Понятие воображения
Сущность воображения как познавательного процесса заключается в преобразовании представлений, создании новых образов на основе имеющихся.
Особенности развития воображения у детей с нарушением слуха
Воображение глухих дошкольников как бы дольше «привязано» сначала к восприятию, а потом к памяти.
Глухие дети часто не могут использовать предметы-заместители
У глухих детей наблюдаются трудности в формировании познавательной функции воображения
Они позже, чем у слышащих, происходит разделение в цепочке «предмет — образ — слово».
Сравнительная характеристика развития воображения с детьми с сохранным развитием
Исследование особенностей воссоздающего воображения, проведенное М. М. Нудельманом, показало, что образы, возникающие у глухих школьников при чтении литературных произведений, не всегда соответствуют описанию. Так, глухие дети часто иллюстрировали эпизоды, имеющие лишь косвенное отношение к событиям (в 16 % случаев, у слышащих детей этого не наблюдалось).
Большие трудности наблюдаются у глухих детей в воссоздании пространственных отношений между объектами, описанными в литературном произведении. Ученики IV класса делали ошибки в 77% случаев (против 17% у слышащих сверстников), причем некоторые даже не пытались правильно расположить объекты.
Условия развития воображения
Во-первых, обогащение их опыта, знаний и представлений о мире, воспитание интереса к чтению художественной литературы;
во-вторых, формирование умений мысленно оперировать представлениями и образами, преобразовывать их;
Таким образом, при оптимальной организации обучения глухих детей, при совершенствовании их мышления и речи достигается компенсаторное развитие воображения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.