучения, уроки, которые ведут ученики, урок-решение, урок-портрет, урок памяти, урок открытых мыслей, урок - «Мой поэт», урок - дидактическая игра; урок-интервью, уроки с использованием активных методов обучения: мозговая атака, мозговой штурм и т.д.

Аналогия с организованными событиями

Приобщение к активным формам внешкольной жизни

урок-аукцион, урок посвящение, урок - футбольный матч, урок-кроссворд, урок-памятка.

Уроки с использованием средств ИКТ

Презентации

Аудиосредства

Интерактивная доска

Электронное голосование

Видеоурок

Презентация – мощное средство наглядности, развитие познавательного интереса. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и, прежде всего внимания и памяти.
Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению изучаемого материала, а также углубляет знание материала, поскольку при этом происходит процесс запоминания

Урок-конкурс

урок-турнир

урок-эстафета

деловая игра

Урок-игра

ролевая игра

урок-викторина

Уроки в форме соревнования и игр

Урок-игра тоже в основном проводится для младших школьников. Одним из важнейших приемов при обучении детей является игра. Факторы, сопровождающие игру, интерес, чувство удовлетворения, радости - облегчает обучение. Игра конкретна и соответствует развитию младших школьников.

Проектно-исследовательские уроки

Урок - исследование

мозговая атака

урок-репортаж

Урок-проект

урок-рецензия

урок-изобретательство