I. Слепые дети. К категории слепых (незрячих) относятся:
1) Тотально или абсолютно слепые. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью отсутствуют зрительные ощущения.
2) Слепые дети со светоощущением, Эти дети видят только свет, то есть отличают свет от тьмы.
3) Слепые дети, у которых имеется светоощущение и цветоощущение, то есть они отличают не только свет от тьмы, но и различают цвета.
4) Слепые дети, у которых имеются тысячные доли от нормальной остроты зрения (примерно от 0,005 до 0,009).
5) Слепые с форменным (предметным) остаточным зрением. К этой группе относятся дети, острота зрения которых варьируется в пределах 0,01 – 0,04.
Причины слепоты:
1. Врожденная патология глаз, а также недоразвитие зрительной системы на фоне общего соматического ослабления здоровья.
2. Наследственный фактор, который является причиной таких заболеваний как: глаукома, катаракта, патология сетчатки, атрофия зрительного нерва, близорукость и некоторые другие.
3. Различные заболевания матери во время беременности, грипп, вирусные инфекции, обострение хронических заболеваний.
4. Алкогольные и никотиновые токсикации.
5. Следствие различных заболеваний центральной нервной системы.
6. Ретинопатия недоношенных (выражается в снижении чувствительности сетчатки).
II. Слабовидящие дети.
1. Слабовидящие дети с остротой зрения в пределах от 0,05 до 0,09 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.
2. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,1 до 0,2 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.
3. Слабовидящие дети с остротой зрения от 0,3 до 0,4 с коррекцией очками на лучше видящем глазу.
амблиопия (стойкое снижение остроты зрения без видимой анатомической причины);
миопия (близорукость),
гиперметропия (дальнозоркость), астигматизм (снижение преломляющей оптической системы глаза);
косоглазие (нарушение содружественного движения глаз)
гемианопсия – это выпадение части зрительного поля на одном или двух глазах.
ретинопа́тия — поражение сетчатой оболочки глазного яблока любого происхождения.
Функциональные нарушения зрения.
Особенности развития детей с функциональными нарушениями зрения.
Замедленное и ограниченное восприятие.
Снижение скорости восприятия и переработки всех видов информации.
Нарушения в развитии пространственных представлений.
Проблемы речевого развития (трудности в формировании словесных обобщений, в номинации объектов, нарушение или замедление интеграции на уровне нервных центров и др.).
Специфика мыслительной деятельности.
Ослабленная познавательная активность.
Пробелы в знаниях об окружающем мире и межличностных отношениях.
Отклонение от нормы в развитии личности.
Нуждаются в постоянной помощи взрослого.
Особенности развития детей с функциональными нарушениями зрения.
Память
снижение продуктивности запоминания
снижением объема, точности, полноты и
скорости запоминания
недостаточным осмыслением запоминаемого материала
Особенности развития детей с функциональными нарушениями зрения.
Мышление
трудности установления смысловых связей между объектами
затруднения при классификации предметов
недостаточное развитие наглядно-образного и
наглядно-действенного уровней мыслительной деятельности
Особенности развития детей с функциональными нарушениями зрения.
Речь
изменение темпа развития
нарушения словарно- семантической стороны речи
слабое использование неязыковых средств общения — мимики, пантомимики, интонации
Особенности развития детей с функциональными нарушениями зрения.
Чтение и письмо
низкий уровень развития зрительно-моторной координации плохое запоминание букв;
появление зеркального написания букв «слияние» двух сходных букв
невосприятие отдельных элементов или добавление лишних
Особенности развития детей с функциональными нарушениями зрения.
Особые образовательные потребности.
с нарушением зрения
Взаимодействие специалистов разного профиля
Присутствие помощников (тьютеров), оказывающих ребенку необходимую техническую помощь
Включение семьи в процесс образования ребенка и особая подготовка родителей
силами специалистов
Модификация учебных планов и программ
Применение специальных методик обучения
Особые образовательные потребности
Учет зрительных возможностей и состояния основных зрительных функций
Учет течения заболевания органа зрения
Своевременное и систематическое лечение, подбор оптических средств коррекции, динамическое наблюдение за состоянием зрения
Строгая регламентация зрительной работы
Организация гимнастики для глаз в процессе урока
Правильное чередование в школьном расписании предметов, требующих большого зрительного напряжения с уроками физкультуры, труда и пения
Особые образовательные потребности с нарушением зрения
Специальное оформление учебных классов и кабинетов, создание санитарно-гигиенических условий, учет офтальмогигиенических требований
Четкое соблюдение показаний и противопоказаний к занятиям спортом(ограничение спортивных соревнований, поднятия тяжестей)
Постоянное подчеркивание достижений ребенка
Ученик в очках –особенный, с тонкими чувствительными психическими процессами, с особенностями познавательной сферы.
Нарушение зрения –
не помеха для
полноценного твор-
ческого развития в
современном обществе.
Ученик в очках, как и любой другой, не может ждать счастья. Он нетерпелив. Он хочет и должен быть счастливым сегодня.
«Рука, ощупывающая внешние предметы, даёт слепому всё, что даёт нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль за пределы длины руки.»
И.М. Сеченов
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.